Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире в виду развития промышленных технологий опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».

Курс дополнительного образования предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» призван обеспечить дополнительное системное информирование учащихся о существующих в реальной жизни опасностях, направлен на приобретение знаний о конкретных правилах поведения в ситуациях, опасных для физического, психического и духовно-нравственного здоровья, а также умений и навыков их предотвращения, доступных возрастным возможностям детей и подростков.

Данная программа ДО «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 14-16 лет разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, предназначена для углубленного изучения школьниками старших классов данной дисциплины.

Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения профильного уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Главная цель программы ДО предмета основы безопасности жизнедеятельности направлена на формировании личности безопасного типа поведения на основе знаний, полученных в системе учреждений общего образования.

Изучение программы ДО предмета основы безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых высокой ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

развитие высоко духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

освоение глубоких знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства, о современном комплексе проблем безопасности;

формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует и углубляет знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из 5 разделов:

Содержание курса

Наименование разделов и тем Теорети ческие занятия Практи ческие занятия Всего
1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 24 12 36
2 Основы здорового образа жизни   14 10 24
3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой ме­дицинской помощи 10 16 26
4 Современный комплекс проблем безопасности 6   6
5 Основы военной службы и защита Отечества 16 20 36

ИТОГО

70 58 128

 

 

Срок реализации программы составляет 1 год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По основам безопасности жизнедеятельности

На 2012-2013 учебный год (первое полугодие)

Наименование разделов и тем Теорети ческие занятия Практи ческие занятия Всего
1 2 3 4 5
1.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.1 Безопасное поведение дома 2 2 4
1.2 Пожарная безопасность 1 3 4
1.3 Безопасное участие в дорожном движении 1 3 4
1.4 Безопасное поведение человека на воде 1 3 4
1.5 Безопасное поведение в общественных местах 1 3 4
1.6 Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера 2 2 4
1.7 Безопасное поведение в природных условиях 1 3 4
1.8 Принципы и правила действий человека в чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера, меры по за­щите населения от последствий 1 3 4
1.9 Защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий 1 3 4
1.10 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций 1 3 4
1.11 Государственные и общественные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности 2 2 4
1.12 Основы здорового образа жизни. Общие понятия о здоровье 2 2 4
1.13 Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья 2 2 4
  ИТОГО: 18 34 52

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По основам безопасности жизнедеятельности

На 2012-2013 учебный год (второе полугодие)

Наименование разделов и тем Теорети ческие занятия Практи ческие занятия Всего
1 2 3 4 5
1. Основы здорового образа жизни.      
1.1. Факторы, способствующие укреплению здоровья 2 2 4
1.2. Вредные привычки как факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. 2   2   4
1.3 Физкультурно-оздоровительные технологии, способствующие укреплению здоровья 2 2 4
1..4 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества 4 - 4
2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой ме­дицинской помощи

2.1 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика 4 - 4
2.2 Первая медицинская помощь при травмах и ранениях 2 2 4
2.3 Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте 2 2 4
2.4 Первая медицинская помощь при остановке сердца 2 2 4
2.5 Транспортировка пострадавших - 4 4
3.

Современный комплекс проблем безопасности

3.1 Личная безопасность 4 - 4
3.2 Безопасность национальная - 4 4
3.3 Безопасность глобальная - 4 4
4.

Основы военной службы и защита Отечества

4.1 Основы обороны государства 2 2 4
4.2. Воинская обязанность 2 2 4
4.3 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы 2 2 4
4.4 Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства - 4 4
4.5. Организационная структура Вооруженных Сил России Государственные и военные символы Российской Федерации 2 2 4
4.6 Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества - 4 4
4.7 Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации 2 2 4

ИТОГО:

34 42 76

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

(36 часов).

1.1.Безопасное поведение дома – 2 часа.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в по­вседневной жизни, и правила безопасного поведения.

1.2.Пожарная безопасность – 2часа.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причи­ны возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасно­сти в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безо­пасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.3. Безопасное участие в дорожном движении – 4 часа.    

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация до­рожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила бе­зопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная от­ветственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

1.4.Безопасное поведение человека на воде – 4 часа.

      Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудован­ных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

1.5.Безопасное поведение в общественных местах – 2 часа.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские дейст­вия и вандализм.

1.6.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера – 4 часа.

       Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

1.7.Безопасное поведение в природных условиях – 2 часа.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии
в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода. Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существо­вания, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения во­дой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.8.Принципы и правила действий человека в чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера, меры по за­щите населения от последствий – 4 часа.

Краткая характеристика наиболее веро­ятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Практические занятия.

1.9.Защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий – 6 часов.

Правила поведения в ситуациях криминогенного харак­тера. Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминоген­ной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций – 2 часа.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности Положения Конституции Российской Федерации, гарантирую­щие права и свободы человека и гражданина. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

1.11. Государственные и общественные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности – 4 часа.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособ­ности стран. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за­дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возника­ющих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...