Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Смирение — великая сила духовной жизни




 

Где есть смирение, там нет места диаволу

 -Геронда, в книге "Отцы святогорцы" Вы пишете, что бесы избили старца Евлогия. Как Бог попус­тил такое?

 - Кто отведал каши?

 - Старец Евлогий.

 - Нет, бесы! И в случае, когда Бог попускает, чтобы один человек избил другого, а тот, кого бьют, принимает всё со смирением, то в конечном итоге изувеченным ос­таётся тот, кто бьёт. Скажи, чего больше всего боится диавол?

 - Смирения, геронда.

 - А я думал, что он больше боится гордости, потому что чувствует... комплекс неполноценности! "Гордый он, гордый я, кто кого гордее?" Ну конечно, так и есть, диа­вол боится смирения: оно ему наносит такие увечья! Там, где есть смирение, диавол не может пребывать.

 Смирением человек просвещается и никогда не пре­тыкается на своём духовном пути, преодолевает все препятствия, которые ему поставляет искушение. Помните святого Антония, который видел сети врага, распростёр­тые по всей земле? "Кто же может их избегнуть?" - вос­кликнул он. И тут же услышал голос, говоривший ему: "Смиренномудрие".

 На Синае я жил в келье святой Епистимии, там была маленькая церковь и совсем небольшая комната Сверху была гора, а снизу стена высотой четыре или пять метров. Там у меня стоял чурбан, на котором я строгал дощечки для резных иконок. Однажды я строгал свои дощечки и творил молитву и тут услышал голос: "Ты можешь прыг­нуть вниз без вреда для себя". Я оборачиваюсь и вижу чёрную тень с большой головой. "Тангалашка", - думаю. Ладно, не обращаю внимания. А он на том же месте, не уходит! "Ты можешь прыгнуть вниз без вреда для себя", -говорит. Делаю вид, что не слышу. Минут пятнадцать он повторял одно и то же. Тут я ему говорю: "Хорошо, я бро­шу вниз камень". "До такого, - говорит, - даже Христос не додумался! Твой ответ лучше Его!" Тут я вышел из себя. "Христос, - говорю ему, - был Бог, а не как я, чучело, что сидит тут и на тебя таращится. Ну-ка, пошёл отсю­да!" Этого было достаточно. Он сразу исчез.

 Когда есть смирение, диавол не может победить душу. Смиренный не падает, потому что ходит низко. Вот что случилось со старцем Аввакумом, когда он подвизался в пустыне Виглы! Однажды, когда он сидел на скале и мо­лился по чёткам, ему явился диавол в образе "ангела свет­ла". "Аввакум, - говорит, - меня послал Бог, чтобы я взял тебя в рай, потому что ты уже стал ангелом Давай, поле­тели". "Да, но у тебя есть крылья, а я как полечу?" А тот "ангел" ему говорит "И у тебя есть крылья, но ты их не видишь". Тогда Старец Аввакум перекрестился и сказал: "Матерь Божия, кто я такой, чтобы летать?" Мгновенно этот "ангел" превратился в странного чёрного козла с крыльями, как у летучей мыши, и исчез.

 Видите, как с помощью смирения мы можем распо­знать диавольские ловушки?

 

Духовное преуспеяние есть там, где есть большое смирение

 

 - Геронда, почему один человек может измениться за месяц, а другой подвизается годы и не преуспевает?

 - А вы как считаете? Почему так происходит?

 - Помысел мне говорит, что если человек смирится и будет призывать милость Божию, то Бог ему помогает и он преуспевает.

 - Так и есть. Необходимо смирение. Духовное преус­пеяние есть там, где есть большое смирение.

 Нашедшие путь смиренномудрия, преуспевают в ду­ховной жизни быстро, последовательно и без труда Мы ещё не поняли, что такое смирение, эта великая сила! От него зависит всё преуспеяние. Чем больше человек смиряется, тем большую благодать приобретает от Бога и тем больше преуспевает. Сколько силы в смирении, и люди ей не пользуются!

 - А для человека смиренного духовный подвиг легче?

 - Конечно. Потому что смиренного чуть подтолкнёшь, и он летит вперёд. Возьми бильярдный шар, бьёшь по нему с одной стороны, он катится, бьёшь с другой, опять катится; он круглый - потому и не застревает.

 - Геронда может быть так, что человек, чтобы стяжать смирение, будет всё время себя смирять и в конце кон­цов впадёт в отчаяние?

 - Нет, потому что настоящее смирение приносит на­дежду, а не отчаяние. Отчаяние приносит эгоизм, пото­му что эгоист надеется на себя, а смиренный на милость Божию. В сокрушении смирения постепенно возрастает духовный человек. Вся жизнь человека становится вели­ким и любочестным подвигом, но он всегда идёт вперёд с великой надеждой на Бога, разочарованный в себе, в хо­рошем смысле, то есть разочарованный в своём "я".

 - А человек, который не находится в добром духовном расположении, может надеяться на милость Божию?

 - А откуда человек может знать, что он находится в добром духовном расположении? Человек только одно может знать - что он не имеет хорошего духовного рас­положения. Даже если имеет, не видит, потому что и тогда видит только свою греховность. Потому что тот, кто подвизается ради духовного преуспеяния, никогда не видит своего преуспеяния, видит только собствен­ные падения.

 

Смиренные хранят своё духовное богатство в сокровищнице у Бога

 

 - Геронда мне не нравится быть незаметной. Может, поэтому я чувствую внутри пустоту?

 - Да, юродивой из тебя не получится! Чтобы быть юродивой, нужно иметь большое смирение. Знаешь что, если ты хочешь полюбить безвестность, то почитай жи­тие преподобной Исидоры. Увидишь, какие она имела драгоценности, добродетели. И ты выбрось свои нена­стоящие медные добродетели-побрякушки и впредь со­бирай золотые, прячь их в своём сердце и как следует за­пирай, чтобы их не похитил тангалашка.

 У юродивых Христа ради нет внутри никакой пусто­ты, у них полнота Божественной любви, которая пере­ливается через край. Они - великие святые. Несуразица, которую они говорят, на самом деле подлинные настав­ления, очень глубокие. У них очень большое смирение, себя они вообще ни во что ни ставят, потому Бог их удо­стаивает познания священных таинств и сподобляет ве­ликих дарований.

 - Геронда, почему некоторые жители Фарасы, несмот­ря на то что видели многочисленные чудеса, которые тво­рил святой Арсений, не признавали его и смущались?

 - Святые больше сил тратили на то, чтобы скрыть своё духовное богатство, чем на то, чтобы его стяжать. И святой Арсений тоже прятал свои добродетели под разными внешними покровами, что вполне объясни­мо. Люди внешние его самого не "различали" и смуща­лись, потому что видели только внешнее, его "искусст­венные" странности. Святой Арсений всегда старался показывать людям не свои добродетели, а их противо­положность, чтобы избежать почитания. Конечно, не­которые всё же понимали, какое богатство таил в себе святой.

 Смиренные и незаметные воины Христовы умнее всех в мире, потому что им удаётся хранить своё духовное бо­гатство в сокровищнице у Бога. Поэтому мы должны ра­доваться, если живём незаметно, потому что узрим лице Божие в будущей жизни, и в этой будем постоянно ощу­щать Его присутствие.

 

 

ЧАСТЬ. Любовь духовная

 

 Духовный человек отдает сначала свою любовь Богу, затем людям, а остаток любви отдает животным и всей живой тври.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...