Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Добродетель других и нас наполняет благоуханием




Взвращивание добродетелей

 

 - Геронда, когда человек достигает обожения?

 - Когда в него входит Божественная Благодать.

 - Тогда в нём живёт радость?

 - В нём живёт не только радость, но и большая любовь, смирение, утешение, уверенность. В нём есть те качества, которые есть у Бога, поэтому в него входит Бла­годать Божия.

 - А что значит "Бог богов" (Пс.49,1)?

 - Разве Давид не говорит "Бози есте, и сынове вышняго вси" (Пс.81,6)? Человек сотворен "по образу" Божию, следо­вательно, Бог есть Бог богов, то есть людей. Человек дол­жен достичь обожения. По образу Божию сотворены все люди, но кто из нас стоит на пути к "по подобию"? Чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше делаемся по­добны Ему, то есть тем дальше удаляемся от сущности "по подобию".

 Чтобы человек сделался подобным Богу, он должен жить в согласии с заповедями Божиими и работать над собой. Таким образом он очищается от страстей и при­обретает добродетели, и тогда он уже не просто человек, сотворенный "по образу" Божию, но переходит в состоя­ние "по подобию", так как в нём действует Божествен­ная Благодать.

 

"Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)

 

 - Геронда, я бы очень хотела увидеть своего святого.

 - А я бы хотел, чтобы ты постаралась стать другом Божиим

 - Как мне этого достичь?

 - "В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда со­храните словеса Твоя" (Пс.118,9). Если будешь жить в согласии с заповедями Божиими, станешь другом Божиим

 Если мы дети Божий, то должны соблюдать Его запо­веди. Когда иудеи сказали: "У нас отец Авраам", Христос им ответил: "Ваш отец не Авраам, а сатана, потому что если бы вы были детьми Авраама, то творили бы и дела Авраама" (Ср. Ин. 8, 39; Ин. 8,44)

 - Геронда, что имеет в виду авва Исаак, когда говорит, что Христос требует не исполнения заповедей, но ис­правления души (Исаак Сирин, слова подвижнические)?

- Для чего Бог дал заповеди? Разве не для нашего ис­правления? Соблюдая заповеди Божий, мы возделываем добродетель и приобретаем здравие души. "Делание доб­родетели, - говорит авва Исаак, - есть хранение запове­дей Господних".

 - Геронда, авва Исайя говорит: "Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хране­нии заповедей Божиих"8.

 - Это так. Чтобы в точности исполнять заповеди Бо­жий, необходимы мужество, храбрость и трезвение. По­этому ищи, чего тебе не хватает и что Бог от тебя требует: подумай, что ты сделала и что должна была сделать, но не сделала. Говори себе: "Да, мне нравится то, чем я занима­юсь, а угодно ли это Господу?" - и старайся исполнять волю Божию. "За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки"9, - говорится в Священном Писании.

 Ценность имеет та добродетель, которая приоб­ретается свободно, без принуждения со стороны. Че­ловек должен почувствовать добродетель как свою по­требность и потом потрудиться, чтобы её стяжать. Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, - это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освобо­диться от своего ветхого человека. Все силы верующего человека должны быть направлены на то, чтобы точно соблюдать заповеди Божий. Когда человек стремится к исполнению воли Божией, тогда он приближается к Богу и, даже если не просит, всё равно получает Божест­венную Благодать. Иными словами, черпает воду непо­средственно из источника.

 

Все добродетели необходимо взращивать

 

 - Может быть человек от природы добродетельным?

 - Человек может от природы быть, например, прос­тым, спокойным, кротким Всё это природные дарова­ния, которые ему даёт Бог, а человек, чтобы приумножить их, должен взращивать. Через подвиг он получит духовные дарования, дары Святого Духа.

 - Геронда рассуждение - это дар Божий или доброде­тель, которая постепенно приобретается человеком че­рез духовное делание?

 - Я тебе скажу так рассуждение - это дар. Но, допус­тим, у тебя нет этого дара, а есть какой-нибудь другой. Развивая свой дар, ты будешь одновременно развивать и рассуждение и другие добродетели, а через это воспол­нять те добродетели, которых у тебя не хватает. Когда человек подвизается, к примеру, в воздержании, то одно­временно он возделывает молчание, внимание, молитву, рассуждение и т. д

 Ведь добродетели и страсти развиваются в зависи­мости от того, в каком направлении человек будет рабо­тать. Если он будет взращивать добродетели, то вырастут добродетели и заглушат страсти. Если будет возделывать страсти, то вырастут страсти и заглушат добродетели. Если будет возделывать и те и другие, то вырастут и те и другие, и получится путаница. Чтобы это понять, пред­ставьте себе сад, в котором есть и цветы и бурьян. Если хозяин будет ухаживать за бурьяном, то вырастет бурьян и заглушит цветы. Если станет ухаживать за цветами, то цветы разрастутся и заглушат бурьян. Если будет ухажи­вать и за теми и за другими, то со временем не сможет отделить цветы от бурьяна.

 Чтобы человек преуспел, он должен познать, какие страсти в нём есть, и постараться их отсечь. Также по­знать дарования, которые ему дал Бог, и развить их. Если станет в смирении их возделывать, то вскоре обогатится духовно. Если будет духовно работать, станет хорошим, если пренебрежёт, станет плохим.

 Я встречал людей, которые, хотя почва их души была плодородной, оставили её невозделанной, и она заросла терновником и чертополохом. А другие, хотя у них на земле росли терновник и чертополох, всё выпололи, вспа­хали, и земля стала приносить плоды. Что пользы, если Бог нам дал хорошую землю, а мы её бросили, и она поросла бурьяном? Если наша земля пригодна для выращивания сахарного тростника, а на ней растёт камыш, если мы не заботимся о том, чтобы выполоть камыш, посадить и выращивать сахарный тростник, то Бог чем нам может помочь? Из камыша можно только корзинки плести, са­хара не добудешь...

 Бог от каждого из нас потребует ответа, удвоили ли мы тот дар, который Он нам дал. Если кому-то Он дал пять дарований, то человек должен их превратить в де­сять. Девять - это для него уже не лучший результат. Потому каждый пусть трудится со смирением и рас­суждением для достижения лучшего результата Ведь Бог потребует ответа, превратил ли человек один талант в два, два в четыре, а пять в десять. Следовательно, если человек удвоил данные ему таланты, то в глазах Бога он заслуживает высшей награды. А если кто-нибудь, по усердию, не по гордости, один талант превратит в де­сять, то умилит этим не только Бога но и человека даже с каменным сердцем

 

Добродетель других и нас наполняет благоуханием

 

 - Геронда что помогает стяжать добродетель?

 - Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть бла­гоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благо­уханием.

 Когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать - мы назидаемся. Но и глядя на их недостатки, тоже получаем пользу, потому что недо­статки других помогают нам увидеть наши собственные. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стре­миться ей подражать, а недостаток заставляет задумать­ся, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться. Например, я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу лю­бопытство и не осуждаю брата, но смотрю вниматель­но, нет ли и у меня любопытства И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться. Но если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оп­равдываю их, говоря: "Я лучше и этого человека, и того, и другого!" - всё - я пропал

Другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы ви­дим себя, и другие видят наши недостатки, и их замеча­ния смывают с нас грязные пятна

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...