Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев




 

 - Геронда, как человек может победить гнев?

 - Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. По­чему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть силь­ное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смире­нием... победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

 - Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

 - Видишь ли, одна из двух должна смириться и усту­пить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень - только искры летят'- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: "Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком", и так из­бегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказы­вается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

 - А если человек внешне ведёт себя правильно и усту­пает, а в душе возмущается?

 - Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

 - Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

 - Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничто­жает чад гнева душевные очи очищаются, и человек на­чинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о "миро­творцах" говорит, что они "сынове Божий нарекутся" (Мф.5,9).

 

Глава 3. Душевредная печаль

 

Радость от Христа, а печаль от диавола

 

 - Геронда, последнее время я сильно тоскую.

 - Почему тоскуешь? Потонули твои корабли? Куда ты их отправила? В Атлантический океан? Ты что, разве по такой погоде посылают корабли в плаванье? Сколько затонуло?

 - Все, геронда, затонули.

 - Прекрасно, тогда у тебя нет имущества, и ты мо­жешь стать хорошей монахиней! Почему ты всё время не прославляешь Бога? Чего тебе не хватает? Если тос­кует человек, который находится вдали от Христа, я это понимаю, но если тоскует тот, кто близок ко Христу, это понять трудно. Ведь даже если у тебя что-то болит, твою боль умягчает Христос.

 У человека не может быть горькой печали, потому что если он свою печаль принесёт ко Христу, то она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, то это зна­чит, что человек со своими горестями не идёт ко Христу.

 Радость от Христа, а печаль от диавола. Знали бы вы, как я огорчаюсь, когда вижу монаха с выражением лица, как у хозяина бакалейной лавки, которого лишили прибыли. Другое дело печаль по Богу, радостнотворный плач. Тут человек радуется. Его молчание, его собранность ис­точают в его сердце мёд. Когда вижу такого человека, хо­чется ему ноги целовать.

 - Откуда человек может понять, что его печаль дейст­вительно по Богу?

 - Допустим, человек совершил грех и переживает. Если он огорчается из-за того, что опечалил Христа, то ощущает в сердце сладостную боль, потому что Бог раз­ливает в его душе сладость, Божественное утешение. Эта печаль по Богу. А если человек постоянно пребы­вает в печали, чувствует страх и отчаяние, то он должен понять, что эта печаль не по Богу. Печаль по Богу - это духовная радость, она приносит в сердце утешение. А печаль, которая не по Богу, приносит страх и безыс­ходность.

 - А если, геронда, человек духовный огорчается из-за того, что какой-нибудь еретик пользуется его именем и наносит людям вред?

 - Эта печаль оправдана, человек должен переживать, потому что многим наносится вред. Но и в этом случае реагировать надо духовно. Если человек воспримет всё смиренно и скажет. "Боже мой, я не хочу, чтобы люди пострадали, просвети их, чтобы они уразумели истину". Если он так скажет, то будет мирен. Но если станет суе­титься и говорить: "Что делать? Моим именем пользуют­ся и губят людей", то покоя ему не будет. Во всяком случае, если человек сам не виноват и совесть у него спо­койна то, даже если другие его огорчают, он будет полу­чать большое

 

 

Эгоизм всегда приносит печаль и страх

 

 - Геронда, я постоянно думаю о той своей ошибке, ко­торая Вас огорчила, и меня охватывает печаль.

 - Перестань, уже всё прошло. Ничего, кроме огорче­ния, это тебе не даст, и ничем не поможет. Но быть вни­мательней в будущем, это бы тебе не помешало. Про­должай дальше бороться усердно. Все люди допускают ошибки, но Благой Бог, как Отец, нас защищает. Для этого у Него есть святые, для этого он каждому чело­веку дал Ангела-хранителя, чтобы тот его защищал, для этого Он выделяет людей духовных, чтобы те помогали другим людям

 - Меня гнетёт печаль о моих падениях, геронда, и я устаю подвизаться.

 - Это от эгоизма. Ты не склоняешься, потому выби­ваешься из сил. Нет смирения, покаяния, сокрушения, но есть эгоизм, а эгоизм всегда приносит печаль и страх. Когда у человека нет покаяния, он огорчается из-за свое­го эгоизма, человекоугодия, из-за того, что пал в глазах других, тогда в нём живут тревога, горечь, боль.

- Значит, если человек после своего падения сильно переживает, то причина этому всегда эгоизм?

 - Не всегда. Это может происходить и от усердия. Когда человек сильно переживает от ревности и усердия, тогда получает большое утешение, которое ободряет не только душу, но и тело.

 - Но как мне понять, что я переживаю от усердия?

 - Тот, кто переживает от усердия, обвиняет во всём себя, а тот, кто от эгоизма - обвиняет во всём других и говорит, что с ним поступают несправедливо. Ущемляет­ся эгоизм, человек начинает дуться, перестает разгова­ривать... Вот сегодня я двум сестрам сделал замечание за их оплошность. Обе огорчились и опустили головы. Но одна огорчилась по усердию, так как своей оплош­ностью опечалила меня, а другая огорчилась от эгоизма. Первая стыдилась даже глаза на меня поднять. А дру­гая, чтобы не испортить свою репутацию, сразу стала оправдываться, не думая о том, насколько серьёзна её оплошность. Она подумала так: "Я уронила себя в глазах других, мне перестанут доверять. Как мне теперь оп­равдать свою оплошность, чтобы не испортить репута­цию?» Если бы она признала свою ошибку, обвинила бы во всём себя, то имела бы утешение. Но она постаралась оправдаться, поэтому покоя у неё в душе не было. Мы, когда сами себя оправдываем, даём место диаволу, ко­торый приходит, воздействует на нас тонким образом и вызывает печаль. Но когда мы принимаем всю вину на себя, тогда Бог берёт на Себя всю нашу тяжесть. Так что, давайте решим, что нам избрать: смирение, кото­рое даёт покой, или эгоизм, который приносит печаль, страх и расстройство?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...