Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы «Строение электронных оболочек», «Периодическая система химических элементов»




Темы и литература,

Задания для самостоятельной работы

Для заочного отделения географического факультета  в 2013-2014 уч.г.

Направления: География, Экология и природопользование

Тема 1. Основные понятия химии; основные законы химии

(основы атомно-молекулярного учения)

 

Тема Основные понятия и термины Учебники Задачники

I. Основные понятия химии;

основные законы химии

(основы атомно-молекулярного учения)

1. Основные понятия химии: химическое вещество; атом, атомная масса, химический элемент, ионы; молекула, молекулярная масса, простое и сложное вещество; моль, молярная масса; валентность, электроотрицательность, степень окисления. Н.Л. Глинка Общая химия, 2006,Ч.1, гл.1 (раздел 1.1), гл.3 (раздел 3.7), гл.4 (раздел 4.1, 4.2)    
2. Законы химии: фундаментальные (законы сохранения вещества и энергии, периодический закон Д.И.Менделеева); количественные законы: газовые законы; закон Авргадро; закон эквивалентов и т.д. 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.1 (раздел 1.1)   2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Введение, стр.10-14  
3. Расчеты: вывод химических формул   Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.I

 

После изучения данного раздела студентам следует знать:

1. Определение основных понятий химии.

2. Формулировку фундаментальных, газовых законов; закон эквивалентов и др.

Студенты должны уметь:

1. Рассчитать молекулярную, молярную массу, количество моль химического вещества.

2. Вывести простейшую и истинную формулу химического соединения.

 

По указанной теме необходимо выполнить самостоятельную работу №1.

Самостоятельная работа №1.

Темы «Основные понятия химии», «Основные законы химии»

1.Какая частица называется протоном? Сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атоме алюминия,атомекремния? Значение атомных масс округлите до целого числа. Чему равен заряд ядра атомов указанных элементов?

 

2. Дайте определение понятиям «ион», «химический элемент», «относительная атомная масса», «молекула», «относительная молекулярная масса». Приведите примеры.

 

3. Что называют изотопами? Какие изотопы известны для иода? В каком процентном соотношении существуют эти изотопы?

 

4. Сформулируйте закон Авогадро и его следствия. Рассчитайте плотность метана: а) по водороду; б) по воздуху.

 

5. Определите молекулярную массу Al2O3, Al(OH)3, Al2(SO4)3.

 

6. Рассчитайте:

а) сколько моль вещества содержится в 2 кг Al2O3, в 17 г Al2(SO4)3;

б) сколько молекул содержится в 1 м3 пропана С3Н8  (при н.у.);

в) чему равна масса 0,25 моль Al(OH)3..

 

7. При прокаливании минерал мирабилит теряет воду, что составляет 55,9% веса образца. Сухой остаток минерала состоит из 32,4% натрия, 22,5%серы и 45,1% кислорода. Определить формулу минерала.

 

 

Тема 2. Строение электронных оболочек

 

Тема Основные понятия и термины Учебники Задачники
II. Строение электронных оболочек Основные положения квантовой механики: электронная орбиталь; квантовые числа. Строение электронных оболочек. Принцип Паули. Заполнение электронных оболочек: правило наименьшей энергии; правило Хунда; правило Клечковского. Электронные семейства 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.2 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.1 (параграфы 1.1-1.3) Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.III,  раздел 1

 

Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов

 

Тема Основные понятия и термины Учебники Задачники
III. Периодический закон и периодическая система химических элементов Формулировка Периодического закона. Строение периодической таблицы: периоды, группы. Изменение свойств элементов в периоде и в группах 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.3   2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.1 (параграфы 1.4-1.5) Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.XI, раздел 1

 

После изучения данного раздела студентам следует знать:

1.  Квантовые числа и атомные орбитали.

2.  Принцип Паули, правила Гунда, Клечковского.

3.  Периодическую систему Д.И.Менделеева.

4.  Энергию ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность.

5.  Понятие о размерах атомов и ионов.

Студенты должны уметь:

1. Составить электронную формулу любого атома или иона и определить квантовые числа электронов.

2. По электронным формулам определить элемент, его место в таблице Д.И.Менделеева, его свойства.

3. Определить валентность элементов в основном и возбужденном состояниях атомов.

 

После изучения тем необходимо выполнить самостоятельную работу №2.

 

Самостоятельная работа №2

Темы «Строение электронных оболочек», «Периодическая система химических элементов»

 

1. Для элементов №16 и №22

- выпишите название и символ элемента;

- укажите номер периода, номер группы и подгруппу (главная или побочная);

- определите число протонов, нейтронов и электронов;

- составьте электронную и электронно-графическую формулы;

- укажите, к какому электронному семейству относится элемент;

- укажите валентные орбитали и определите число всех возможных валентных электронов

(в нормальном и возбужденном состоянии);

- запишите формулу высшего оксида и вычислите в нем массовую долю этого элемента.

 

2.Укажите:

- каким атомам(название и символ) соответствуют следующие электронныеформулы,

- к какому электронному семейству они относятся;

- в каком периоде и в какой группе (подгруппе) находятся эти элементы.

 

а) 1s22s22p5;

б) 1s22s22p63s23p63d104s24 p3;

в) 1s22s22p63s23p63d34s2;

г) 1s22s22p63s23p2.

3. Составьте электронные и электронно-графические формулы:

а) для атомажелезаи катионаFe2+;

б)для атома азота ианионаN3-.

 

4. Атомные массы элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева непрерывно увеличиваются, тогда как свойства простых веществ изменяются периодически. Как это можно объяснить?

 

 

5.  Элемент в Периодической системе имеет порядковый номер 24. Какие свойства проявляют его оксиды, отвечающие высшей (определите самостоятельно) и низшей (II) валентности? Приведите примеры соединений и уравнения реакций, подтверждающие ваши предположения.

 

 

Тема 4. Химическая связь

 

Тема Основные понятия и термины Учебники Задачники

IV. Химическая связь

1. Параметры химической связи: энергия связи, длина связи, валентный угол. Основные положения метода валентных связей 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (разделы 4.1-4.4)   2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.2 (параграф 2.1)  Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV
2. Ковалентная связь. Особенности ковалентной связи: насыщенность, направленность. Гибридизация. Полярные и неполярные связи. Диполи 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (раздел 4.5)   2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.2 (параграфы 2.2-2.3) Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV
3. Ионная связь. Энергия ионизации, сродство к электрону. Особенности ионной связи: ненасыщенность, ненаправленность. 4. Другие виды химической связи: металлическая связь, межмолекулярное взаимодействие (ориентационное, индукционное, дисперсионное), водородная связь 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (разделы 4.6-4.9)   2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.3 (параграфы 3.1-3.2) Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV

 

После изучения данного раздела студентам следует знать:

1. Виды и характеристики химической связи.

2. Ковалентную связь и ее природу.

3. Метод валентных связей. Образование связи по обменному и донорно-акцепторному механизмам.

4. Гибридизацию атомных орбиталей.

5. Структуру и полярность молекул.

6. Ван-дер-ваальсовы (межмолекулярные) связи.

7. Водородные связи.

8. Химические связи в твердых телах: ковалентные, ионные и металлические.

Студенты должны уметь:

1. Определить полярна или неполярна химическая связь и степень ее полярности. Привести примеры полярных и неполярных связей. Определить полярна или неполярна молекула.

2. Указать примеры веществ, между молекулами которых возникают: а) Ван-дер-ваальсовы связи; б) водородные связи.

 

 

Тема 5. Классы химических соединений и их номенклатура

 

Тема Основные понятия и термины Учебники Задачники

V. Химические

соединения

и номенклатура

1. Основные классы неорганических соединений: определение понятий «оксиды», «гидроксиды (основания), « кислоты», «соли» Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.1(раздел 1.4) Ч.2, гл.12 (раздел 12.1) Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.II
2. Номенклатура простых и сложных неорганических соединений Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.1 (1.2-1.3)  

 

После изучения данного раздела студентам следует знать:

1.Основные классы неорганических соединений, их номенклатуру.

2.Химические реакции получения соединений различных классов.

3.Способы получения основных классов, их химические свойства.

Студенты должны уметь:

1.Составить формулу и назвать химическое соединение (оксид, гидроксид, кислота, соль).

2.Написать уравнения реакции получения каждого класса неорганических соединений и реакций их взаимодействия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...