Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фундаментальные научные методы ППР




Тема 7.  Методы и модели подготовки и принятия решений

Фундаментальные научные методы ППР

7.2. Аналитические методы ППР

Дескриптивные методы ППР

Моделирование

Технология принятия управленческого решения

        7.6. Диалоговые компьютерные системы и технологии интеллектуальной поддержки УР

Фундаментальные научные методы ППР

Любое решение — это выбор альтернативы. Управленческое решение - это результат оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы управления. Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются следующие:

-      применение к системе менеджмента научных подходов и принципов,
методов моделирования;

- автоматизация управления;

- мотивация качественного решения.

Эффективность и качество управленческого решения определяется прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13-ти научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

Системный подход к менеджменту,- при системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе "вход" перерабатывается в "выход".

Комплексный подход к менеджменту,- при применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а в случае необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при появлении новых предприятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится в строй, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное значение, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или при реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

Интеграционный подход к менеджменту- направлен на исследование и усиление взаимосвязей между:

- отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

- стадиями жизненного цикла объекта управления;

- уровнями управления по вертикали;

- субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход к менеджментупредусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга таковы:

- повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

- экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

- экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

Функциональный подход к менеджменту,- его сущность заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

Динамический подход к менеджменту,- при его применении объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более предыдущих лет и дается перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход к менеджменту- подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Элементы воспроизводственного подхода следующие:

- применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта;

- трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, "живого" и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

- рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта, пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);

- интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках
комплексного объединения.

Процессный подход к менеджментурассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход к менеджменту,- его сущность заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

-      целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара,
параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства,
социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

-      функциональной подсистемы (нормативы качества планов,
организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы
стимулирования качественного труда);

-      обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и
подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих
передними целей и задач, нормативы эффективности использования различных
видов ресурсов в целом по фирме).

Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не yправляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать, в первую очередь, правовые и экологические нормативы и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.

Количественный подход к менеджменту,- его сущность заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Административный подход к менеджменту,- его сущность заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий подход к менеджменту,- его целью является оказание помощи работнику в осознании своих возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход к менеджментубазируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует огромное количество факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который больше всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Перечисленные подходы рекомендуется применять при решении любой задачи, возникающей при функционировании или развитии системы менеджмента, по стадиям жизненного цикла объекта при стратегическом, тактическом или оперативном управлении.










Системный подход

Системный подход основан на исследовании объектов как систем.

Система— совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать его теснейшую взаимосвязь с понятиями целостности структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основными свойствами системы являются:

1) целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого);

2) структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

3)    взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет
свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим
активным компонентом взаимодействия);

4)    иерархичность (каждый компонент системы, в свою очередь, может
рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет
собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);

5) множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);

6) непрерывность функционирования и развития;

7) стремление к состоянию равновесия и устойчивости;

8) стремление к дифференциации и мобильности.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

а)    процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого
формулирования конкретных целей;

б)    необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему
и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

в)    необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей
достижения цели;

г)    цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями
всей системы (программы);

д)    восхождение от абстрактного к конкретному;

е)    единство анализа и синтеза, логического и исторического;

ж)   выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;

з)    рассмотрение системы с позиции "черного ящика" и др.
Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода

(рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Основные элементы принципа "черный ящик" системного подхода

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры

данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, при появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения и параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо, чтобы:

1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами —должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы;

2)"вход" системы был отличного качества;

3)внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе;

4)организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем - высокое качество процесса и внешней среды.

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде (см. рис. 1.2).

 


 

Рис. 1.2. Структура дерева показателей эффективности товара

Условные обозначения:

0-й уровень показателей — эффективность товара (Е);

1-й уровень:

1 — суммарный полезный эффект товара (Пс);

2 — суммарные затраты за ЖЦТ (Зс);

2-й уровень:

1.1...1.8. — обобщающие показатели качества товара 2-го уровня;

2.1...2.7. —затраты по стадиям ЖЦТ;

3-й уровень:

1.2.1...1.2.4. и далее —обобщающие показатели качества товара,

например, долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара;

2.1.1 ...2.1.3. и далее — комплексные затраты по направлениям работ;

4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;

5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости товара.











Воспроизводственный подход

Воспроизводственный подход включает следующие элементы.

1. Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта. При планировании обновления объекта в качестве базы сравнения можно применить:

а)    лучший мировой образец аналогичного объекта;

б)    перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения
нового объекта;


Показатель объекта (П)


Тенденция

технического

прогресса в

данной области


в)    перспективные показатели, которые будут конкурентоспособными в
момент выхода объекта на рынок (см. рис. 1.3).

           т1                    т2 т3 т4 т5

Рис. 1.3. Схема применения опережающей базы сравнения

Условные обозначения:

ВО — выпускаемый образец товара;

ЛО — лучший аналогичный образец на данном рынке.

При планировании обновления (воспроизводства) товара проводятся маркетинговые исследования с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости товара. Выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец — П2. Значит в момент Т1, отставание выпускаемого образца от лучшего будет равно П2 — П1.

Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1 , поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках. Еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления (Т4) и внедрения у потребителя (Т5).

При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения нового образца у потребителя (Т5) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4—П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. В настоящее время в основном применяется этот подход.

Некоторые конструкторские организации при планировании воспроизводства продукции ориентируются на тенденции технического прогресса на период освоения новой продукции в производстве (точка "С"). При таком подходе отставание нового образца от тенденций технического прогресса будет меньше (П4—П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, информации и средств для коренного улучшения конструкции.

Фирмы, ставящие своей целью опережение конкурентов, должны спрогнозировать тенденции технического прогресса по важнейшим параметрам объекта на период до внедрения у потребителей первых образцов новых товаров, либо всей намечаемой к выпуску программы. При таком подходе по важнейшим параметрам прогнозируется точка "D" и эти параметры закладываются в техническое задание на проведение научно-исследовательских работ (НИР).

2. Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, "живого" и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и "живого" труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, "живого" и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет выглядеть таким образом:

 

где: ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;

ЖТ — затраты "живого" труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);

БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;

Пс — суммарный за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.






Функциональный подход

При функциональном подходе после установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем ее доработки по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Обычно перед конструкторами ставится следующая задача: достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня.

Каковы недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы постарались и нашли лучший мировой образец. Однако, этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только "догонять вчерашний день" и никогда не выйдут на мировой уровень.

При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей (см. стрелку на рис. 1.4).

Рис. 1.4. Схема применения функционального подхода к менеджменту

 

При применении функционального подхода абстрагируются от объектов, выполняющих подобные функции, как будто они не существуют совсем, а ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с воспроизводственным подходом, т.к. для удовлетворения потребностей нужно создать физический или другой объект.

Функциональный подход реализуется в методах функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Функционально-стоимостный анализ— это метод системного исследования объектов (изделий, процессов, структур и т.п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл применяемого по назначению объекта.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

- стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

- подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);

- сфера действия (технические, экономические и др. решения);

- цель (коммерческие и некоммерческие решения);

- ранг управления(верхний, средний, низший);

- масштабность (комплексные и частные решения);

- организация выработки (коллективные и личные решения);

- продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

- объект воздействия (внешние и внутренние);

- методы формализации (текстовые, графические, математические);

- формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

- сложность (стандартные и нестандартные);

- способ передачи (вербальные, письменные, электронные).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...