Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «Интеллектуальное недоразвитие».




Пути мультидисциплинарной интеграции «особого» ребенка

Те, кого называют «особыми», существовали всегда. Вероятно, не стало больше умственно отсталых, «даунов», больных шизофренией, эпилептиков. Общество к ним не благоволило, в лучшем случае, старалось не замечать. Больной становился укором семьи. Сторонились не только его, но и его близких. Негативное отношение к больным с психическими расстройствами существовало повсеместно, и степень неприятия этих людей зависело от доминирующего в государстве мировоззрения, политики, религии. Инакость, непонятность иногда непредсказуемость этих людей иногда порождали страх и ответную агрессию. Ситуация изменялась. Общая гуманизация цивилизованного мира обратила внимание и на тех несчастных, кого природа обделила возможностью жить как все. Они стали более заметными. Причиной тому - рост городов, повышение требований к уровню знаний личности, усложнение труда.

Процесс «вживления» «особых» людей в среду начался не сейчас. Его  история насчитывает полторы сотни лет. В начале этого движения были единичные разрозненные попытки изменить сознание общества и принять людей с проблемами как неизбежную часть социума. Генераторами идей интеграции больных в здоровую среду были выдающиеся психологи, педагоги, врачи. Стержневой идеей был постулат: «мозг в своем развитии идет за средой». Даже очень поврежденный мозг не стоит на месте, он способен воспринимать информацию, образовывать связи между событиями и, в определенных пределах, учиться жить.

В основу этих убеждений легли наблюдения о благоприятном влиянии культурной среды на развитие больного человека и противоположное - нарушение развития сохранной нервной системы в условиях изоляции, ограничения информационного поля, нарушение общения с другими людьми приводи ЛИ К расстройствам развития.

В настоящее время людей на земле становится все больше, человечество развивается по экспоненте. Механизмы биологического выживания проявляют себя в нарастании внутренней агрессии. В то же время на другом полюсе социальных проблем в противовес жестокости формируется яркое гуманистическое явление - стремление обеспечить жизнь тем, кого природа обделила способностью к самостоятельному выживанию. Это явление общее для цивилизованного мира. Каждая страна вносит свои нюансы в этот процесс, но основное направление - дать возможность человеку с проблемами развития приспосабливаться к жизни. Моральная ценность этого явления неоценима, и главное в нем то, что общество учится доброте.

Проблема, с которой столкнулись все страны - это объединение усилий различных ведомств и взаимодействие государственных и негосударственных образований, стремящихся оказывать помощь «инаким» детям. Стремление ведомств решать проблему в пределах своей компетенции и ведомственные амбиции приводят к оказанию фрагментарной помощи. Общественные орга­низации, имея самые добрые намерения, часто ограничены в ресурсах, а их стремление к объединению усилий нередко негативно воспринимаются ве­домствами. Тем не менее, процесс интеграции идет. Реабилитационные цен­тры для детей-инвалидов становятся повсеместным явлением. Основной ак­цент в этом процессе сделан на использование педагогических методов реа­билитации. Продолжает развиваться лечебная педагогика.

К сожалению, медицинское участие представлено меньше. Сохраняется ситуация, которую полтора века назад обозначил Вихров как парадоксальную: «Врач считает главной своей задачей поставить диагноз». Так часто и проис­ходит: диагноз; инвалидность и дальше врач в судьбе ребенка участия не принимает. До сих пор родильные дома рекомендуют матери отказаться от «неперспективного» младенца. Часто семья остается в неведении о возмож­ных проблемах своего ребенка или сразу получает негативную информацию без плана дальнейшей помощи. Нередко слышишь от матерей: «Нам еще в роддоме сказали, что будет умственно отсталый». Попытки родителей найти хоть какую-нибудь помощь нередко вызывает негативную реакцию врача по­ликлиники или диспансера. Решение проблем пострадавшего или и «инакого» ребенка часто лежит в плоскости этики и медицинской деонтологии.

Участие в улучшении ситуации должны принимать все ведомства и вне­ведомственные организации, оказывающие помощь детям.

Прежде всего, это наличие в каждой организации, имеющей отношение к ребенку, информации о возможных партнерах. Общество им. Л.С. Выготского в течение 3-х лет пытается удерживать на плаву программу «Раннее вмеша­тельство». Эта программа позволяет проводить мониторинг состояния нерв­но-психического здоровья детской популяции до 3,5 лет и оказывать своевре­менную квалифицированную помощь. Обществом им. Л.С. Выготского она была апробирована в Тракторозаводском районе и показала высокую эффектив­ность используемых методов. До настоящего времени мы продолжаем оказы­вать психоневрологическую, психологическую и педагогическую помощь де­тям раннего возраста, попавшим в наше поле зрения. Динамическое наблю­дение за младенцами показывает значительную положительную динамику. К сожалению, эта программа ранней помощи не получила местной финансовой поддержки и продолжает существовать за счет родителей и одиноких частных пожертвований.

Первым конкретным шагом к организации интегративного процесса мог­ло бы стать изменение отношения родильных домов к существующей про­блеме. В возможностях педиатров и неонатологов родильного дома совмест­но с психологом, создать у матери положительный настрой в плане решения проблем ребенка, грамотно и деликатно подготовить мать к реалиям будуще­го ее ребенка, выстроить пути помощи, обеспечить позитивной информацией о тех, кто эту помощь может оказать. Дальнейшее развитие процесса инте­грации могло бы идти с подачи педиатра и невролога. Основным условием в этой ситуации должно быть желание помочь ребенку, обмен информацией и объединение усилий.

Понятие «Интеллектуальное недоразвитие».

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикациях называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п. – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной и специальной психологии, как и впрочем, в ряде других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой» характер. Морфологические изменения захватывают, хотя и с неодинаковой интенсивностью, многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены.

М.Ш. Вроно в «Справочнике по психиатрии» дает следующее определение олигофрении.

Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые три года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции – приобретенного слабоумие с распадом психической деятельности.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой психического развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания. Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие погридиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становиться более резко выраженной.

Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний – шизофрении, эпилепсии и др., что существенно затрудняет его воспитание, обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большей мере зависят от течения болезни, от возможного, часто не предсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога.

Так же следует отметить, что понятие «олигофрения» во многих странах не принято. Но оно используется российскими дефектологами, так как они считают принципиально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является, несомненно, полезным, однако приносит значительно меньший эффект. (Имеются в виду дети не относящиеся к олигофренам).

Классификации олигофрении.

Разнообразие этиологии олигофрении, полиморфизм ее клинических форм, а также исходная точка подхода (с позиции генетики либо психиатрии, дефектологии, психологии, генетики) привели к многообразию вариантов ее классификаций. Наиболее употребляемая с точки зрения психиатрии основана на группировке олигофрении по степени выраженности слабоумия:

· Идиотия – самая тяжелое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием членораздельной речи и мышления, потребностью в постоянном уходе.

· Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако, лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

· Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно, их социальное приспособление в известных пределах. В отличие от имбецилов, дебилы обнаруживают довольно высокое развитие речи; их поведение наиболее адекватно и самостоятельно.

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патогенных принципах, в нашей стране наиболее распространена классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют 5 форм:

· При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

· При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервныхпроцессов с преобладанием процессов возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

· У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры головного мозга сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно складываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

· При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личности, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

· При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессознательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...