Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы научного исследования.
В научном исследовании используется как общелогические, так и чисто научные методы. К общелогическим методам относятся: 1. анализ – мысленное расчленение предмета на части; 2. синтез – обратный процесс; 3. абстрагирование – мысленное отвлечение изучаемых свойств объекта от неизучаемых; 4. обобщение – установление общих признаков объекта; 5. индукция – способ рассуждения, когда общий вывод строится на частных посылках; 6. дедукция – обратный процесс; 7. аналогия – в одних каких-то признаках находится сходство с другими; 8. моделирование – прием, заключенный в создании или изучении копии объекта (модели), которая обладает свойствами, необходимыми исследователю для изучения; 9. идеализация – мыслительная процедура, связанная сообразованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не существующих в действительности (точка, идеальный газ). Чисто научные методы подразделяются на методы эмпирического уровня исследования и методы теоретического уровня исследования. Методы эмпирического уровня исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 1. Наблюдение – целенаправленное изучение объекта, явлений с целью фиксации внешних знаний. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу. 2. Описание – фиксация посредством искусственного или естественного языка результатов опыта. 3. Измерение - это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет огромную роль в физике, химии и других естественных науках. Но и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических и социальных показателей. 4. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. Ученый-экспериментатор, как правило, стремится создать такие условия, при котором исследуемое явление (например, падение тела или наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно. Методы теоретического уровня: 1. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, когда рассуждения переносятся на оперирование знаками или формулами. 2. Аксиоматизация – использование утверждений, истинность которых не требует доказательств. 3. Восхождение от абстрактного к конкретному. 4. Исторический метод исследования и другие. Понятие и социальные функции науки. Науку можно рассматривать с трех точек зрения:Наука как особый вид познавательной деятельности в отличие от обыденного, художественного и других видов познания. 1. Наука как определенная система объективных, особым образом организованных и обоснованных знаний, изложенных на специальном языке. 2. Наука как особый социальный институт направленный на формирование специфических идеалов и норм, организации научно- познавательной деятельности. Наука начала зарождаться в древности, однако как целостное и широко распространенное явление оформилась в Европе в 15 – 17 веках. С этого времени она прошла три этапа своего развития: классический, неклассический и постнекласический. Классический этап (17 – 19 век) – в науке господствует объективный, независимый от субъекта стиль мышления. Стремление познать предмет сам по себе ,безотносительно к условиям его изучения. Неклассический этап (1-ая половина 20 века) – отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление о реальности как о чем-то независящем от средств изучения и субъективного фактора. Постнекласический этап (2-ая половина20 века - 21 век) – учитывается зависимость характера получаемых знаний не только от особенностей средств и деятельности субъектов познания, но также от ценностно-целевых установок. Наука– это особый вид познавательной деятельности, ориентированный на достижение объективного предметного знания. Наука отличается от обыденного познания: - наука имеет свой специфический язык. - вырабатывает специальные методы исследования. - вырабатывает способы использования методов. - работают специально подготовленные люди. - характерна систематизация знаний. Все эти признаки вытекают из одного – наука изучает объекты, не вовлеченные в практическую деятельность. Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная. Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир. Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.Наука разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают: (естественные, гуманитарные, технические, фундаментальные, прикладные). Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |