Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы научного исследования.




В научном исследовании используется как общелогические, так и чисто научные методы.

К общелогическим методам относятся:

1. анализ – мысленное расчленение предмета на части;

2. синтез – обратный процесс;

3. абстрагирование – мысленное отвлечение изучаемых свойств объекта от неизучаемых;

4. обобщение – установление общих признаков объекта;

5. индукция – способ рассуждения, когда общий вывод строится на частных посылках;

6. дедукция – обратный процесс;

7. аналогия – в одних каких-то признаках находится сходство с другими;

8. моделирование – прием, заключенный в создании или изучении копии объекта (модели), которая обладает свойствами, необходимыми исследователю для изучения;

9. идеализация – мыслительная процедура, связанная сообразованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не существующих в действительности (точка, идеальный газ).

Чисто научные методы подразделяются на методы эмпирического уровня исследования и методы теоретического уровня исследования.

Методы эмпирического уровня исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

1. Наблюдение – целенаправленное изучение объекта, явлений с целью фиксации внешних знаний. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.

2. Описание – фиксация посредством искусственного или естественного языка результатов опыта.

3. Измерение - это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет огромную роль в физике, химии и других естественных науках. Но и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических и социальных показателей.

4. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. Ученый-экспериментатор, как правило, стремится создать такие условия, при котором исследуемое явление (например, падение тела или наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно.

Методы теоретического уровня:

1. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, когда рассуждения переносятся на оперирование знаками или формулами.

2. Аксиоматизация – использование утверждений, истинность которых не требует доказательств.

3. Восхождение от абстрактного к конкретному.

4. Исторический метод исследования и другие.

Понятие и социальные функции науки.

Науку можно рассматривать с трех точек зрения:Наука как особый вид познавательной деятельности в отличие от обыденного, художественного и других видов познания.

1. Наука как определенная система объективных, особым образом организованных и обоснованных знаний, изложенных на специальном языке.

2. Наука как особый социальный институт направленный на формирование специфических идеалов и норм, организации научно- познавательной деятельности.

Наука начала зарождаться в древности, однако как целостное и широко распространенное явление оформилась в Европе в 15 – 17 веках. С этого времени она прошла три этапа своего развития: классический, неклассический и постнекласический.

Классический этап (17 – 19 век) – в науке господствует объективный, независимый от субъекта стиль мышления. Стремление познать предмет сам по себе ,безотносительно к условиям его изучения.

Неклассический этап (1-ая половина 20 века) – отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление о реальности как о чем-то независящем от средств изучения и субъективного фактора.

Постнекласический этап (2-ая половина20 века - 21 век) – учитывается зависимость характера получаемых знаний не только от особенностей средств и деятельности субъектов познания, но также от ценностно-целевых установок.

Наука– это особый вид познавательной деятельности, ориентированный на достижение объективного предметного знания.

Наука отличается от обыденного познания:

- наука имеет свой специфический язык.

- вырабатывает специальные методы исследования.

- вырабатывает способы использования методов.

- работают специально подготовленные люди.

- характерна систематизация знаний.

Все эти признаки вытекают из одного – наука изучает объекты, не вовлеченные в практическую деятельность.

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.Наука разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают: (естественные, гуманитарные, технические, фундаментальные, прикладные).

Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...