Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-правовое обеспечение образования




1. Вновь образуемые и реорганизованные учреждения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…

комплексами «школа-вуз»

лицеями

Колледжами

учебно-воспитательными комплексами

2. В соответствие с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является…

  1. коммерческая организация
  2. частное лицо
  3. трудовое общество
  4. федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

 

3. Одним из принципов деятельности образовательного учреждения, обозначенным Типовым положением, является принцип…

автократичности

единообразия

Демократии

децентрализации

 

4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов…

судебной власти

федеральной власти

Местного самоуправления

образовательного учреждения

 

5. Основанием для проведения аттестации руководящих работников образовательных учреждений является…

представление руководителей органов управления образованием

представление педагогического совета

представление заместителя по учебно-методической работе

Личное заявление

 

6. Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные Уставом учреждения, определяются…

 соглашением

 договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

 приказом

 контрактом

 

7.Система педагогического образования в России включает в себя:

- лицеи, функционирующие на базе педагогических ВУЗов;

- студентов, федерально-региональную систему управления образованием;

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего педагогического образования;

- сеть учебных заведений и организацию среднего, высшего педагогического образования.

 

8. По своим организационно-правовым формам образовательное учреждение может быть:

- государственным;

- частным;

- созданным религиозной организацией;

- созданным общественностью.

 

9. Общеобразовательная программа не реализуется

-средним общеобразовательным учреждением;

- гимназиями;

- лицеями;

- учреждениями высшего профильного образования.

 

10. Признание ребенка полноценным и полноправным членом общества впервые провозгласила:

- Конституция РФ;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

 

11.Учредителем общеобразовательного учреждения может быть:

- комитет образования администрации округа;

- администрация района;

-муниципальные власти;

- городская администрация.

 

12. Разработка государственного стандарта образования вызвана следующим обстоятельством:

- вхождением России в мировое сообщество;

- информатизация образования;

- демократизация образования.

 

13..Количество категорий, установленных в соответствии с установленными требованиями составляют:

3;

7;

1;

9.

 

14.Конвенция ООН о правах ребенка не закрепляет за детьми право:

обеспечение доступа

защиту от определенных действий взрослых

участие в принятии решений

Труд наравне со взрослыми

15. В соответствии с требованиями ГОС высшего профессионального образования к личности учащихся педагог должен:

    1. вести ЗОЖ
    2. изучать иностранный язык
    3. систематически повышать профессиональную квалификацию
    4. осознавать необходимость соблюдать права и свободы учащихся

17. Аттестуемый педагогический работник или руководящий работник вправе избрать:

1.сроки прохождения аттестации

2. срок действия установленной аттестационной категории

Конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур

4. аттестационную комиссию 

 

 

Законодательство РФ в области образования не включает в себя

Закон РФ «Об образовании»

Декларацию принципов толерантности

нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования

Конституцию РФ

 

 

Согласно «Всеобщей декларации прав человека» универсальной ценностью являются

  1. свобода
  2. вера
  3. честность
  4. любовь

 

Конкретные формы и процедуру аттестации педагогического работника

1.выбирает педагогический совет школы

2. назначает руководитель образовательного учреждения 

Выбирает аттестуемый

  1. назначает родительский комитет

 

В Уставе образовательного учреждения могут быть записаны положения сверх тех, что указаны в Законах РФ «Об образовании», если

  1. учреждение получило государственную аккредитацию
  2. эти положения не противоречат законодательству РФ
  3. они будут закреплены приказом директора
  4. орган управления образованием учреждения примет такое решение

 

Обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы устанавливается

    1. Государственным образовательным стандартом
    2. Уставом общеобразовательного учреждения
    3. Законом РФ «Об образовании»
    4. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года

 

 

23. Необходимыми разделами в структуре Устава образовательного учреждения являются:

Финансово-хозяйственная деятельность

Основные задачи учреждения

методы и формы обучения

образовательный процесс

 

Конвенция ООН «О правах ребенка» была ратифицирована в Росси в

1918

1817

1889

1990

25. Обеспечение гражданам возможности выбора общеобразовательных учреждений относятся к компетенции…

Органов местного самоуправления

Образовательное учреждение

Органы управления субъектов РФ

Органов государственного управления

 

 

26.Целью процедуры аттестации учителя является:

Стимулирование роста квалификации и профессионализма учителя

Контроль за деятельностью учителя

Определение разрядов для оплаты труда в соответствии с единой тарифной сеткой

Определение сроков преподавательской деятельности

 

Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей и содержится в...

Конституции РФ

Всеобщей декларации прав человека

Конвенции ООН о правах ребенка

Декларации «Мир, пригодный для жизни детей».

 

 

Законом установлен максимальный срок аттестации работника

Месяца

6 месяцев

Учебный год

3 месяца

 

Деятельность организованных структур общественно-политических и религиозных организаций в общеобразовательных учреждениях

может быть разрешена Уставом

Не допускается

разрешена

приветствуется

 

 

Шпаргалки

 

1. Права лиц с проблемами в развитии закрепляются в Конвенции о правах ребенка.

2. К принципам государственной политики в области образования относятся: гуманистический характер, единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность, светский характер, свобода и плюрализм, демократический характер управления.

Темы Основное содержание
1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования  - Законодательство РФ в области образования отражено в:
  • Конституции РФ,
  • Законе РФ «Об образовании»,
  • нормативно-правовых актах субъектов РФ в области образования.
- Д.А.Ягофаров рассматривает образование как специфический социальный институт, которому присущ системный характер. Системность образования делает его предметом правового регулирования, а в более широком плане – правового пространства.  - Право и его основные характеристики (правовые средства, в целом правовые механизмы, обеспечивающие регуляцию общественных отношений в сфере образования) выступают одним из ведущих компонентов, обеспечивающих как стабильность, так и социально направленную динамику образовательных отношений.  - Для образования как социального института свойственны общие (институциональные) и специальные функции. К институциональным функциям относятся:
  • обеспечение устойчивости развития общественных отношений в сфере образования и за ее пределами (семья, народное хозяйство, культура и т.д.);
  • содействие усилению и укреплению социальных связей, прежде всего среди учащихся и педагогических работников;
  • стимулирование (поощрение) желательных с точки зрения общества поведения социальных групп и индивидов в сфере образования;
  • осуществление контроля за отклоняющимися от установленных норм и принципов поведения участников образовательных отношений;
  • упорядочение деятельности социальных общностей в рамках образования к общепризнанным образцам социальных ролей;
  • формирование и развитие в сознании обучаемых (воспитанников) социально позитивных ценностных ориентаций и установок;
  • поддержание в обществе и его институтах благоприятного морального и культурного климата.
Специальные функции: экономическая, социальная, культурные, правовая.  - Образованию как социальному институту присущи особые управленческие функции: правотворческая (нормотворческая), правоприменительная, правоохранительная, правозащитная, контрольная, надзорная.  - Координаты образовательного пространства (Г.Н.Сериков): нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая, коммуникативно-информационная.  - В соотношении образования и права выделяют три основные грани:
  • право на образование (притязание человека на его результативную социализацию);
  • образовательное право (комплексная отрасль права, регулирущая отношения в области образования, совокупность нормативно-правовых актов, право субъекта образовательного правоотношения, наименование учебной дисциплины и научное направление);
  • правовое образование (система мер по правовому обучению и соответствующую целенаправленную педагогическую деятельность).
   - В Конституции РФ (1993) закреплены общие вопросы права на образование: всеобщность, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, бесплатность получения высшего образования на конкурсной основе, обязательность общего образования, установление федеральных государственных стандартов.  - К принципам образовательной политики РФ в области образования относятся:
  • гуманистический характер;
  • единство федерального образовательного пространства;
  • общедоступность;
  • светский характер;
  • свобода и плюрализм;
  • демократический характер управления.
 - По юридической силе выделяют:
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам образования;
  • локальные акты образовательных учреждений.
   - По критерию образовательно-правовой компетенции выделяются следующие ее уровни: конституционная, федеральная, региональная, компетенция образовательных учреждений.  - Правовое регулирование образовательных отношений – это целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов.  - Виды образовательных отношений: педагогические, управленческие, трудовые, гражданско-правовые, финансовые, социальные, земельные, семейные.  - Основными объектами образовательного правоотношения выступают: содержание ЗУН, условия обеспечения качества образования, качество обучения, качество воспитательной деятельности.  
2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации  -Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей и содержится в Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной нашим государством в 1990 г.  - Права обучающегося, представленные в Законе РФ «Об образовании»:
  • на выбор образовательного учреждения (ОУ) и формы получение образования;
  • на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС);
  • на бесплатное пользование библиотеками;
  • на получение дополнительных образовательных услуг;
  • на участие в управлении ОУ;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на свободу совести;
  • на получение впервые общего, начального професстонального образования;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • на перевод в другое образовательное учреждение.
 
3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности  - Работники ОУ – лица, осуществляющие деятельность, связанную с реализацией целей и задач образования. Выделяют следующие категории работников ОУ: педагогические работники; научные работники; административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный персонал; технический персонал.  - Права педагогических работников:
  • заключение, изменение и расторжение трудового договора (ТД);
  • предоставление работы, обусловленной ТД;
  • рабочее место, соответствующее условиям безопасности труда;
  • своевременная и в полном объеме выплата заработной платы;
  • полная достоверная информация об условиях труда;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • участие в деятельности профессионального союза;
  • ведение коллективных переговоров;
  • защита своих трудовых прав;
  • работа по совместительству;
  • разрешение трудовых споров;
  • возмещение вреда, причиненного учителю в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
 - Обязанности педагогических работников:
  • соблюдение законодательства;
  • обеспечение качества образования;
  • соблюдение требований квалификационных характеристик;
  • обеспечение усвоения учащимися образовательных программ;
  • следование профессиональной этике;
  • повышение квалификации;
  • развитие самостоятельности и инициативы учащихся;
  • формирование у них здорового образа жизни;
  • уважение прав и интересов учащихся;
  • обновление образовательных программ;
  • осуществление контроля успеваемости;
  • содействие созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
 - Аттестация педагогических работников проводится с целью стимулирования их деятельности по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспечения социальной защиты. Установлено три квалификационные категории: высшая, первая и вторая. Основанием для проведения аттестации служит личное заявление педагога; срок – до 2-х месяцев со дня подачи заявления.
4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений  - Организационно-правовые формы образовательной организации: государственное образовательное учреждение; негосударственное ОУ; муниципальное ОУ.  - Учредителем общеобразовательного учреждения могут выступать органы местного самоуправления.  - Деятельность ОУ регулируется: уставом, коллективным договором, положениями о структурных подразделениях и др., инструкциями, правилами.  - Дисциплинарные проступки обучающихся:
  • систематические опоздания и неявка на занятия;
  • появление на занятиях в нетрезвом виде;
  • нарушение дисциплины;
  • неисполнение законных требований педагогических работников;
  • воспрепятствование деятельности работников образовательного учреждения;
  • пользование без разрешения учебным оборудованием;
  • порча имущества образовательного учреждения;
  • курение и распитие спиртных напитков в неположенном месте;
  • публичный призыв к совершению названных действий.
 - Правонарушения педагогических работников:
  • реализация не в полном объеме образовательных программ;
  • нарушение прав и свобод обучающихся;
  • привлечение обучающихся без согласия родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой;
  • принуждение обучающихся к вступлению в общественные, религиозные и т.п. организации;
  • отказ от прохождения медицинских обследований;
  • использование антигуманных методов воспитания.
 - Противоправные деяния руководителей образовательных учреждений: см. выше. Кроме того: невыполнение образовательным учреждением функций; несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов; нарушение прав и свобод обучающихся; непредоставление помещений для медицинских работников; превышение допустимых учебных нагрузок на педагогических работников; нерациональное использование материальных ресурсов образовательного учреждения.  - Последствия привлечения к юридической ответственности:  к обучающимся - замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия, исключение из образовательного учреждения; к педагогическим работникам – замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий, запрещение читать курс, увольнение.      
5. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса  В Законе РФ «Об образовании» провозглашено: · непрерывность и преемственность процесса образования; · интеграция высшего и послевузовского образования; · конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки; · государственная поддержка подготовки специалистов в области высшего и послевузовского образования.  - Сроки освоения образовательных программ:
  • «бакалавр» - 4 года;
  • «дипломированный специалист» - 5 лет;
  • «магистр» - не менее 6-ти лет.
   - Компетенция в нормативно-правовом регулировании образования – совокупность юридических прав и обязанностей государственных или негосударственных органов, учреждений, организаций по принятию правовых решений в ходе законотворческой деятельности. - Конституционная компетенция: · закрепление и конкретизация компетенции Федерации и ее субъектов; · определение предмета и источников законодательства; · определение основных компонентов системы образования; · определение порядка применения норм права; · установление перечня профессий, по которым ведется подготовка; · установление порядка лицензирования; · информационное обеспечение системы образования; · установление образовательных стандартов (ГОС).  - Федеральная компетенция:
  • формирование федеральной политики в области образования;
  • правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
  • обеспечение гарантий прав в области образования;
  • разработка федеральных целевых программ;
  • формирование федеральных органов управления образованием;
  • согласование назначений руководителей образовательных учреждений (ОУ);
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных образовательных учреждений;
  • установление перечней профессий, по которым ведется подготовка;
  • создание, реорганизация и ликвидация ОУ федерального подчинения, аттестация и аккредитация ОУ;
  • разработка и утверждение типовых положений об ОУ;
  • установление порядка лицензирования. Аттестации, аккредитации ОУ;
  • установление порядка аттестации работников;
  • установление норм труда;
  • установление федеральных компонентов ГОС;
  • установление федеральных нормативов финансирования;
  • финансирование ОУ;
  • утверждение перечней учебников, рекомендованных к использованию;
  • информационное и методическое обеспечение ОУ;
  • организация системы подготовки и переподготовки кадров;
  • контроль за исполнением законодательства РФ;
  • установление и присвоение государственных наград работникам образования;
  • издание нормативных документов;
  • лицензирование ОУ.
Региональная компетенция: компетенция субъектов РФ – осуществление политики, не противоречащей политике РФ; законодательство субъектов РФ; установление порядка создания, реорганизации и финансирования ОУ субъекта РФ; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование государственных органов управления образованием, назначение их руководителей; обеспечение государственных гарантий прав в области образования; создание, реорганизация и ликвидация ОУ субъекта РФ; установление региональных компонентов ГОС; формирование бюджетов субъектов РФ; установление местных налогов и сборов на цели образования; нормативов финансирования; требованиям в области строительных и санитарных норм; информационное обеспечение ОУ; организация подготовки и переподготовки кадров; обеспечение соблюдения законодательства и исполнения ГОС; издание нормативных документов; компетенция органов местного самоуправления – организация предоставления начального общего, основного общего, среднего общего образования; дополнительного образования на территории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных ОУ; обеспечение содержания зданий; учет детей, подлежащих обязательному обучению.
6. Основные правовые акты международного образовательного законодательства  - Право на образование входит в международные стандарты прав человека: Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Протокол №1, 1952), Хартию Европейского Союза об основных правах.  - В Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Протокол №1) провозглашены права на всеобщность образования, обязанности государства в области образования, обучения, уважения религиозных и философских убеждений родителей при обучении их детей.  
7. Соотношение российского и зарубежного законодательств в области образования  - Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1989 г. и вступила в силу в 1990 после ратификации ее 20-ю государствами, включая нашу страну. В настоящее время ее подписали 139 стран.  - В Конвенции провозглашены обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях и неполноценным детям; защита от эксплуатации и дискриминации; право на выживание и здоровое развитие; имя и гражданство; сохранение индивидуальности.
8. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации  - Разработка проекта Национальной доктрины развития образования в РФ до 2025 г. началась в 1998 г. В январе 2000 г. был одобрен Всероссийским совещанием работников педагогического образования. Стратегические цели доктрины:
  • создание основы для социально-экономического и духовного развития России;
  • укрепление демократического правового государства;
  • кадровое обеспечение рыночной экономики;
  • утверждение статуса России как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
 - Задачи: обеспечить
  • историческую преемственность поколений;
  • воспитание патриотов России;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разносторонне развитие детей;
  • формирование целостного миропонимания;
  • организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки;
  • непрерывность образования;
  • многообразие видов образовательных учреждений;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • создание программ, реализующих информационные технологии;
  • академическую мобильность учащихся;
  • развитие традиций в работе с одаренными детьми;
  • подготовку специалистов, способных к профессиональному росту в условиях информатизации общества;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • противодействие негативным социальным процессам;
  • экологическое воспитание.
    

 

 


[1] Макаренко А.С. Соч. в 7 т. Т.5. – М., 1958. С.179.

[2] Сластенин В.А. К вопросу о профессионализме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1973. №5. с.72-80.

[3] Руднева Т.И. формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. – Самара, 1996.

[4] Пассов Е.И и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. – М., 1993.

[5] Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999.

[6] Мерлин В.С. Индивидуальный стиль как компонент и как показатель общих способностей // Материалы конференции по проблемам способностей. – М., 1970. С.61-73.

[7] Педагогическая энциклопедия. – М., 1968. Стб. 258.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...