Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Педагогический профессионализм и мастерство учителя




7. Профессионально-личностное становление и развитие педагога (педагогический профессионализм: сущность и уровни). Понятие «педагогический профессионализм» используется и трактуется неоднозначно. В.А.Сластенин использует его для обозначения уровней квалификации педагога-практика[2]. Он выделяет три уровня профессионализма учителя, соответствующие трем типам новизны педагогического опыта: учитель-профессионал (работает на репродуктивном уровне), учитель-новатор (на продуктивном уровне), учитель-исследователь (на творческом уровне). И.Ф.Харламов под педагогическим профессионализмом понимает характеристику качества педагогической деятельности и выделяет несколько этапов его развития:

1) педагогическая умелость - основа профессионализма;

 2) педагогическое мастерство ­- доведенная до совершенства педагогическая умелость;

3) педагогическое творчество – содержит элементы определенной новизны, которая чаще всего связана с модернизацией приемов учебно-­воспитательной деятельности. В работах Н.В.Кузьминой педагогический профессионализм представлен в виде двух составляющих: «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». В одном случае ставится знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство» (Т.В.Иванова), в другом - уровень сформированности мастерства называют профессионализмом (Ю.К.Бабанский), в третьем - рассматривают его как показатель мерыготовности к выполнению социальных, профессиональных и личностных задач (Т.И.Руднева[3]). И.Д.Багаева подчеркивает самостоятельность этой категории, имеющей лишь точки соприкосновения с категорией «педагогическое мастерство».

В педагогической литературе выделяются уровни профессионализма учителя: уровень грамотности - система методических знаний обо всех компонентах процесса обучения (потенциальная основа ремесла); уровень ремесла - система методических навыков осуществления обучающих действий (потенциальная основа мастерства); уровень мастерства ­- система методических умений, обеспечивающих выполнение профессиональных функций; уровень искусства как высшее проявление мастерства[4].

8. Имидж профессионала. Важную роль в успешном осуществлении профессиональной деятельности играет имидж - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывают ему окружающие.

Имидж профессионала[5] включает в себя такие компоненты: образ (возникающий при появлении человека и остающийся при его отсутствии); внешнюю составляющую (внешность, манеры, походка, речь, голос, жесты, мимика, одежда, прическа); внутреннюю составляющую (интеллект, способ мышления, помыслы, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция); процессуальную составляющую (формы общения, энергичность человека, профессионализм, темперамент, традиции, пластичность, реакции человека на ситуации, умение переключаться с одного вида действий на другие, эмоциональность); позиции, установки и легенду (ядро имиджа).

При поступлении учителя на работу ему необходим так называемый «self PR». Дипломированные специалисты ищут постоянную работу и сталкиваются с профессионалами, которые вырабатывают корпоративную политику и следят за набором персонала. Успешно сделать первые шаги на избранном поприще поможет соблюдение принципов построения имиджа: 1) воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на подсознание, чтобы у них помимо воли возникло приятное чувство, связанное с вашим именем; 2) создавая свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. В том числе - подчеркивать ваше отличие от других, приближенность ваших личностных характеристик к имиджу идеального учителя, символизировать автономные сферы (одежду, прическу, взгляд и т.п.).

При этом необходимо помнить, что создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. Обращаться к этому процессу целесообразно задолго до начала педагогической работы. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого. Обязательно необходимы эксперты со стороны, чье мнение стоит учесть при корректировке не устраивающего вас имиджа.

Привлекательность в глазах окружающих - самый важный аспект вашего личного успеха. Привлекательные люди часто и охотно улыбаются, обладают хорошим чувством юмора, ведут себя естественно, веселы, часто и охотно говорят комплименты, знакомы с этикетом и следуют ему, уверены в себе, умеют смеяться над собой, быстро вызывают человека на разговор о нем самом, осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы, дружелюбны, с ними легко в общении.

9. Сущность педагогического мастерства. Обратимся к рассмотрению сущности понятия «педагогическое мастерство». Его определяют, во-первых, как высший уровень педагогической деятельности (педагогическое мастерство проявляется в деятельности и характеризуется высоким уровнем умения решать педагогические задачи) и, во-вторых, как комплекс свойств личности учителя.

Практический опыт учителей-новаторов распространился в педагогической практике лишь отдельными крупицами. Это свидетельство принципиальной неповторимости педагогического мастерства. В этой связи целесообразно говорить об уровне развития индивидуальности, об индивидуальном стиле педагога как составляющей педагогического профессионализма и мастерства. «Стиль педагога может быть определен как присущий именно данному учителю, преподавателю, воспитателю индивидуальный способ выражения своих творческих потенций, проявляющихся в общении со всеми участниками педагогического процесса через взаимодействие учебно-воспитательного материала в проекции на усвоение»[6].

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение целей с оптимальными усилиями.

Педагогическая техника, - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки»[7].

Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми. Кроме того - уметь управлять своим вниманием и вниманием учащихся, по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние, обладать чувством темпа в педагогических действиях, владеть приемами выразительного показа.

Для техники педагогического общения важно владеть культурой речи (дикцией, интонацией, орфоэпией), выработать правильное дыхание, постановку голоса. Невербальное педагогическое общение является наряду со словом важным элементом мастерства учителя. Оно включает экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт), просодику и экстралингвистику (интонацию, громкость, тембр, паузу, вздох, смех, кашель), такестику (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение), проксемику (ориентацию, дистанцию).

10. Новаторская педагогика А.С.Макаренко. Антон Семенович Макаренко - один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников (с сентября 1920 г.), преобразовав ее в коммуну). Разработал систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Изучал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют значение до сих пор. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

 

11.Идеи гражданственности и человечности в педагогических трудах В.А.Сухомлинского. Василий Александрович Сухомлинский возглавлял Павлышскую среднюю школу (с 1948 г.). создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью. Процесс обучения строил как радостный труд. Коммунистическое воспитание понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой», в которой учащимся предлагается «слушать музыку природы», передавая свои ощущения в рисунках, стихах собственного сочинения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...