Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1.Профессия и личность педагогаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Введение в педагогическую деятельность 1. Фундамент педагогического мастерства составляют…
2. Ведущими педагогическими идеями А.С.Макаренко являются: 1. природосообразность педагогических процессов Воспитание в коллективе 3. ведущая роль теоретических знаний Трудовое воспитание
Сознательная работа по развитию своей личности как профессионала составляет профессиональное________учиителя 1. мышление 2. общение 3. умение Самовоспитание
4. Формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью называется…
К методам профессионального совершенствования педагога относится изучение
6. Педагогическую деятельность принято делить на…
7. Педагогические труды А.С.Макаренко:
Обеспечение научного подхода к изучению педагогических явлений составляет______функцию педагогической деятельности 1. коммуникативную 2. информационную 3. организаторскую Исследовательскую Формирование культуры умственного труда составляет______компонент профессионально-педагогической культуры
10. Критерием сформированности методологической культуры педагога является… 1) знание предмета 2) сформированность общеучебных умений 3) владение педагогическими технологиями Осознание системы принципов, способов организации деятельности
Педагогическая деятельность зародилась в _____ обществе Первобытно-общинном 2) феодальном 3) рабовладельческом 4) постиндустриальном
Субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, называется - личностью; - индивидуумом; - человеком; - индивидуальностью.
13. В структуре педагогического мастерства не выделяют: - педагогические способности; - педагогические знания; - педагогическая техника; - стаж профессиональной деятельности.
Способы и приемы педагогической деятельности включены в _____ компонент профессиональной педагогической деятельности 1.личностно-творческий 2. информационный 3. гностический 4. технологический Первым звеном в структуре педагогической деятельности является
Исследование перспектив какого-либо педагогического явления или процесса называется 1. преемственностью 2. планированием Прогнозированием 4. программированием
В понятие «педагогическая техника» не входит понятие
Аналитические умения включают в себя
Педагогическая профессия относится к ____ типу профессиональной деятельности
Умение учителя управлять собой и другими составляет педагогическую
Инструкция в форме предложения формирует____ стиль педагогической деятельности
22. К мотивам, свидетельствующим о педагогической направленности личности, можно отнести: Желание управлять другими доминирование осознание высшей миссии учителя Ответственное отношение к делу 23. Совокупность педагогических ценностей характеризует компонент профессионально-педагогической культуры: личностно-творческий коммуникативный Аксиологический технологический
К социальным и общеличностным качествам учителя относятся эстетические Диалектико-материалистические педагогические убеждения Нравственность Состояние здоровья уровень материального благополучия Педагогическую технику составляют умения... отбирать учебный материал и объяснять его школьникам проектировать взаимодействия со школьниками Владеть собой и управлять другими использование технических средства обучения
В проектной деятельности учителя не выделяются этапы контроля и анализа результатов деятельности педагогическое диагностирование и целеполагание Оптимизация и интенсификация организация и инструктирование
Основными работами В.А.Сухомлинского являются Сердце отдаю детям» Павлышская средняя школа» 3) «Рождение гражданина» 4) «Педагогическая поэма» 5) «Великая дидактика»
Шпаргалки 1. В перечне общедидактических умений учителя выделяются такие умения, как: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство. 2. К методам формирования сознания личности относятся: общение, чтение и анализ литературы, восприятие произведений искусства и др. 3. Общая одаренность детей проявляется в высокой любознательности, исследовательской активности, способности прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличной памяти, раннем овладении речью и абстрактным мышлением, способностью классифицировать и категоризировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями. 4. Диагностическая функция педагога предполагает выявление особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания. 5. Человек как субъект сознательной деятельности – это личность. 6. Профессиональная направленность личности учителя включает в себя: 1) идейную убежденность или социально-нравственную направленность (социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности; 2) профессионально-педагогическую направленность (интерес к профессии учителя, педагогическое призвание/любовь к детям, педагогический долг и ответственность, педагогическая мораль, самоотверженность учителя, педагогический такт, педагогическая справедливость, авторитетность, профессионально-педагогические намерения и склонности, познавательная направленность учителя, культура научно-педагогического мышления/диалектичность).
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 1.Профессия и личность педагога 1. 0бщая характеристика педагогической профессии: становление педагогической профессии, ее роль в современном обществе. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. Передача накопленного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Позже самые уважаемые и умудренные опытом люди образовали первую социальную группу воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Роль педагогической профессии в современном обществе очень велика, так как успешная социализация человека в предельно усложненной и быстро изменяющейся среде напрямую зависит от грамотного, научного подхода к его воспитанию. Сегодня мы учимся не только в детском, подростковом и юношеском возрасте, но и сталкиваемся с необходимостью повышения квалификации, переподготовки. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях. В качестве учебного предмета педагогика входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. Педагогика раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. Как общеобразовательный предмет она нужна будущим родителям и членам разных по объему и характеру коллективов. 2. Функции учителя. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Функции учителя не всегда выявлены, так как он выполняет множество конкретных действий в разных направлениях: обучения, образования, воспитания, развития и формирования учащихся. Но, если говорить о сути педагогической деятельности, ее основе: главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Для конкретизации функции учителя используется понятие «педагогический проект», под которым мы понимаем любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады и т.п. На стадии замысла проекта возникает функция целеполагания, затем осуществляется диагностирование и прогнозирование. Проективная функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств достижения цели. Планирование необходимо для управляемого развития отношений «учитель-ученики». На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. 3. Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии. Педагогической профессии свойственен гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция связана с развитием личности, творческой индивидуальности учащегося, воспитанника. Учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта педагогической деятельности» (в широком смысле это - педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»[1]. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. 4. Воспитание как сфера деятельности учителя. Сферой деятельности учителя является воспитание. С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако, как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя. 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога: профессиональная деятельность и личность педагога; требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. В системе профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности, готовность к ее осуществлению, необходимо наличие педагогических способностей (организаторских, дидактических, перцептивных, коммуникативных, суггестивных, исследовательских, научно-познавательных). Важными качествами педагога признаны трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. Педагогу должны быть в большой мере присущи человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость. Учитель - всегда творческая личность. Наряду с личностными качествами он должен обладать и профессиональными: владеть предметом преподавания, методикой, обладать психологическими знаниями и т.д. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме, представляющей идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Они объединяются в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.
6. Общая и профессиональная культура педагога. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокульурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагога. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован. При культурологическом подходе под проблемами педагогического образования понимается овладение учителем общей и профессиональной культурой, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессиональной культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социальной наследственности, педагог реализует в своей практике культуротворческие функции образования и педагогики. Культура с одной стороны, - это нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой образованность, интеллигентность человека; с третьей - связана с характеристикой места и образа жизни человека. В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее: 1) как совокупность материальных и духовных ценностей; 2) как специфический способ человеческой деятельности; З) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Это дает основание говорить о трех аспектах исследования профессионально-педагогической культуры: аксиологическом, технологическом и личностно-творческом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |