Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.Профессия и личность педагога




Введение в педагогическую деятельность

1. Фундамент педагогического мастерства составляют…

  1. широкий кругозор
  2. знания и педагогический опыт
  3. личность педагога
  4. эмоциональная устойчивость

 

2. Ведущими педагогическими идеями А.С.Макаренко являются:

1. природосообразность педагогических процессов

Воспитание в коллективе

3. ведущая роль теоретических знаний

Трудовое воспитание

 

Сознательная работа по развитию своей личности как профессионала составляет профессиональное________учиителя

1. мышление

2. общение

3. умение

Самовоспитание

 

4. Формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью называется…

  1. самовоспитанием
  2. самообразованием
  3. самоактуализацией
  4. саморазвитием

 

К методам профессионального совершенствования педагога относится изучение

  1. психолого-педагогической литературы
  2. школьной документации
  3. продуктов деятельности учащихся
  4. личности ученика и коллектива

 

6. Педагогическую деятельность принято делить на…

  1. профессиональную и непрофессиональную
  2. волонтерскую и платную
  3. массовую и индивидуальную
  4. государственную и частную

 

7. Педагогические труды А.С.Макаренко:

  1. «Республика ШКИД»;
  2. «Сердце отдаю детям»;
  3. «Педагогическая поэма»;
  4. «Флаги на башне».

 

Обеспечение научного подхода к изучению педагогических явлений составляет______функцию педагогической деятельности

1. коммуникативную

2. информационную

3. организаторскую

Исследовательскую

Формирование культуры умственного труда составляет______компонент профессионально-педагогической культуры

  1. технологический
  2. коммуникативный
  3. мировоззренческий
  4. эстетический

 

10. Критерием сформированности методологической культуры педагога является…

1) знание предмета

2) сформированность общеучебных умений

3) владение педагогическими технологиями

Осознание системы принципов, способов организации деятельности

 

Педагогическая деятельность зародилась в _____ обществе

Первобытно-общинном

2) феодальном

3) рабовладельческом

4) постиндустриальном

 

Субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, называется

- личностью;

- индивидуумом;

- человеком;

- индивидуальностью.

 

13. В структуре педагогического мастерства не выделяют:

 - педагогические способности;

 - педагогические знания;

 - педагогическая техника;

 - стаж профессиональной деятельности.

 

Способы и приемы педагогической деятельности включены в _____ компонент профессиональной педагогической деятельности

   1.личностно-творческий

   2. информационный

   3. гностический

   4. технологический

Первым звеном в структуре педагогической деятельности является

  1. выбор педагогических средств
  2. постановка целей
  3. диагностика
  4. оценка результатов

 

Исследование перспектив какого-либо педагогического явления или процесса называется

1. преемственностью

2. планированием

Прогнозированием

4. программированием

 

В понятие «педагогическая техника» не входит понятие

  1. невербальное общение
  2. проектирование
  3. способ концентрирования внимания
  4. способ взаимодействия

 

Аналитические умения включают в себя

  1. формирование познавательных мотивов
  2. формирование педагогической задачи
  3. организационное общение
  4. анализ педагогических явлений

 

Педагогическая профессия относится к ____ типу профессиональной деятельности

  1. технологическому
  2. биологическому
  3.  социономическому
  4. эргономическому

 

Умение учителя управлять собой и другими составляет педагогическую

  1. технику
  2. работу
  3. профессию
  4. систему

 

Инструкция в форме предложения формирует____ стиль педагогической деятельности

  1. конфликтный
  2. демократический
  3. либеральный
  4. авторитарный

 

22. К мотивам, свидетельствующим о педагогической направленности личности, можно отнести:

Желание управлять другими

доминирование

осознание высшей миссии учителя

Ответственное отношение к делу

23. Совокупность педагогических ценностей характеризует компонент профессионально-педагогической культуры:

личностно-творческий

коммуникативный

Аксиологический

технологический

 

К социальным и общеличностным качествам учителя относятся

эстетические

Диалектико-материалистические педагогические убеждения

Нравственность

Состояние здоровья

уровень материального благополучия

Педагогическую технику составляют умения...

отбирать учебный материал и объяснять его школьникам

проектировать взаимодействия со школьниками

Владеть собой и управлять другими

использование технических средства обучения

 

В проектной деятельности учителя не выделяются этапы

контроля и анализа результатов деятельности

педагогическое диагностирование и целеполагание

Оптимизация и интенсификация

организация и инструктирование

 

 

Основными работами В.А.Сухомлинского являются

Сердце отдаю детям»

Павлышская средняя школа»

 3) «Рождение гражданина»

 4) «Педагогическая поэма»

 5) «Великая дидактика»

 

 

Шпаргалки

1. В перечне общедидактических умений учителя выделяются такие умения, как: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство.

2. К методам формирования сознания личности относятся: общение, чтение и анализ литературы, восприятие произведений искусства и др.

3. Общая одаренность детей проявляется в высокой любознательности, исследовательской активности, способности прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличной памяти, раннем овладении речью и абстрактным мышлением, способностью классифицировать и категоризировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями.

4. Диагностическая функция педагога предполагает выявление особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания.

5. Человек как субъект сознательной деятельности – это личность.

6. Профессиональная направленность личности учителя включает в себя: 1) идейную убежденность или социально-нравственную направленность (социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности; 2) профессионально-педагогическую направленность (интерес к профессии учителя, педагогическое призвание/любовь к детям, педагогический долг и ответственность, педагогическая мораль, самоотверженность учителя, педагогический такт, педагогическая справедливость, авторитетность, профессионально-педагогические намерения и склонности, познавательная направленность учителя, культура научно-педагогического мышления/диалектичность).

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1.Профессия и личность педагога

1. 0бщая характеристика педагогической профессии: становление педагогической профессии, ее роль в современном обществе. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Передача накопленного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Позже самые уважаемые и умудренные опытом люди образовали первую социальную группу воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Роль педагогической профессии в современном обществе очень велика, так как успешная социализация человека в предельно усложненной и быстро изменяющейся среде напрямую зависит от грамотного, научного подхода к его воспитанию. Сегодня мы учимся не только в детском, подростковом и юношеском возрасте, но и сталкиваемся с необходимостью повышения квалификации, переподготовки. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях. В качестве учебного предмета педагогика входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. Педагогика раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. Как общеобразовательный предмет она нужна будущим родителям и членам разных по объему и характеру коллективов.

2. Функции учителя. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Функции учителя не всегда выявлены, так как он выполняет множество конкретных действий в разных направлениях: обучения, образования, воспитания, развития и формирования учащихся. Но, если говорить о сути педагогической деятельности, ее основе: главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Для конкретизации функции учителя используется понятие «педагогический проект», под которым мы понимаем любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады и т.п. На стадии замысла проекта возникает функция целеполагания, затем осуществляется диагностирование и прогнозирование. Проективная функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств достижения цели. Планирование необходимо для управляемого развития отношений «учитель-ученики». На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.


3. Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии. Педагогической профессии свойственен гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция связана с развитием личности, творческой индивидуальности учащегося, воспитанника. Учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта педагогической деятельности» (в широком смысле это - педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»[1].

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

4. Воспитание как сфера деятельности учителя. Сферой деятельности учителя является воспитание. С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако, как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога: профессиональная деятельность и личность педагога; требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. В системе профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности, готовность к ее осуществлению, необходимо наличие педагогических способностей (организаторских, дидактических, перцептивных, коммуникативных, суггестивных, исследовательских, научно-познавательных).

Важными качествами педагога признаны трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.

Педагогу должны быть в большой мере присущи человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость. Учитель - всегда творческая личность. Наряду с личностными качествами он должен обладать и профессиональными: владеть предметом преподавания, методикой, обладать психологическими знаниями и т.д.

Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме, представляющей идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Они объединяются в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.

 

6. Общая и профессиональная культура педагога. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокульурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагога. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован. При культурологическом подходе под проблемами педагогического образования понимается овладение учителем общей и профессиональной культурой, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессиональной культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социальной наследственности, педагог реализует в своей практике культуротворческие функции образования и педагогики.

Культура с одной стороны, - это нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой ­образованность, интеллигентность человека; с третьей - связана с характеристикой места и образа жизни человека. В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее: 1) как совокупность материальных и духовных ценностей; 2) как специфический способ человеческой деятельности; З) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Это дает основание говорить о трех аспектах исследования профессионально-педагогической культуры: аксиологическом, технологическом и личностно­-творческом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...