Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское кредо аналитика: оптимизм, здравый смысл и обретение Счастья




 

Что и как мы читаем? 

Очень уважаю книги, которые буквально заставляют себя прочитать. Любовь к чтению мне привили родители, за что я им бесконечно благодарен. Считаю, что и сейчас, в пору распространения других средств информации и знаний, роль книги незаменима.

 

Духовный мир литературы настолько разнообразен и широк, что в нем легко затеряться. Художественная литература в целом является самым мощным пластом мировой культуры и без ориентации в нем, без овладения выдающимися достижениями в области словесного творчества невозможно формирование полноценной высококультурной личности. Для прочтения любой книги требуется время и зачастую немалое. Количество книг, можно сказать, бесконечное, а жизнь – увы, наоборот. Значит, надо читать не все подряд, а сознательно и серьезно подходить к выбору книг для чтения и читать преимущественно хорошие и полезные книги.

Болгарские ученые установили, что в среднем, если человек читает около 50 страниц в день, то за свою жизнь он может прочитать около 3 тысяч книг. Хотя в предлагаемых в приложении списках содержится всего около трёхсот источников зарубежной и отечественной литературы, указанные авторы и их лучшие художественные произведения составляют значительную часть того пласта мировой художественной культуры, который осваивает каждый образованный человек в течение всей жизни.

В приложении к книге «Аналитика как интеллектуальное оружие» приведен список книг для самообразования в области мировой художественной литературы. Этот список является результатом многолетних опросов мнений авторитетных и образованных людей из личного круга знакомых, а так же обобщения около 20 рейтингов, списков лауреатов различных премий (в том числе и Нобелевской). Моя точка зрения, естественно, может быть спорной, уязвимой для критики, но, тем не менее, она является попыткой ориентации в таком сложном явлении как мировая художественная литература. Предлагаемый вариант списка наиболее «весомых» и необходимых современному молодому человеку источников – лишь один способ подхода, его главной идеей является первоначальная ориентация в огромном мире литературы. Данный список может напоминать о писателях и произведениях, которые лично для нас еще неизвестны; дают возможность понять, с чем нужно познакомиться для расширения культурного кругозора.

В качестве рекомендаций воспитателям и наставникам (а в этой роли рано или поздно выступает каждый человек, так как все мы становимся родителями) можно высказать два следующих соображения.

Во-первых, всегда стоит делать выписки из прочитанного – мыслей, идей, фактов, всего что понравилось или что может пригодиться в жизни в дальнейшем.

Во-вторых, обязательно необходимы диспуты, обсуждения прочитанных книг, или по какой-то проблеме, связанной с литературой (например, о нравственных ценностях с точки зрения различных авторов). Это позволяет с одной стороны учить читать и думать над прочитанным, а с другой – учиться слушать других и вести дискурс на уровне достаточно высоком и уважительном. Проблемные читательские конференции должны войти в практику воспитательной работы[253].

 

Естественно, представленный вариант не обязателен ни по содержанию, ни по последовательности, как условен и любой план чтения, зависящий от возможности получить необходимую литературу, наличия времени и т. д. Он дает общее направление работы на первом этапе общекультурного роста личности молодого человека примерно в возрасте от юношеского периода до 30 лет.

 

 

Заключение

 

Вот мы и ставим точку в наших рассуждениях. Разговор об Аналитике закончить нельзя, как нельзя закончить ремонт в квартире – его надо просто прекращать, когда сделана основная работа, иначе это может затянуться на годы[254]. Подводя итоги разговору о том, как законы мышления применимы к Аналитике или как Аналитика помогает разобраться с актуальными проблемами философии, следует обобщённо отметить, что задачами Аналитики применительно к системам разного уровня являются:

1) получение качественно новой информации путём обработки специальными методами какого-то массива данных;

2) прогнозирование, взгляд в будущее;

3) нахождение новых смыслов в существующем порядке вещей и в намечающихся новых тенденциях.

Как автор, я предполагал, что эта книга будет посвящена решению преимущественно третьей задачи, то есть нахождению новых смыслов Аналитики в том виде, как мы её представляем. Конечно, не всё получилось, как задумывалось. Но я уверенно могу сказать, что именно Аналитика формирует новую парадигму общественного сознания в плане радикального качественного пересмотра и системной реорганизации существующих социально-политических и экономических отношений (как на внутригосударственном, так и межгосударственном уровне) в направлении активизации и усиления в них высокоинтеллектуальных взаимосвязей. Формирование этой парадигмы – удел как раз философов.

В нашем обществе не должно быть утилитарного отношения к фундаментальным разделам знания, не дающим немедленный и ощутимый (в буквальном смысле) эффект в виде поступления средств от обучения, экономической и финансовой деятельности вузов. Негативный опыт последних десятилетий, связанный с упадком отечественной науки, её фундаментальных и прикладных областей, в немалой степени связан с недооценкой роли философского знания. Остается надеяться, что государственная мудрость в сфере науки и образования выразится в планомерной и последовательной поддержке этих «малополезных» в сиюминутном аспекте областей знания. Если это произойдет, то за судьбу философии в России не надо будет беспокоиться. Она и философское сообщество будут развиваться естественным образом и со временем смогут преодолеть те негативные тенденции, которые можно наблюдать сегодня.

Философский подход к феномену Аналитики, представленный в данной книге, даёт ключи к её становлению как научной дисциплины и всемерному укреплению в качестве важнейшего для государства интеллектуального инструмента. Интеллектуальная мощь страны в решающей степени зависит от уровня профессиональной аналитики. Поэтому-то и нужно создать систему профессионального обучения Аналитике в вузах России. Эта идея и её обоснование изложена в настоящей книге.

Подводя итоги нашему философскому экскурсу по ментальным полям Аналитики, хочется сделать несколько выводов и ещё раз расставить акценты.

1. Аналитика как метадисциплина и важнейшая часть управленческой и научно-исследовательской деятельности – важна, нужна и будет жить. Она конструктивно проста, эффективна и перспективна. Цель аналитики: чтобы народ осознал, как надо действовать. Для тех, кто овладел ею, как методологией, технологией и организацией процесса системного анализа информации, она становится мощным интеллектуальным оружием, сравнимым по силе воздействия с автоматом Калашникова. Круг её адептов будет расширяться. Естественно, среди них могут быть и «попутчики», и «засланные казачки», и конъюнктурщики. Но я уверен, что число искренних сторонников «Русской аналитической школы», как автономной некоммерческой организации и международной, межрегиональной сетевой структуры будет расти, а качество их сознания и действия будет повышаться. Аналитика даёт нам Знания и силы действовать!

2. Аналитика теснейшим образом связана с повышением интеллектуального потенциала нашей страны, без которого остальные природные и иные ресурсы используются неэффективно и неправильно, иногда даже во вред народу и государству. Для того, чтобы наша страна процветала, нужна сверхидея, метаконцепт и таковым, по моему мнению, является идея всеобщего поумнения народа . Естественно, главную роль в этом должна играть обновлённая система образования и воспитания, в рамках которой будет обучаться и воспитываться как интеллектуальная элита, так и большинство людей. Приоритет высокой нравственности, духовности и развитого интеллекта должен быть повсеместным и непререкаемым. Все руководители в сфере государственного и муниципального управления, бизнес-структур с государственным участием должны иметь системное мышление, овладеть навыками аналитической обработки информации, что становится ключевым звеном профессиональной компетенции.

3. Философский подход к осмыслению Аналитики даёт возможность сконструировать стратегию «Русской аналитической школы» как социального проекта на длительную перспективу. Формирование этой стратегии позволяет занять свою нишу среди интеллектуальной элиты России, активно привлекать для научно-исследовательских работ по актуальным темам талантливых её представителей. Естественно, это предполагает знание среди первых лиц государства тех, кто наши и кто – не наши , сохраняя с ними неангажированные отношения. Главная задача сводится к повседневной работе по созданию русской аналитической школы, традиции, своего круга. Этот круг наших сторонников, партнёров, единомышленников и соратников уже достаточно обширен и будет расти. Мы абсолютно патриотически настроены, верим в интеллектуальную силу России и отдадим все силы её укреплению и возвышению. Всевышний подарил всем нам лучшую в мире страну, с огромными ресурсами и замечательным народом. Будем же достойными нашей Родины, преумножим замечательные традиции наших предков!

Развитие философии видится мне не в публичном сотворении кумиров, а в перманентной индивидуальной работе по интеллектуальному и духовному совершенствованию нашей научной элиты. Условием для этого является овладение серьёзным Знанием, что влечёт за собой необходимость для философа серьезного аналитического отношения не только к окружающему миру, но и к самой философии и её истории. Тогда мы сможем оптимизировать кантовское соотношение между «философией согласно школьному понятию» (Schulphilosophie) и «философией согласно мировому понятию» (Weltphilosophie), наполнить современную философию новыми смыслами и понятиями, что представляется первоочередной задачей российской философии.

Как мне кажется, данная книга довольно отчётливо отражает эту точку зрения и тем самым задает интеллектуальные ориентиры, движение в сторону которых может (и должно) способствовать повышению уровня философских исследований и восстановлению уважения к философии в российском обществе. На этом пути нужно учитывать самые разные позиции учёных, философов, независимых аналитиков. Именно с этой целью в приложении 3, 4, 5 представлены иные взляды. Эти приложения расширяют проблематику книги, рассматривают саму Аналитику в других ракурсах, и думаю, будут интересны читателям.

Россия, интеллектуально вооружённая серьёзной Аналитикой, в условиях мирового системного кризиса резко усиливает свой ресурс пассионарности, окрылённой мечтательности, могучей воли, неодолимой уверенности, что во все века делало русских великим непобедимым народом. За счет аналитики можно побеждать не числом, но умением – как делал это Суворов. Новые поколения должны быть достойны своих предков, веками воплощавших мечту о создании страны божественной справедливости, благодати и вселенской любви.

4. Мировые перспективы с точки зрения Аналитики будут выстраиваться по нескольким основным векторам. «Закат Запада» как логическое завершение современной цивилизации, основанной на глобальном паразитизме и культивирующей безудержное потребление – очевиден. Политические, экономические, социальные, экологические и другие глобальные проблемы – всего лишь индикаторы этого процесса. Античеловеческая система пошла в разнос и её обрушение неминуемо. Но для нас суть важно, что будет дальше, перспективы выстраивания НОВОЙ ЖИЗНИ.

5. У России как цивилизации есть все шансы изменить мировоззренческие ориентировки как своих управленцев, так в перспективе и мировой интеллектуальной элиты, встать на путь мирового духовного лидерства. Все наши призывы к технологической модернизации, попытки «промышленной революции», создания «инновационных мегапроектов» останутся дорогими игрушками, пока в государстве не созданы нужные условия для укрепления интеллектуального потенциала государства, трансформации институтов общества и его культуры.

Один из главных путей коммерциализации российских технологических и научных решений состоит в развитии «креативной индустрии» – Аналитики. Политическое руководство страны должно понять, что эта творческая отрасль является неотъемлемой частью управления, политики и экономики, и не требует от государства ничего, кроме доброжелательного отношения. Когда эта достаточно конструктивно простая мысль «дойдет» до сознания наших высших управленцев – тогда и будут такие мощные результаты, которые позволят нашей стране по праву стать мировым духовным и интеллектуальным лидером. Будем все вместе к этому стремиться. 6. С учетом нашего анализа ситуации и расчета сроков, а так же четкого понимания векторов развития всего человечества и раскрытых «окон возможностей», в настоящее время особо опасно «раскачивать ситуацию» любыми действиями или непродуманными заявлениями, несущими потенциал межнациональной или межконфессиональной розни. В условиях нестабильности обстановки поддержка сохранения управляемости является императивом, как бы кто не относился к действующей власти.

 

Список сокращений

 

АСУВ – автоматизированная система управления войсками

АНХ и ГС – Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ДОТУ – достаточно общая теория управления

КОБ – концепция общественной безопасности

КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза

ЛПР – лицо, принимающее решение

МГУ – Московский государственный университет

МСС – мировая система социализма

ММК – московский методологический кружок

НИР – научно-исследовательская работа

ОДИ – организационно-деятельностные игры

ОМП – оружие массового поражения

ПРО – противоракетная оборона

РАГС – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

РАШ – «Русская аналитическая школа»

РВСН – ракетные войска стратегического назначения

РПЦ – Русская православная церковь

РФК – Российский философский конгресс

СМИ – средства массовой информации

СССР – Союз советских социалистических республик (Советский Союз)

СУБД – система управления базами данных

СЭВ – Совет экономической взаимопомощи

СЯС – Стратегические ядерные силы

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

 

Литература

 

Аналитический словарь / Под общ. ред. Ю.Н. Коптева. – М.: Ассоциация содействию развитию аналитического потенциала личности, общества и государства «Аналитика», 2015. – 132 с.

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969.

Алперс Б. О Станиславском // Алперс Б . Искания новой сцены. – М.: Искусство, 1965.

Аристотель . Соч. В 4 т. – М., 1978.

Асмус В . Логика. – М., 1999. – 362 с.

Абабилова Л.С ., Шлёкин С.И . Научный метод и его диалектические особенности. – М., 2009.

Баранов Ю.Н ., Королев А.И ., Теплинский Н.И . Основы научных исследований. – Воронеж, 2011.

Белинский В.Г . Избранные философские сочинения. – М.: Госполитиздат, 1948.

Богданов А.А . Тектология. Всеобщая организационная наука. – М.: Финансы, 2003. – 496 с.

Боно Э . Рождение новой идеи / О нешаблонном мышлении. – М.: Прогресс, 1976.

Бухтояров А.А ., Степанов А.М . Дизайн и конструирование внутреннего мира человека. – Волгоград: Панорама, 2012. – 399 с.

Буш Г . Диалогика и творчество. – Рига, 1985.

Бэкон Ф . Соч. В 2-х т. – М., 1978.

Вестник Российского философского общества.

Взятышев В.Ф . Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. – М.: «ЕЦК», 2002.

Виндельбанд В . Избранное: Дух и история / Пер. с нем. – М.: Юрист, 1995.

Веденев А.А . Моделирование элементов мышления. – М.: Наука, 1988.

Войтов А.Г . Философское основание теоретической науки. – М.,1999.

Войтов А.Г . Философия. Правда и кривда. От филодоксии к подлинной философии. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 512 с.

Войтов А.Г . Наука о науке: философия, метанаука, эпистемология. 3-е изд. – М.: Эндемик, 2010. – 458 с.

Войтов А.Г . Учебное тестирование. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

Войтов А.Г . История и философия науки. 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 692 с.

Войтов А.Г . Самоучитель мышления. 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2005.

Войтов А.Г. Техника. Общая теория. – М., 2001.

Войтов А.Г. Философия. Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. 8-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

Взгляд Платона на науку философии. – СПб., 1837.

Гадамер Х.Г . Истина и метод / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988.

Гарсия Дионисио . Мировоззрение: Новая монадология. – М.: «Либроком», 2009. – 376 с.

Гегель Г . Работы разных лет. – М., 1972.

Гегель Г.  Философия истории. – СПб., 2000.

Гегель Г . Энциклопедия философских наук // Соч. В 3 т. – М.: Мысль, 1975.

Глазьев С.Ю . Благосостояние и справедливость. Как победить бедность в богатой стране. – М.: Б. С. Г. – Пресс, 2003.

Глазьев С.Ю ., Кара-Мурза С.Г ., Батчиков С.А . Белая книга. Экономические реформы в России 1991–2001 гг. – М.: Эксмо, 2003.

Гоббс . Собр. соч.

Громыко Ю.В . Метапредмет «Проблема». Уч. пособие. – М., 1998.

Громыко Ю.В . Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: Уч. пособие – М.: Пушкинский институт, 2001;

Громыко Ю.В . Век «МЕТА»: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. – М., 2006. – 506 с.

Грэхэм Лорен Р . Наука и философия в Советском Союзе. – М., 1972.

Грэхэм Лорен Р . Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

Грэхэм Лорен Р . Очерки истории российской и советской науки. – М.: Янус-К, 1998. – 312 с.

Грэхэм Л., Кантор Ж . Имена бесконечности. Правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве. – СПб.: Издательство ЕУСПб, 2011. – 232 с.

Далин В.Я . Правила безопасности мышления. Интеллектуальный манифест. – М.: Международный гуманитарно-просветительный центр «Универсум-Т», 1994.

Деборин А.М . (1881–1963). Диалектика в немецкой классической философии. – М., 2013.

Декарт Р . Соч. В 2 Т. – М.: Мысль, 1989.

Диксон П . Фабрики мысли. – М.: Прогресс, 1976.

Достаточно общая теория управления. – М.: Концептуал, 2015. – 464 с.

Ефимов В.А . Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы. – СПб.: ИГ «Весь», 2016. – 608 с.

Ефремов И.А . Лезвие бритвы. – М., 1975.

Иванова А . Как и чему учить аспирантов? Продолжение дискуссии о философском образовании в вузе // Поиск, 2003. – № 39

Ильенков Э.В . Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.

Индуктивная логика и формирование научного знания. – М.: Наука, 1987.

История диалектики. XIV–XVIII в. в. – М.: Мысль, 1974.

История и философия науки: Сб. ст. по материалам Четвертой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 4–5 мая 2012) / Под ред. Н.Г. Баранец.

Казённов А.С . Диалектика как высший метод Познания. – СПб., 2011.

Кант И . Собр. соч. В 8 т. – М., 1994.

Кант И . Соч. В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. – С. 118–119.

Казённов А.С . Диалектика как высший метод Познания. – СПб., 2011.

Категориальные основы научного познания. – Куйбышев, 1988.

Кара-Мурза С.Г . Манипуляция сознанием. – М., 2003.

Кузанский Н . Соч. В 2-х т. – М., 1979.

Кузнецов В.Ю . Философия преподавания философии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 2003. – № 5.

Кукарцев М.А ., Коломоец Е.Н . Античная философия. – Иваново, 1996.

Лакатос И . Доказательства и опровержения. – М., 1967.

Лейбниц . Соч. в четырех томах. – М., 1989.

Левашов Н.И . Последнее обращение к человечеству.

Ленин В.И . Пол. собр. соч. – М., 1978.

Логика и риторика. Хрестоматия. – Минск, 1997.

Локк Дж . Соч. В 3-х т. – М., 1985.

Лосев А.Ф ., Тахо-Годи А.А . Платон. Аристотель. – М.: 1993.

Майоров Г.Г . Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979.

Маркс К ., Энгельс Ф . Соч. 2-е изд.

Минто В . Индуктивная и дедуктивная логика. – СПб., 1902.

Металогические исследования. – Тбилиси, 1985.

Мельников В.Н . Логические задачи. – Киев: Высшая школа, 1989.

Мельникова Е.Н . Час Х. Россия 21 век – М., 1996. – 672 с.

Мельникова Е.Н . Россия: интеллект и выживание. – М.: «Бослен», 2006. – 608 с.

Мельникова Е.Н . Интеллект: в лабиринтах смыслов. – М., 2013. – 543 с.

Миронов М.Е . Обыденное сознание и современность. – М., 2002.

Мухина С . Фундаментальные законы человеческой жизни.

Мясоедов Б.А . Эрозия русской жизни. Кн. 1. Хамство и стервозность – скверна бытия; кн. 2. Становление и эродирование советской империи. – М.: Русская энциклопедия, 2006.

Назаров М . Миссия Русской Эмиграции. – М., 1989.

Нилогов А.С . Кто сегодня делаеть философию в России. – М. 2007. – 576 с.

Нысанбаев А ., Курганская В . Философия и образование: поиск согласия // Высшее образование в России, 2001. – № 1.

Оганян М.В . Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации. – М.: Концептуал, 2014.

Панарин А.С . Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М.: Логос, 1998. – 392 с.

Платон . Собр. соч. В 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990.

Платон . Соч. В 3-х т. – М.: Мысль, 1970.

Платон . Диалоги. – М.: Мысль. 1986.

Половинкин А.И . Законы строения и развития познания. – М.: Волгоград, 1985.

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Состояние проблемы, перспективы. Аналитический доклад. – М.: Логос, 2001.

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Состояние проблемы, перспективы. Аналитический доклад. – М.: Логос, 2001.

Пригожин И., Стенгерс И . Порядок из хаоса. – М., 1986.

Пригожин А.И . Дезорганизация. Причины, виды, преодоление. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.– 402 с.

Пригожин А.И . Управленческие идеи: Вы какое положение на рынке хотите занять? Как для этого должна измениться Ваша организация? – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 480 с.

Путь в философию. Антология. – М., 2001.

Ракитов А.И . Историческое познание. – М., 1982.

Рассел Б . История Западной философии. – М.: Новосибирск, 2001.

Рейхенбах Г. Направление времени. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 360 с.

Родин А.В . Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля. – М.: Наука, 2003. – 216 с.

Российская постсоветская философия: опыт самоанализа / Под ред. М. Соболевой. – Verlag Otto Sagner, Munchen, 2008.

Рузавин Г.И . Методология научного познания. – М., 2005.

Селиванов А.И . Развитие объектов. Наука управления будущим. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016. – 848 с.

Сенге П.М . Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. – М.: Олимп – Бизнес, 2010. – 575 с.

Система: философская категория и реальность. – М.: Мысль, 1976.

Спиноза Б . Избранные произведения. В 2-х т. – М., 1957.

Солонько И.В . Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ. – СПб.: СПбГАУ, 2010 – 202 с.

Спиркин А.Г . Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

Станиславский К . Работа актёра над собой. – М.: Искусство, 1954.

Стивенсон Д . Философия / Пер. с англ. – М., 2004.

Тойнби А.Д . Постижение истории / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

Томпсон М . Философия науки / Пер. с англ. – М., 2003.

Трубецкой С.Н . Курс истории древней философии. – М.: ВЛАДОС; Русский двор, 1997.

Трусов Ю.П . Проблемы оснований и конструкции знания. – М., 1995.

Уайтхед А.Н . Избранные работы по философии. – М.: Прогресс, 1990.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. – М., 2005.

Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24–28 мая 2005 г. В 5 т. – М., 2005.

Философский словарь. – М.: Политиздат, 1975.

Философскому факультету Московского государственного университета 60 лет. Интервью с деканом философского факультета МГУ В.В. Мироновым // Вопросы философии, 2002. – № 5.

Фихте И.Г. Соч. в двух томах. – С-Петербург, 1993.

Хантингтон С . Третья волна: Демократизация в конце XX столетия. – М., 1992; Столкновение цивилизаций. – М., 1993.

Хэйес Н ., Оррел С . Что такое психология. – М., 2005.

Чупин П.П . Философские основы методики и логики научного познания. – Свердловск, 1975.

Цивилизационная аналитика: фундаментальные понятия / Ассоциация содействию развитию аналитического потенциала личности, общества и государства «Аналитика» / Под общ. ред. Ю.Н. Коптева. – Москва, 2016. – 178 с. (Серия «Библиотека аналитика»).

Шеллинг Ф.В . Соч. В 2-х т. – М., 1987.

Шкунденков В.Н. Одиночество и пепел (нелинейность времени). – Тула: Репроцентр, 2009. – 252 с.

Шульц Э.Э. Технологии бунта (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). – М: Подольская ф-ка офсетной печати, 2014. – 512 с.

Щербинин М.Н . и др. Философия. – Тюмень, 2003.

Яскевич Я.С . В поисках идеала строго мышления. – Минск, 1989.

Ясперс К . Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991. – С. 32–50.

 

* * *

 

Velikhov E . Intellectual capital in Russia’s // Capital ideas., 2014.

 

Приложение

 

Приложение 1 Концепция «Русской аналитической школы»

 

Цель проекта РАШ – консолидация интеллектуальных сил и аналитических структур Российской Федерации для постоянного мониторинга обстановки, экспертной оценки готовящихся и принимаемых высшими органами власти и управления политических решений, разработки альтернативных проектов и программ. Разработка новых концептуальных подходов к созданию отечественной аналитической школы, изложенных в частности в «Философии Аналитики», позволяет развернуть работу по созданию аналитической корпорации, имеющей в своей работе принципиальную новизну. Формирование команды единомышленников, уже реально осуществляющих исследования по новым формам и методам информационно-аналитической деятельности, позволит качественно улучшить работу по принятию решений на всех уровнях управления.

В эпоху войны смыслов, «цветных» революций, поведенческих и когнитивных войн важно иметь надежный аналитический инструментарий формирования собственных смыслов, образа победы, контроля над движением враждебной информации, направленной на трансформацию национальной идентичности.

Проект «Русская аналитическая школа» (РАШ) развивается как общественное движение и межрегиональная сетевая структура на протяжении пяти лет и ставит своей целью следующие задачи:

создание аналитического инструментария для поведенческих, смысловых и когнитивных войн, отражения информационной агрессии;

создание единой инфраструктуры и методологии экспертно-аналитической деятельности большого числа лиц и организаций – региональных аналитических структур для решения проблем на местах и продвижения собственных проектов (отделения РАШ созданы в 17 регионах);

обучение и профессиональная подготовка аналитиков для государственного, муниципального и корпоративного управления на основе созданной фундаментальной теоретической платформы.

Мы готовы включиться в создание аналитического обеспечения государственной системы упреждающего управления, используя технологии предсказательной аналитики на базе Big Data и расширяющейся сети экспертных групп (центров). Предлагаем выстроить с участием заинтересованных сторон систему многоуровневого мониторинга стратегической и оперативной информации о текущей ситуации, в первую очередь, о реально действующих «центрах сил» в Российской Федерации и мире. Продуктом мониторинга будет постоянно обновляемый, профилированный Атлас проблем. В этот Атлас могут войти как открытые для общественного обсуждения проблемы, так и закрытые проблемные поля. К работе по созданию Атласа целесообразно привлечь ряд компетентных структур и организаций.

РАШ будет иметь хорошо налаженные отношения с ведущими федеральными, региональными и рядом зарубежных СМИ, большинством информационных агентств, НИИ, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством, аппаратами Полномочных представителей Президента в Федеральных округах, Центральной избирательной комиссией, рядом ведущих политиков и предпринимателей. В настоящее время работа по развертыванию проекта ведется в 17 регионах России.

Концептуальный замысел – вовлечение в экспертно-аналитическую деятельность большого числа лиц и организаций, в настоящее время находящихся на обочине реального политического процесса и не имеющего никаких приводных ремней к действительности.

Основной идеей является разработка и реализация программы построения высокоэффективной самоструктурирующейся иерархической многоцелевой системы, выступающей под флагом и брендом аналитической корпорации, предназначенной для развития и поддержки гражданских инициатив в деле совершенствования управления государством и обществом. Использование данной системы позволит значительно усилить аналитический потенциал российского государства, ныне сосредоточенный лишь в рамках госструктур. Концепция РАШ одобрена АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и получает всемерную поддержку от Московского кластера бизнес-инициатив.

Подготовка и обучение государственных и муниципальных служащих, административно-хозяйственных кадров методикам эффективной информационно-аналитической деятельности, современным социальным технологиям позволит более эффективно решать задачи и избегать управленческих ошибок, цена которых несоизмерима со стоимостью обучения управленческого звена методикам и технологиям принятия оптимальных решений.

РАШ будет уделять большое внимание построению сети региональных аналитических структур. Сегодня – это более 300 специалистов, прошедших школу практической информационно-аналитической работы в рамках спецслужб, бизнес-структур, образовательных учреждений, работающих в различных регионах России. Это специалисты высокого класса, готовые выполнять задания заказчиков в рамках действующего нормативно-правового поля.

РАШ будет иметь свой мобильный издательский отдел и необходимый штат журналистов, работающих по контракту.

За счет формирования и ведения соответствующих банков данных, применения передовых информационно-аналитических технологий РАШ имеет возможность проводить глубокие аналитические исследования междисциплинарного характера с привлечением всех необходимых специалистов.

В работе РАШ будет учитываться мировой опыт деятельности аналогичных структур, в частности, РЭНД-корпорейшн и ДАРПА (США).

Инициативная группа (включая региональных координаторов) на первом этапе выполняет функции организационного звена, создавая условия для работы совместителей (исследователей, аналитиков, консультантов), выполняя подготовку и заключение договоров, поиск заказчиков и оформление расчетов. Для каждого отдельного договора, заказа, подряда будет формироваться отдельный авторский коллектив исполнителей, работающих по контракту. Возможно участие в двух или более заказах для любого исполнителя. Возможно исполнение заказа одним исполнителем.

Огромную роль может сыграть проект «РАШ» для укрепления позиций России в международной сфере. За пределами Российской Федерации проживают миллионы соотечественников. Работа с этой категорией россиян со стороны российских органов власти ведется крайне слабо, не носит целенаправленного и системного характера. Совершенно отсутствует финансовая поддержка большинства русскоязычных СМИ за рубежом. Нет никакой рекламной и информационной поддержки теоретических наработок российских ученых в области аналитики, хотя их значение трудно переоценить, их сравнивают с изобретением автомата Калашникова, только в интеллектуальной сфере[255].

В ближайшие 10 лет произойдет крах мирового хозяйства, основанного на принципе выгоды. Назревают огромные экономические и социальные проблемы в Европе и у нас в стране. Многие серьезные аналитики прогнозируют инфраструктурный коллапс, кредитный кризис ряда крупнейших государственных и частных компаний, обострение межэтнических отношений и другие проблемы системного характера, которые не решались годами. События, которые сейчас происходят в Украине и в европейских странах, ярко показывают эту тенденцию и то, как легко можно дестабилизировать обстановку. И в этих сложнейших условиях недопустимо, чтобы многие важнейшие государственные решения принимались впопыхах, кулуарно, без системного анализа, без привлечения интеллектуальных сил экспертно-аналитического сообщества.

Причинами негативного состояния дел и разрушительной динамики являются:

временно проигранная конкуренция аналитических методов и структур, заинтересованных в развитии страны их оппонентам – интеллектуальным структурам и отдельным лицам, заинтересованным в отсутствии аналитики в России;

деятельность корпоративных аналитических структур, заинтересованных только в развитии собственных корпораций и в воздействии на власть – исполнительную и законодательную со своими инициативами и интересами.

Современное мировое сообщество идет все больше в направлении социальных управленческих технологий, использует все более новые методы, включая различные методы Форсайта и стратегического управления. Интеллектуальная мощь страны измеряется уровнем профессиональной аналитики. Мы отстали в том числе здесь, в этой наиболее острой конкурентной сфере современности и перспективного будущего. Поэтому так важна проблема создания в России мощных аналитических центров по аналогу западных «фабрик мысли» – РЕНД-корпорейшн, ДАРПА, Института Санта-Фэ и др. с концентрацией интеллектуальных усилий по принципу «единой гашетки А.И. Покрышкина ». Действительно позитивный опыт западных аналитических структур – привлечение большого количества экспертов и аналитиков на договорной основе, коллективный характер работы, институализация экспертно-аналитического сообщества, использование сетевых структур нужно срочно брать на вооружение.

 

Выводы и предложения

1. России нужен федеральный аналитический центр, тесно связанный с другими аналитическими центрами в регионах, своя РЕНД корпорация, которая выступала бы локомотивом интеллектуального развития страны. На сегодняшний день в стране такая мощная аналитическая структура отсутствует.

2. Система образования должна начать подготовку кадров для аналитических структур в органах государственной власти и управления.

3. Следует шире привлекать российское экспертно-аналитическое сообщество к решению общезначимых для государства и общества задач.

4. Важнешим направлением деятельности РАШ следует считать пропаганду интеллектуальных достижений российских ученых среди соотечественников за рубежом.

 

Приложение 2. Пресс-релиз

«Аналитика в стратегическом развитии и безопасности России: взгляд в будущее – 2030»

 

22 октября 2015 года в Общественной палате Российской Федерации (г. Москва, Миусская площадь, д. 7) состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Аналитика в стратегическом развитии и безопасности России: взгляд в будущее – 2030».

Цели конференции:

– сформировать образ будущего России;

– проанализировать внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России в первой трети XXI века;

– разработать прогноз возможных вооружённых конфликтов будущего;

– определить перспективные информационно-аналитические технологии и их роль в формировании практического мейнстрима аналитики и рынка аналитических услуг;

– определить перспективные пути подготовки кадров аналитиков;

– консолидировать российское экспертно-аналитическое сообщество на решение ключевых проблем стратегического развития страны.

Организаторами конференции выступили: Общественная палата Российской Федерации, Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Российская академия наук, Академия военных наук, АО «Вертолеты России», АО «Радиоэлектроника», АО «Системы управления», Государственный университет управления, Московская финансово-юридическая академия, Центр изучения кризисного общества.

 

На конференции работали семь секций:

1. «Страна» и образ ее будущего: методологический аспект».

2. «Аналитическая архитектура управления: ответы на вызовы XXI века»

3. «Аналитические практики, эволюция задач и инструментария аналитика-прогнозиста в условиях быстрых изменений»

4. «Стратегический анализ и прогноз возможных вооружённых конфликтов будущего и облика оборонно-промышленного комплекса»

5. «Проблемы и перспективы подготовки кадров аналитиков России»

6. «Стратегический анализ: перспективные информационно-аналитические технологии и программно-аппаратные решения»

7. «Государственный контроль: новые парадигмы»

 

Были организованы выступления представителей органов государственной власти и управления, научных организаций, общественных объединений, ведущих специалистов-аналитиков. Был принят Кодекс российского аналитика.

В рамках подготовки к конференции выполнен ряд работ по теории и методологии аналитики: монографии «Азбука аналитики», «Аналитика как интеллектуальное оружие», проектные предложения «Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров», «Российская фабрика мысли». В этих исследованиях обобщен опыт аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления.

Начало большой работы было положено на Первой Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы», которая состоялась два года назад, 12 декабря 2013 года, в Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. В ее работе участвовали известные российские аналитики – О.С. Анисимов, Е.Г. Анисимов, О.И. Бочкарев, М.В. Вилисов, Е.А. Дербин, А.И. Доронин, В.Г. Елюшкин, А.А. Зацаринный, С.Г. Кара-Мурза, Ю.В. Курносов, В.Е. Лепский, В.В. Летуновский, Г.Г. Малинецкий, Г.С. Осипов, А.А. Пискунов, А.И. Селиванов, С.С. Сулакшин, А.И. Турчинов и другие.

Огромную роль в инициировании и организации этой конференции сыграли представители Общественной палаты Российской Федерации, различных общественных, коммерческих и государственных организаций, заинтересованных в укреплении аналитики в России. Среди них – В.А. Алёшин, В.В. Масановец, Ю.А. Матвиенко, А.С. Шмаков.

В конференции приняли участие 232 человека, в том числе представители 24 субъектов Российской Федерации. На конференции были рассмотрены состояние аналитических технологий в проектном управлении развитием страны (на примере реализованных проектов и государственных решений), определены пути и механизмы применения интеллектуального потенциала Всероссийской Ассоциации «Аналитика» в обеспечении деятельности органов государственной власти и управления, разработаны предложения по повышению эффективности применения Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в системе государственного управления.

За два минувших года на «аналитическом поле» России произошел ряд позитивных изменений. Создан экспертно-дискуссионный клуб «Аналитика» (руководитель С.В. Степашин). Активизировал работу «Центр политического анализа и идеологий» (руководитель С.С. Сулакшин). Набирает организационную силу Всероссийская Ассоциация «Аналитика» (руководитель исполкома Ю.Н. Коптев). Организован Всероссийский конкурс «Молодой аналитик». При поддержке Агентства стратегических инициатив развертывается межрегиональный сетевой проект «Русская аналитическая школа» (руководитель Ю.В. Курносов).

Вместе с тем, вопросам усиления аналитической работы на общегосударственном уровне внимания уделяется недостаточно. Состояние системы аналитического обеспечения государственного управления в России не соответствует современным требованиям. Сохранятся ведомственная разобщенность при выработке государственных решений, исключающая возможность получения достоверных оценок и прогнозов. Слабое место – координация и взаимодействие при реализации государственных проектов и программ. Не сформированы отечественные «фабрики мысли», не ведется подготовка аналитиков в вузах, нет мощных федеральных аналитических центров. Имеет место ангажированность экспертно-аналитических структур различными социальными субъектами. Ряд российских аналитических структур существует за счет грантов западных стран, реализуя их интересы.

В условиях нарастания международной напряженности, активизации деятельности геополитических противников России, введения санкций нужны адекватные меры по формированию и использованию её аналитического потенциала для эффективного обеспечения безопасности страны.

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция призвана привлечь внимание высших органов государственно власти и управления России к проблемам развития и активного использования отечественной аналитики в целях обеспечения национальных интересов. Не случайно девиз форума – «Интеллектуальный потенциал общества – на благо развития и безопасности России». 

 

Приложение 3. Картина аналитики сегодня в России[256] (информация к размышлению)

 

Кочевых С.В.,

независимый аналитик г. Санкт-Петербург

 

Аналитика – это то, что продолжает анализ, продолжая логические цепочки, начала которых нам дает Анализ. Анализ – это расчленение, рассечение чего бы то ни было для более детального его изучения и познания. Расчленение, согласно теории Жильбера Дюрана, рождается в результате диурнического мифа, конституирующего противоположность, из которой рождается логос и логика.

Именно идея расчленения рождает понятие о различии, и только из него рождается и логика, и мораль. Поэтому Анализ и Аналитика накрепко связаны с Логикой и Моралью. Даже не связаны, а являются неотъемлемыми частями друг друга, то есть без них Аналитика не работает.

Объясняя на пальцах: чтобы что-то понять, нам надо это разобрать на составные части, заглянуть внутрь системы и это даст нам больше знаний о системе, и принципах ее работы.

Но иногда возникает необходимость больше знать о системе. Такая необходимость обычно возникает, когда нам нужно от системы получить не один, а два не связанных результата или больше, или даже два противоположных результата. Ну, например, и рыбку съесть и на х сесть. На ёлку забраться и не ободраться, и так далее.

Если у вас есть полный холодильник продуктов и кухня, и вам надо приготовить обед, то аналитика как-бы и не очень нужна. Открываете, берете все что нужно и готовите. Если же в холодильнике пусто, то для приготовления потребуется анализ ситуации и поиск путей решения. То есть когда возникает вторая задача, не просто приготовить, а еще и сэкономить продукты, тепло, время или сделать это бесшумно и так далее. То есть многозадачность.

Чем больше мы хотим получить от системы, тем больше нам нужно знание о ней и принципах ее работы и взаимодействия с ней.

Небольшая прогулка в прошлое.

В России Аналитики никогда не было и нет. Пока нет никаких предпосылок для её появления.

Вся официально известная нам история Московии была ознаменована избытком всех мыслимых ресурсов в распоряжении правящей группы.

Добрые, талантливые, трудолюбивые, наивные, гипнабельные аборигены. Безбрежные природные ресурсы, пчёлы как дурные собирали мёд, только успевай собирать, осетры нагуливают икру в диких количествах, соболя плодятся сколько ни бей, крестьяне плетут зимой от делать нечего пеньковые канаты как заводные, при этом плодятся, пополняя армию, в общем, не жизнь, а сказка. Зачем тут аналитика? Надо в болоте город построить, да не вопрос. Надо высоту взять – да не вопрос, гони народ на пулемёт, пока у пулемета или ствол расплавится, или патроны кончатся, или пулеметчик с ума сойдет. Надо канал построить, выдаёшь академикам тачки с лопатами и вуаля, канал готов. Зачем тут аналитика?

Но всему приходит конец. И аборигены перестают плодиться, и икра мельчает, и пчёлы забивают на сбор нектара с загаженых химией цветов, и нефть дешевеет. Поэтому вспомнили наши люди, что есть такое слово Аналитика, которое, говорят, может это всё разрешить. И тем более, что проклятый Запад и сама Америка постоянно аналитику енту развивают и говорят, благодаря ей очень богатеют, и крутеют от неё по страшной силе. Поэтому как бы хотелось, чтобы и у нас как-то так, ну в общем, чтобы как-то тут…

Избыток ресурсов, имеющийся всю известную нам историю, создал «Ресурсное проклятие страны», играл и играет злую шутку в отношении российских (московсковитских) правящих элит. Они всю известную нам историю живут в области мифа. Если, конечно, не рассматривать версию заговора, версию, когда миф является прикрытием обслуживания интересов третьих лиц. Так вот, если рассмотреть российские элиты как суверенные, то они выглядят как находящиеся глубоко в области мифа, который транслируют в область подчиненных (что всё равно косвенно служит безусловно интересам третьих лиц).

Понятно, что не важно, является это прикрытием, или это действительно реальное состояние вещей, но нахождение в области мифа и навязывание этого мифа всей вертикали власти до последнего бомжа никак не подразумевает никакого желания или необходимости знать и взаимодействовать с объективной реальностью.

В этих условиях власть предержащие требуют от подчиненных обслуживания мифа, ну а когда он совсем лажает, то его доработки, починки, развития, расширения, углубления.

Среди мифов – миф о русском мире . Конечно, все понимают, что русский мир это такой же западный проект, просто старый и убогий и его цель – замедлить развитие России. Противостояния никакого нет. Есть группа российских элит, которая придумала это противостояние, чтобы объяснить причину, по которой они могут тупить и грабить страну. Чем дальше они будут это делать, тем хуже кончится для всех в России и лучше для всех за её пределами. Так что по факту, безусловно, все говорящие о русском мире, это агенты Запада, так как можно скрыть всё, нельзя скрыть выгоду. А выгоду от этого получает Запад. Слава ему, Западу, вовек.

Дело не в этом была «другая история» или не была. Дело в том, что это ничего не меняет. Ничего. Игра сыграна. Борьба идет за будущее , за картину будущего, её предлагает Запад. А у анс в стране всё мучают прошлое, причем непродуктивно. И дело не в интерпритаторах прошлого, а во всём социуме, это и есть русский мир, это все окружение. Вы все люди прошлого. Так что надо из этого выбираться. А то, что люди объектны, ну это главный элемент управления ими. Как только они станут субъектными, им не нужны будут элиты. И главное, что дело к этому идет.

Ресурсы у нас всегда в избытке. Поэтому любой, кто пытается хоть как-то разрушить миф, просто физически уничтожается тем или иным способом.

Мы знаем, что чуть ли не века подряд написание жалоб на высочайшее имя было уголовно наказуемым. То есть, была уголовно наказуема попытка донести в той или иной форме, в том или ином объёме анализ текущей ситуации. Правящая группа не хотела слышать сама и не хотела, чтобы вообще даже кто-то из подчиненных это слышал, дабы не выпадал из зоны мифа. Хотя народному оптимизму можно только изумляться, подобно мотылькам, летящим на свет лампы, всё новые и новые поколения наивных мотыльков летят на свет власти, пытаясь ей донести истину, и обжегши крылья, падают замертво. Остальные наслаждаются живительным душем из мифа, льющимся им нон-стоп на голову веками.

Мы видим в стране две большие группы условных аналитиков. Одна группа аналитиков, пытающихся что-либо говорить в рамках обслуживания мифа, то есть как бы заворачивая части объективной реальности в миф, подстраивая её под миф, объясняя все мифом. И другая часть, которая либо пользуется другими мифами, либо вообще пытающаяся выходить из зоны мифов.

Как нам известно из истории, все попытки отдельных лиц или групп лиц публично выйти из зоны официального мифа или мифов кончались плохо.

Если в западной политической модели, живучесть и работоспособность правящего мифа всё время проверяется на прочность официально существующей группой оппозиции, которая всё время официально дает альтернативную картину мира, проверяя миф логическими построениями на здоровье и отсутствие дыр, то в российской политической модели правящий миф болтается в гордом одиночестве и поэтому всегда крайне слаб и рыхл. Основные его опоры – это страх и глупость .

Из истории мы знаем, что все попытки приблизить правящие группы хоть сколько-нибудь к объективной реальности ни к чему хорошему не приводили.

Сколько бы ни сообщали наивные люди о 22 июня – никому это не было интересно. Говорить об этом было просто запрещено под страхом смерти. Тот огромный поток информации о том, что война всё-таки 22-го начнётся, доставлялся до принимающей решения группы с огромными рисками для собственной жизни и благополучия и по факту едва ли принес кому-то пользу. В результате вторжение Гитлера проспали и ещё неделю блокировали действие армии. И так во всём и во все времена, чего не возьми.

Примеров сколько угодно. Им нет числа. Гребенщиков исполнил как-то песню «Коммунисты парнишку поймали», в которой говорится о парнишке, который на допросе в КГБ объясняет, в восьмидесятых годах, что мол «скоро стая акул капитала разметает совейский союз»[257]. И мы понимаем, что никакой славы и личной пользы этот народный аналитик, сообщающий спецслужбам страны важнейшую информацию, не получил, хотя вместо преследований он, безусловно, в нормальной логике, заслуживает самых высоких правительственных наград. Но награды получали те, кто делал совершенно противоположные аналитические выводы, то есть ложные.

 

Таким образом, мифом пронизано всё общество сверху донизу, базой этому положению вещей служит отсутствие морали, которое, как вариант, исходит из ноктюрнических мифов, согласно теории Жильбера Дюрана.

И когда в этом положении вещей те или иные люди говорят, что, мол, нам нужна аналитика, чтобы было как у них, так же круто и весело, то надо понимать, что это как в анекдотическом случае на ферме – сколько доярке айфонов не выдай, надои не увеличатся.

Аналитика, как и всё другое знание, и все науки у нас только с Запада. Отечественное отличается от западного только датой выпуска. То есть, старое тухлое ветхое западное объявляется исконно русским и самобытным, а новое блестящее рабочее западное объявляется плохим и вредоносным. Понятно, что это выгодно только Западу.

То есть, западники – это те, кто говорят, давайте брать у Запада лучшее, последнее, современное и работать с этим, перерабатывать это смело и творчески подлаживать для себя и под себя как НАМ надо под НАШИ задачи.

А так самоназываемые патриоты говорят, что нам с Запада двести лет назад привезли то-то, с тем и жить надо, при этом ни в коем случе эти великие и генеальные вещи менять нельзя, так как мы их не понимаем и недостойны и не способны их ни улучшать, ни работать с ними. То есть, у них дичайшее преклонение перед западным секендхендом, который они не понимают, но благовеют перед которым от своей дурости.

Есть группа людей, работающих активно под крышей или эгидой, или в русле господствующих мифов. Эти люди либо комбинируют разные части мифа текущего или устаревших в разных комбинациях, иногда вставляя внутрь или снаружи некие новые элементы, но не угрожающие самому мифу. В данном случае всё это похоже на то, чтобы сделать так, чтобы понравиться правящей группе, решив её задачи восхваления и укрепления её власти. Весь творческий ресурс и дикое напряжение мозга направлено на решение основной задачи: а как так всё поменять, чтобы ничего не изменилось. Эти люди обычно востребованы и хорошо оплачиваются при жизни и сразу забываются после смерти.

Не буду тут перечислять фамилии, широко известные публике. Надо сказать, что кроме засвеченных групп, которые работают с массами, которые тестируют свои идеи на публике, есть и те, которые в этом не нуждаются и докладывают свои идеи непосредственно правящим группам.

Несмотря на общую идею поддержания мифа, они являют собой, несмотря на это, весьма пёструю команду, представляющую интересы разных групп.

Присягание на верность правящему мифу даёт возможность быть услышанному. Но так как в стране нет ни аналитики, ни её составляющих, то получается странная многоголосица в действиях правящих групп. Такое ощущение, что говорящие головы имеют по наушнику в каждом ухе и пять бегущих строк с разными текстами перед глазами. Постоянно перескакивая с чтения одной полосы на другую, то с одного наушника на другой, на выходе получается какая-то абракадабра и непонятно только одно: плакать или смеяться. Получается какое-то трепыхание-метание в узком коридоре придуманного самими мифа. Типа рассказа о собственных снах, в которых говорящий видел всех других людей и как-то в них там взаимодействовал с ними и теперь полон переживаний, которые никому кроме него не понятны. Картина маслом.

Есть и другая большая группа аналитиков, она ещё более разнообразна. Главный ее классификационный признак – отрицание правящего мифа. Это либо предложение иных мифов, либо попытка выйти из мифического поля вообще. Слабое влияние Мифа на них позволяет им больше работать в области Логики и Аналитики, поэтому они всегда ближе к истине по определению и всегда непонятны мифологизированным массам, они выглядят для них как некие Касандры, то есть в общем как люди, не вызывающие доверия. Исторически эта группа людей гонима и попираема при жизни, но после смерти они получают славу, память в поколениях и звания пророков и всякое такое: да, как правильно они всё говорили…

Но их власть предержащие слушать никогда не хотели и не хотят. Не хотят их слушать и их подчиненные. Поэтому предпринимают все возможные и доступные меры для затыкания им рта или понижения статуса. Нравится это власть предержащим или нет, но приходится констатировать, что Аналитика невозможна в зоне Мифа и отсутствия морали .

Поэтому надо определиться: или уже жить с мифами или с аналитикой. Совместить эти две вещи не получится. Или уже трусы надеть или крест снять. Это говорит нам Аналитика, которая разделяет всё на Или/Или. А если хотите слушать Миф, то он безусловно расскажет, что всё возможно, и не надо печалиться, напрягаться, что всё как-то образуется, Миф все красиво обернёт в наукообразные и даже аналитические формы.

Поэтому у нас не было и нет Аналитики. А если такие фантазии возникли её завести, то надо понять, что это, конечно, можно дояркам айфоны раздать, но если не будет изменена вся структура управления государством, изменены базовые принципы его взаимодействия с реальностью – всё это деньги на ветер .

Да не вопрос собрать умных людей и дать им деньги, информацию, и напишут они аналитические записки. Но только в них будет написано, что власть должна измениться, что всё должно измениться, иначе будет смыто историей. И без всяких денег это уже всё написано в интернете тысячу раз, просчитано и расписано, только читай.

Сегодня уже обсуждаются вопросы сингулярности, а не аналитики. Аналитика уже уходит в область компютерных технологий, как вычисления «в столбик» были отданы калькуляторам. То есть, и аналитика идет уже в область техники. Россия как всегда тупит дико. И это не может не привести к её уничтожению. Количество информации растет такими темпами, что уже ручная аналитика не может эти потоки обработать. Спецслужбы просто не могут вычитать все информпотоки. Все уже захлебнулись, а продолжают мыслить, как в XVII веке. Это тогда, в 1917 или даже в 1919 году аналитика должна была взять в свои руки управление государством. Теперь это уже дело на аналитики, а чистой философии, религии и нравственности.

Ну да, всё-таки Аналитика может помочь оттянуть момент краха Мифа или сделать его уход или смену более мягкой, мирной, менее трагичной. Но опять-таки, для этого придется слушать неприятные вещи и делать то, что не хочется.

Как ни крути, а всё опять к этому же приходит, придётся делать неприятное либо по собственной воле, либо по принуждению.

У нас есть в стране народное развлечение: приглашать из-за бугра очень дорогих экспертов-аналитиков, для того, чтобы они нам-таки сказали правду. Так вот, в новое время в одно животноводческое хозяйство владельцы выписали такого специалиста, один день которого стоил как зарплата всех работников фермы за пару лет. И вот он ходит по ферме, спокойно, не спеша изучает ситуацию. К нему подскакивает местный ветеринарный врач и горячно предлагает, а давайте проанализируем биохимию крови. На что получает холодный ответ с нотками металла в голосе: «У вас кормораздатчик опоздал на полтора часа, зачем мне анализировать биохимию крови». Кто не понял, что такое кормораздатчик и биохимия, приведу другой пример. Если у вашей машины нет колёс и ходовой части, то регулировка карбюратора не имеет никакого смысла.

Поэтому если ферма, или фирма, или страна живет в состоянии мифа, то аналитика им не нужна. И поэтому её там не было, нет и не будет. И все попытки ее туда всунуть, присунуть, подпихнуть ничем не кончатся, пока не будет изменена вся система функционирования системы, вся причинно-следственная цепочка с самого низу, в сторону учета объективной реальности. Точно так же, как и рекомендации заморского светилы о том, что надо, чтобы кормораздатчик приезжал вовремя и раздавал не дерьмо, а корм – останутся благими пожеланиями. Просто будет приятно руководству, что они вот молодцы, что за большие деньги человек приехал издалека и сказал это нам, хотя мы и сами это знали.

Пару слов о том, какая бывает аналитика.

Если мы разбираем какое-то явление, событие, систему для более глубокого познания, то это констатационная аналитика. Если у нас в подвале заготовлена морковь на зиму, то мы можем проанализировать качество моркови, условия складирования и хранения. Это важная информация. Анализ того, «что есть на данный момент».

Если мы на основании полученных данных продолжим логические цепочки развития ситуации, то это будет констатационно-прогностическая аналитика. То есть, мы сможем на основании знания об условиях хранения и качестве самой моркови, имеющегося опыта сделать прогноз о том, каково качество моркови будет через разные промежутки времени. Или, если ничего не менять, то когда произойдет революция. Анализ «когда будет».

Но есть более востребованные формы аналитики, которые основываются на времени как ресурсе или цели, или на результате как ресурсе или цели .

При этом надо понимать, что ещё одним важным элементом аналитики вместе с логикой и моралью, является время. Время как линейный делимый измеримый феномен возникает опять-таки в диурне согласно Дюрану. И оно является неразрывной частью аналитики проявленного мира.

Анализ возможностей и путей достижения фиксированного во времени результата.

Что сделать, чтобы революция не произошла раньше какого-то срока? Что нужно, чтобы морковь не потеряла определенные качества до определенного срока? Какие ресурсы нужны? Анализ «как, что и чем сделать, чтобы тогда».

Анализ того, к какому сроку будет достигнут результат при использовании разных имеющихся методик и ресурсов. Как долго будет сохраняться морковь, если мы будем обогревать хранилище, в разных режимах или вообще не греть. Анализ «когда случится если так-то или так-то».

Анализ путей и скоростей, процессов в динамике, где целью является протекание нелинейного процесса. Это собственно аналитика управления системами в динамике. То есть, тут анализ не линейного хранения моркови, а движения кошки по пустырю.

Нахождение новых путей и ресурсов. И так далее.

И, конечно, аналитика создания новых процессов, результатов или их восприятия.

Отдельно анализы рисков, работа с ними и так далее, и так далее.

 

Приложение 4. Сильные и слабые стороны российской аналитики. хороши ли наши аналитики? (информация к размышлению)

 

Александр Денисов руководитель проекта «Нетократия»  

 

Обсуждая слабости аналитики в управлении современным конфликтом, мы должны, прежде всего, понимать, что конфликт сегодня выстраивается вокруг центральной задачи выживания современного государства, как такового – сбора налогов. Причём, если удастся, то собрать налоги нужно и с граждан других стран, как это стараются сделать власти США и ЕС.

Итак, самая главная слабость российской аналитики – отсутствие прямой постановки задачи выживания государства. Раньше страны воевали друг с другом ради захвата территорий, населения, природных богатств, или просто для уничтожения противника. Сегодня – ради сбора налогов с граждан, корпораций и банков.

Российское руководство в настоящее время не может открыто сформулировать эту задачу по внутриполитическим причинам. Все отряды элит РФ сверху донизу выстроены под схему управления крупной собственностью, по которой правообладание ею в обязательном порядке должно быть привязано к международной юрисдикции (эта система сложилась ещё в 70-е годы ХХ века по приказу ЦК КПСС). Иными словами, указанная постановка задачи выживания государства означает необходимость открытой декларации полного технического уничтожения всех отрядов российских элит.

Можно ли об этом объявить публично? Да, если пришло время. Но сделано это должно быть устами не чиновника или политика, а какого-нибудь писателя или учёного. Такова старая советская традиция (sic!).

А второй шаг, после сбора налогов, столь же конкретен, как и первый: построение новой системы информационного обеспечения политического и военно-политического управления страны.

Всё, что будет сказано далее, наверняка будет идти вразрез с устоявшимися представлениями в экспертном сообществе РФ. Чтобы не вызвать неуместного пессимизма, предлагаем сперва обсудить ряд слабостей российской аналитики, а затем – её сильные стороны, иллюстрирующие реальные перспективы прорыва.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...