Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерная схема урока рисования с натуры
1)Как правило, учитель в начале урока называет тему занятия, вре- 2)Вводная беседа. 3) Анализ натуры. Анализируется пространственное положение объекта натуры, его конструктивное строение, форма, пропорции, цвет, распределение светотени. Анализ натуры должен осуществляться при максимальной активности учащихся. 4) Разъяснение последователь ноет и выполнения рисунка (последовательность показывается учителем на классной доске мелом или на большом листе бумаги). 5) Вопросно-ответная беседа по инструкционной карте. Цель беседы выяснить насколько дети поняли последовательность выполнения рисунка, и закрепление нового материала. 6) Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы учитель умело сочетает индивидуальную и фронтальную работу с детьми. 7) Подведение итогов. Выставка детских работ. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка (как правило, хороших, но если нужно, то и плохих не выразительных). Вывод по уроку. Эта схема урока рисования с натуры является примерной для всех уроков данного вида. Во время вводной беседы часто используются репродукции с произведений искусства. Восприятие любого произведения искусства создаёт повышенный эмоциональный фон, настрой. Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа? Пять обязательных компонентов методики преподавания, которые необходимы для организации гармоничных уроков рисования с натуры по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа: • организация художественно-образного восприятия натуры, описание эстетических качеств изображаемого, раскрытие эстетического идеала чувашского народа в этой области; • включение фрагментов литературных, музыкальных, театральных произведений народного и профессионального искусства Чувашии, помогающих раскрыть художественный образ натуры средствами других видов искусства; • организация эстетического восприятия и анализа произведений мастеров чувашского, русского, зарубежного изобразительного искусства, позволяющих наглядно увидеть средства передачи художественного образа натуры в произведении искусства; • обучение законам изобразительной грамоты и методике выполнения изображения, достаточных для выполнения задания; • организация художественно-эстетического анализа изобразительных работ, выполненных учащимися, с целью выявления степени раскрытия художественного образа изображаемого. Успех уроков рисования с натуры зависит от того, с каким чувством и настроением изображается окружающий мир, насколько близки и понятны ученикам темы уроков, затрагивают ли они национальные переживания и настроения своего народа, формируют ли его эстетический идеал. В результате такого комплексного эмоционально-эстетического и научно-познавательного воздействия на школьников у них складывается художественный образ натуры, который при соответствующем обучении и необходимых изобразительных знаниях и умениях выразительно воплощается в ученических работах. 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей? Методика проведения уроков декоративного рисования предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики и основана на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства. Методика проведения декоративной работы с учащимися начальных классов строится на основе близости их самостоятельных рисунков с народным творчеством и ведётся к сознательному усвоению детьми специфики народного и декоративно-прикладного искусства. В методике организации эстетического восприятия и познания произведений народного и декоративно-прикладного искусства важно учитывать особенности развития личности младшего школьника. С этой целью следует: • создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов, сказки, игры и игровых приёмов. При этом игре и игровым ситуациям отдаётся предпочтение; •вести ознакомление с художественным произведением (вещью-типом, картиной, скульптурой), помня об определённой последовательности - от общего к частностям и опять к общему, что помогает нам увидеть целое в художественном произведении ранее частей, его составляющих, способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия; • помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялись, если нам удалось вызвать у младших школьников чувство сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог учеников с учителем. Диалог, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир, созданный народным мастером или художником, принять на себя ту или иную роль (народного мастера, подмастерья, героя картины и т.д.). Процесс ознакомления младших школьников с народным и декоративно-прикладным искусством на уроках декоративного рисования можно разделить на шесть этапов.С методической точки зрения важно, чтобы все этапы нашли своё отражение в учебно-воспитательной работе на уроке. Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного и декоративно -прикладного искусства. Третий этап. Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Четвёртый этап. Углубление представления учащихся о художественном образе. Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произ-ведениями декоративно-прикладного искусства. Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного и декоративно-прикладного искусства. Первый а второй этапы эстетического освоения учащимися народного и декоративно-прикладного искусства протекают в момент непосредственного восприятии детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Методика изучения народного и декоративно-прикладного искусства на уроках декоративного рисования выделяет важные моменты для определения художественности произведения народного и художественно-профессионального искусства: 1) связь между формой предмета и её назначением; 2) взаимосвязь формы и материала из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его украшением. Третий и четвёртый этапы эстетического освоения народного и декоративно-прикладного искусства связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить рассматриваемую вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой их формы, росписи, но и применять их в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живём. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами 18 или 19 веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах. Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного и декоративно-прикладного искусства непосредственным участием детей в создании эскиза художественного образа вещи. Учебные задания выполняются кистью без предварительного прорисовывания карандашом, при котором школьники учатся писать кистью в разных направлениях, изображая сначала совсем простые элементы, такие как прямые и волнистые линии, листочки, кружочки, а затем постепенно усложняются задания по выполнению орнаментальной росписи. Орнаменты всегда пишутся кистью без предварительного карандашного рисунка. Овладение необходимыми навыками и изучение вещей-типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основеповтора, вариации, импровизации, к умению выразить своё. Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей? Три необходимых педагогических условия, способствующих гармоническому обучению и воспитанию школьников на уроках по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей: 1.Основываться на традициях чувашской народной педагогики. 2.Учитывать основные особенности художественной культуры Чу- б)многообразие и массовость народного искусства; в)наблюдение и посильная трудовая деятельность как основные ме- 3. Соблюдать общие законы преподавания изобразительного искусства, использовать современные достижения педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, компьютерной технологии. Уроки по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей должны включать: а)знакомство с историей развития народного промысла; б) изучение традиционных форм украшения предметов узорами, так называемое репродуктивное изображение узоров; в)творческое составление узоров по мотивам народного промысла.
3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа? Рисование на темы - это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.). Основные этапы создания изобразительной работы: 1.Выбор сюжета, формирование замысла композиции. 2.Выполнение эскиза (только в 3-4 классах). 3.Выполнение рисунка композиции. 4.Выполнение цветового решения композиции. Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать. В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в 1-2 классах, или самостоятельно в З-4 классах выбирают сюжеты, героев своих работ. Важно, чтобы дети чётко представили себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задаёт им ряд проблемных вопросов, использует метод словесного рисования, даёт несколько минут на обдумывание композиции, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным материалом. После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эскизах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики 1-3 классов успешно справляются с этой задачей. Им можно рекомендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с 4 класса это задание обязательно для всех. Следующий этап работы над рисунком - выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится один урок, её можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки. Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскрашивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический и искусствоведческий материал, необходимый для конкретизации образов, обстановки. В начале второго урока обычно проводится небольшая беседа о выразительных возможностях разнообразных цветовых решений с использованием наглядно-методических средств. Затем дети уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, завершают работу в цвете. Методика проведения уроков по иллюстрированию сказок эффективнее всего проводится по следующей схеме. Вводная беседа строится на материале выставки иллюстраций к одной или нескольким сказкам. Особое внимание обращается на роль художника в создании сказочного образа. Обобщая ответы учащихся о сказочных героях и их характерах, учитель делает соответствующие выводы. В народных сказках имя и прозвище героя сразу создают его зрительный образ, например: солнечная девушка, Юман-батыр, Алмас-батыр, змей-ненавистник, старуха-кровопийца, «стар-старичок, сам с локоток, а борода - сажень длиной» и т. п. Далее учитель в эмоционально-образной беседе раскрывает, как в сказках описываются и изображаются добрые, положительные герои и как - злые, отрицательные персонажи, какими изобразитель новы разительными средствами. В этой обучающей части урока учитель знакомит учащихся с законами, правилами и приёмами композиции. На каждом уроке даётся только один-два элемента теории изобразительной грамоты, композиции и методики рисования. Чтобы настроить учеников на собственное изобразительное творчество на тему сказки, активизировать воображение, учитель применяет различные методические приёмы по оживлению в памяти прочитанной сказки: пересказ, чтение в лицах, представление, лицедейство, живые картинки-загадки и т. д. Перед выполнением практической работы учитель должен чётко поставить перед учениками задачу урока. Можно предложить нескольким учащимся представить себе свои будущие работы и описать их словами. Такой приём в методике преподавания изобразительного искусства называется «устным рисованием». Во время самостоятельной работы внимание учителя направлено на различные формы индивидуальной работы с учащимися. Замысел каждой детской иллюстрации надо понять и оказать рисующему необходимую помощь: советом, добрым словом, дружеским замечанием, новым методическим приёмом, чтобы помочь лучше выразить характер изображаемого. Желательно во время работы тихо включать музыку, песни. В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оценивать работы в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых приёмов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей. В итоговом обсуждении работ оценивается главное — как сумели школьники выразить характер произведения изобразительными средствами. Особенно поощряется оригинальность композиции. В конце урока важно ещё раз напомнить воспитательное значение сказки для сегодняшних дней. Творческие работы учащихся рекомендуется использовать для украшения интерьера и в школе, и дома, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей. Каждый учитель волен по-своему строить канву урока тематической композиции, однако необходимым условием успеха является достижение гармонического единства художественного образования и эстетического воспитания школьников. Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа? Композиции на темы окружающей жизни прямо или косвенно связаны с родной землёй, с жизнью и деятельностью на этой земле. В канву любого урока, практически, можно добавить несколько сюжетов о жизни, традициях и обычаях своего народа. Фантазируя о прошлом или будущем, учитель тоже может «окунуть» ребят в мир древней Чувашии или же в завтрашнее будущее своего города или села. Самыми эффективными уроками по формированию эстетических идеалов своего народа и приобщению к национальной культуре справедливо считаются уроки иллюстрирования произведений народного и профессионального чувашского искусства. Именно они раскрывают национальный характер, создают фольклорный колорит, дают почувствовать дух чувашского народа. Чтобы наиболее эффективно провести урок по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа учителю необходимо: 1. В яркой эмоционально-образной беседе раскрыть содержание и лив эстетический анализ произведения, привлекая для этого древнюю мифологию, историю и эстетические идеалы чувашского народа. 2. Оптимально использовать межпредметные связи для создания художественного образа произведения литературными, музыкальными и изобразительными средствами, тем самым осуществляя синтез чувашского народного искусства. 3. Эстетический анализ картин и иллюстраций профессиональных художников Чувашии, наглядно демонстрирующих разнообразные средства художественной выразительности для создания сказочного образа. 4. Обучение законам, правилам, приёмам и средствам композиции проводить поэлементно, на каждом уроке раскрывая одно-два положения теории изобразительной грамоты и методики рисования. 5. Все методы и приёмы обучения и воспитания школьников довести до такой степени выразительности, чтобы пробудить фантазию ребят, их творческий потенциал, чтобы формировать художественную культуру нации.
Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучениеВ.Г. Машинистова, школа мастеров Т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования Н.М. Конышевой) Современная начальная школа осуществляет целостный педагогический процесс по трудовому обучению по нескольким авторским программам, разработанным группами известных ученых-педагогов и методистов. Группа авторов Наталья Михайловна Конышева, Валерий Григорьевич Машинистов, Валентина Ивановна Романина разработали программу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» в начальных классах. Цель курса - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Эта группа ученых-педагогов традиционно считает, что трудовое воспитание в процессе обучения является ведущим направлением подготовки школьников к труду и выбору профессии. Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами. В разделах выделены виды труда. Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое моделирование; раздел «Бытовой труд» - обработка ткани и самообслуживание; раздел «Основы художественной обработки различных материалов» (обработка природных материалов, пластмасс и т.д.). По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем, бесед (образовательных и воспитывающих), опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда. Очень важным моментом программы является то, что она направляет деятельность учителя на творческий поиск, внедрение в учебно-воспитательный процесс модифицирующих инноваций. «Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ». Программа «ШКОЛА МАСТЕРОВ». По мнению автора - Тамары Михайловны Геронимус, цель трудового обучения будет достигнута, если ученик на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». В задачу учителя входит не столько помочь ученику в осознании или изготовлении чего-либо, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Структурно программа «Школа мастеров» отличается от предыдущей. Ее содержание в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности детей на уроках. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и младшего школьника по осознанию предстоящей практической деятельности. Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает совокупность самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия. Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий. Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания их по смыслу. По мнению Т.М. Геронимус, главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Другим направлением в трудовом обучении является авторская программа известного педагога-методиста Натальи Михайловны Конышевой «художественно-конструкторская ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (основы дизайн-образования).Автор направляет свои усилия на изменение позиции учителя в отношении к урокам практического труда, и прежде всего это должно найти выражение в следующем: 1) учитель отчетливо понимает, что эти уроки необходимы для углубления общего образования, нормального формирования познавательных процессов и развития личности ребенка; 2) учитель расценивает этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок; 3) учитель оценивает любые новые учебные материалы к урокам практического труда не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной ценности содержания и методики уроков. Автор хочет переориентировать предмет «трудовое обучение» на дизайнерское образование, это по ее мнению: «наконец-то позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее...». Разработанный Н.М. Конышевой курс трудового обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвижение учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Поскольку на уроках ручного труда учащиеся изготавливают именно вещи, то появляется возможность сосредоточить внимание детей на важнейших аспектах мира вещей. При этом все профессионально-практические знания и умения не остаются за пределами данной программы, а являются ее составными элементами. И еще одно направление, подготовленное временным научным коллективом В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева - программа «ТЕХНОЛОГИЯ». Авторы этого направления главную цель в образовательной области видят в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому структурная модель обучения «Технологии» включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. По мнению авторов, углубленное изучение разделов «Технология» и профессиональная подготовка могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной части учебного плана. Таким образом, изучение новой интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т.е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Авторы направления «Технология» считают, что «данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей».
2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов? Оборудование рабочих комнат начальных классов (кабинетов труда) Существуют два основных направления в создании комплектов специального оборудования рабочих комнат. Первое направление — выделение специального класса, в котором размещаются столы, шкафы, витрины, обычная или модернизированная доска, проекционная аппаратура для показа диафильмов, диапозитивов, разного иллюстративного материала. Второе направление — оборудование специальной рабочей комнаты для начальных классов. Варианты комплектов оборудования подчинены детально разработанным педагогическим, гигиеническим и экономическим требованиям. В любом случае задача руководителей педагогических коллективов, учителей — обеспечить элементарные условия для организации трудовой деятельности младших школьников. Необходимо предусмотреть хорошую освещенность рабочих мест, окраску стен, столов или парт в светлые тона, наличие исправных инструментов, соответствующих возрасту учащихся, удобной и простой одежды (халатов, нарукавников, рабочих передников), которую все дети надевают на уроках трудового обучения, и т. п. Важно обеспечить классы-кабинеты плакатами или стендами с правилами техники безопасности: общими, при обращении с ножницами, ножом, шилом, иглами и др. инструментами. Инструменты, приспособления,инвентарь. Программа и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов. Они предлагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами. В связи с улучшением материального оснащения уроков трудового обучения следует предупредить учителя от излишнего увлечения разного рода автоматизированным и электрифицированными инструментами и приспособлениями. Известно мнение В. А. Сухомлинского, который считал, что учащимся младших классов целесообразно давать прежде всего ручные инструменты и учить ими обрабатывать разнообразные материалы. Материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры. В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений, материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах , комплектуя каждый вид на весь класс. Другие педагоги выделяют в стенных шкафах класса-кабинета или специальной рабочей комнаты начальных классов полки или отделения для оборудования к урокам трудового обучения. Некоторые педагоги предусматривают хранение постоянных инструментов и комплектов материалов непосредственно на каждом рабочем месте в классе, кабинете или рабочей комнате. В школах с обычными классами комплекты наборов инструментов и приспособлений вкладывают в плоские ящики, коробки, папки индивидуального пользования и хранят в специально отведенном месте. Дежурные приносят их на уроки трудового обучения в соответствии с расписанием. Вместе с тем опыт показывает, что для проведения всех уроков трудового обучения педагогически целесообразно иметь так называемый единый универсальный набор инструментов и приспособлений, который всегда должен быть под рукой. Из этого набора каждый ученик может взять для урока и правильно расположить на рабочем месте те инструменты, которые нужны, не трогая остальных. Универсальный набор для учащихся I класса содержит следующие инструментыи приспособления. Чертежно-измерительные: 1.Линейка пластмассовая или металлическая (300 мм с двусторонней 2.Угольник прямоугольный разносторонний (с углами в 30° и 60°). 3.Чертежная доска (школьная) с небольшой пластмассовой или дере- 4. Шаблоны и трафареты. Обработочные и монтажные: 5. Гладилка (фальцовка) для проработки линий сгиба. 6. Ножницы, хорошо отрегулированные и заточенные. 7. Шило (можно из лобзикового набора). 8. Буравчик (или ручная дрель из лобзикового набора). 9. Отвертка. 10. Плоскогубцы (или пассатижи). 11. Напильники плоский, трехгранный, круглый (разных номеров). 12. Молоток (150—200 г). 13. Игольник со швейными иглами; коробка небольшая для швейных принадлежностей (булавок, пуговиц, наперстка, ниток на плоских картонных моталках). 14. Кисточки для клея и красок. 15. Ластик. 16. Губка или мягкая тряпочка. 17.Пластмассовая небольшая чашечка для клея и воды. Для 2 класса в этот набор добавляются: 18. Циркуль (или циркульная ножка, надеваемая на карандаш). 19. Масштабная и фальцлинейка. 20. Мягкий ленточный метр. Для 3 класса добавляются: 21. Циркуль-измеритель. 22. Напильники с насечками разных номеров. 23.Круглогубцы, монтажная вилка, закрутка (из лобзикового набора), Перечисленные инструменты и приспособления комплектуют в плоские коробки, снабженные внутренними перегородками, вкладными планшетами разных размеров из пенопласта, пластиков с ячейками разной формы для соответствующих инструментов. Удобно комплектовать набор в рабочую папку ученика или в школьную чертежную доску в форме ящика с вложенным мягким чехлом-готовальней. Самодельные и печатные учебно-наглядные пособия. Большое значение имеют учебно-наглядные пособия: образцы, чертежи, технические рисунки, которые учитель готовит заранее к каждому уроку. Важно постепенно накапливать иллюстрации, плакаты, обобщающие представления учащихся о технике, расширяющие их политехнический кругозор. Большое воспитывающее и развивающее значение имеют коллекции образцов материалов, деталей изделий, которые выполняют сами учащиеся начальных классов по программе трудового обучения и природоведения на уроках или во внеурочное время. В методических пособиях к урокам трудового обучения рекомендуется изготовление силами учащихся разнообразных макетов, моделей, которые могут быть использованы в качестве учебно-наглядных пособий на уроках общеобразовательных предметов. Во 2 и 3 классах учащиеся в соответствии с программой собирают различные иллюстративные материалы, окантовывают их или оформляют в тематические альбомы, посвященные технике и труду людей, трудовым делам пионеров и октябрят различных союзных республик. Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, которые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдельным темам программы. Учебные кинофильмы. Существующие учебные кинофильмы к урокам трудового обучения в начальных классах имеют в основном обзорно-экскурсионный характер («Глина и ее использование», «На прядильной и ткацкой фабриках», «На деревообрабатывающем комбинате», «Сельскохозяйственные машины»). Фильмы-экскурсии позволяют познакомить учащихся с современной производственной техникой, трудом людей. Применение этих фильмов особенно ценно там, где нет возможности организовать производственные экскурсии непосредственно на предприятия. Например, фильм «На прядильной и ткацкой фабриках» наглядно знакомит с волокнами растительного, животного и искусственного (химического) происхождения, с отдельными рабочими частями машин прядильной, ткацкой, отделочной фабрик, с отдельными операциями этих машин. Для уроков трудового обучения рекомендуются наборы конструкторов в основном двух вариантов: универсальные металлические (№ 1, 2, 3) и пластмассовые, комплекты материалов и инструментов для электромоделирования.
3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе? Урок технологии во многом специфичен и отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным, предметам. В методике трудового обучения различают следующие группы методов: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи. 2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3. Практические методы: упражнения, лабораторно-практические работы и др. 4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий. 5.Метод проектов: творческие работы учащихся. Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников. Словесные методы обучения. Рассказ - изложение учителем учебного материала в определенной последовательности, применяется в тех случаях, когда требуется сообщить учащимся довольно широкие теоретические сведения. Это изложение более эффективно, если оно дополняется другими методами, например демонстрацией приспособлений или показом работы оборудования. Объяснение. В отличие от рассказа объяснение предполагает более широкое ознакомление школьников с изучаемыми вопросами. В трудовом обучении лучше применять следующие виды объяснения: пооперационное - последовательное объяснение каждой изучаемой операции; перспективное - объяснение всех операций, связанных с выполнением трудового задания; комбинированное - сочетание пооперационного и перспективного объяснения. Беседа. Под беседой понимается чередование вопросов учителя трудового обучения и ответов школьников. В ходе беседы учитель старается навести школьников на самостоятельное формулирование нужного ответа. Метод инструктажа - (устный и письменный). Инструктаж - это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания. Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий. В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи. Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения. Полный инструктаж нужен только тогда, когда учащиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно повторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного времени, но и к тому, что школьники привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом степень полноты инструктажа определяется в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности учащихся данного класса (группы). Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы школьников. Одна из задач вводного инструктажа - проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражнений. Бели обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется. Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п. Текущий инструктаж включает в себя: - установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций; - контроль интенсивности и качественных показателей работы школьников, предупреждение возможного брака; - разъяснение опасности нарушений правил техники безопасности. Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, корректирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки. Заключительный инструктаж. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Бели кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе. Также учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений. Письменный инструктаж Применение письменных инструктажей позволяет всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию разрабатывают таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассуждения. Расположение материала в ней должно быть строго последовательным. В трудовой подготовке школьников часто применяются следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная операционная карта; учебная карта-задание. Учебную инструкционную карту составляют с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Метод наблюдения. Демонстрация. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Упражнения. Лабораторно-практические работы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |