Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная схема урока рисования с натуры




1)Как правило, учитель в начале урока называет тему занятия, вре-
мя, в течение которого должно выполняться задание, и материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо
сообщить, что конкретно нужно выполнить на первом уроке и что на по-
следующих.

2)Вводная беседа.

3) Анализ натуры. Анализируется пространственное положение объ­екта натуры, его конструктивное строение, форма, пропорции, цвет, рас­пределение светотени. Анализ натуры должен осуществляться при макси­мальной активности учащихся.

4) Разъяснение последователь ноет и выполнения рисунка (последо­вательность показывается учителем на классной доске мелом или на боль­шом листе бумаги).

5) Вопросно-ответная беседа по инструкционной карте. Цель беседы выяснить насколько дети поняли последовательность выполнения рисунка, и закрепление нового материала.

6) Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной ра­боты учитель умело сочетает индивидуальную и фронтальную работу с детьми.

7) Подведение итогов. Выставка детских работ. Учитель анализиру­ет 2-3 ученических рисунка (как правило, хороших, но если нужно, то и плохих не выразительных). Вывод по уроку.

Эта схема урока рисования с натуры является примерной для всех уроков данного вида.

Во время вводной беседы часто используются репродукции с произ­ведений искусства. Восприятие любого произведения искусства создаёт повышенный эмоциональный фон, настрой.

Каковы особенности методики проведения уроков по изображе­нию родной природы и предметов быта чувашского народа?

Пять обязательных компонентов методики преподавания, которые необходимы для организации гармоничных уроков рисования с натуры по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа:

• организация художественно-образного восприятия натуры, описа­ние эстетических качеств изображаемого, раскрытие эстетического идеала чувашского народа в этой области;

• включение фрагментов литературных, музыкальных, театральных произведений народного и профессионального искусства Чувашии, помо­гающих раскрыть художественный образ натуры средствами других видов искусства;

• организация эстетического восприятия и анализа произведений мас­теров чувашского, русского, зарубежного изобразительного искусства, по­зволяющих наглядно увидеть средства передачи художественного образа натуры в произведении искусства;

• обучение законам изобразительной грамоты и методике выполнения изображения, достаточных для выполнения задания;

• организация художественно-эстетического анализа изобразительных работ, выполненных учащимися, с целью выявления степени раскрытия художественного образа изображаемого.

Успех уроков рисования с натуры зависит от того, с каким чувством и настроением изображается окружающий мир, насколько близки и понятны ученикам темы уроков, затрагивают ли они национальные переживания и настроения своего народа, формируют ли его эстетический идеал.

В результате такого комплексного эмоционально-эстетического и на­учно-познавательного воздействия на школьников у них складывается ху­дожественный образ натуры, который при соответствующем обучении и необходимых изобразительных знаниях и умениях выразительно воплоща­ется в ученических работах.

2. Какова методика проведения уроков декоративного рисова­ния? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?

Методика проведения уроков декоративного рисования предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики и основана на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусст­ва. Методика проведения декоративной работы с учащимися начальных классов строится на основе близости их самостоятельных рисунков с на­родным творчеством и ведётся к сознательному усвоению детьми специ­фики народного и декоративно-прикладного искусства.

В методике организации эстетического восприятия и познания произ­ведений народного и декоративно-прикладного искусства важно учиты­вать особенности развития личности младшего школьника. С этой целью следует:

• создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов, сказки, игры и игровых приёмов. При этом игре и игровым ситуациям отдаётся предпочтение;

•вести ознакомление с художественным произведением (вещью-типом, картиной, скульптурой), помня об определённой последовательно­сти - от общего к частностям и опять к общему, что помогает нам увидеть целое в художественном произведении ранее частей, его составляющих, способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия;

• помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялись, если нам удалось вызвать у младших школьников чувство сопереживания уви­денному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диа­лог учеников с учителем. Диалог, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир, созданный народным мастером или художником, принять на себя ту или иную роль (народного мастера, подмастерья, героя картины и т.д.).

Процесс ознакомления младших школьников с народным и декора­тивно-прикладным искусством на уроках декоративного рисования можно разделить на шесть этапов.С методической точки зрения важно, чтобы все этапы нашли своё отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предме­тов народного и декоративно -прикладного искусства.

Третий этап. Объяснение учащимся культурно-исторического смыс­ла и научной ценности произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Четвёртый этап. Углубление представления учащихся о художест­венном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произ-ведениями декоративно-прикладного  искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетиче­ским освоением учащимися народного и декоративно-прикладного искус­ства.

Первый а второй этапы эстетического освоения учащимися народного и     декоративно-прикладного искусства протекают в момент непосредствен­ного восприятии детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, ес­ли это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художест­венной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указы­вали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изо­бразительном творчестве народа.

Методика изучения народного и декоративно-прикладного искусства на уроках декоративного рисования выделяет важные моменты для опре­деления художественности произведения народного и художественно-профессионального искусства: 1) связь между формой предмета и её на­значением; 2) взаимосвязь формы и материала из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его украшением.

Третий и четвёртый этапы эстетического освоения народного и деко­ративно-прикладного искусства связаны с процессом углубления пред­ставлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подгото­вить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной ху­дожественной вещи. Он должен помочь детям представить рассматривае­мую вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой их формы, росписи, но и применять их в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живём. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами 18 или 19 веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.

Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного и декоративно-прикладного искусства непосредственным участием детей в создании эскиза художественного образа вещи. Учебные задания выпол­няются кистью без предварительного прорисовывания карандашом, при котором школьники учатся писать кистью в разных направлениях, изо­бражая сначала совсем простые элементы, такие как прямые и волнистые линии, листочки, кружочки, а затем постепенно усложняются задания по выполнению орнаментальной росписи. Орнаменты всегда пишутся ки­стью без предварительного карандашного рисунка.

Овладение необходимыми навыками и изучение вещей-типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художе­ственный образ вещи на основеповтора, вариации, импровизации, к умению выразить своё.

Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?

Три необходимых педагогических условия, способствующих гармо­ническому обучению и воспитанию школьников на уроках по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей:

1.Основываться на традициях чувашской народной педагогики.

2.Учитывать основные особенности художественной культуры Чу-
вашии: а) синтез чувашского народного искусства;

б)многообразие и массовость народного искусства;

в)наблюдение и посильная трудовая деятельность как основные ме-
тоды народного воспитания чувашей.

3. Соблюдать общие законы преподавания изобразительного искусст­ва, использовать современные достижения педагогики, психологии и ме­тодики преподавания изобразительного искусства, компьютерной техноло­гии.

Уроки по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чу­вашей должны включать:

а)знакомство с историей развития народного промысла;

б) изучение традиционных форм украшения предметов узорами, так называемое репродуктивное изображение узоров;

в)творческое составление узоров по мотивам народного промысла.

 

3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрирова­нию сказок и других литературных произведений чувашского народа?

Рисование на темы - это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблю­дений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зари­совок с натуры.

Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся долж­ны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.).

Основные этапы создания изобразительной работы:

1.Выбор сюжета, формирование замысла композиции.

2.Выполнение эскиза (только в 3-4 классах).

3.Выполнение рисунка композиции.

4.Выполнение цветового решения композиции.

Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо бу­дет рисовать.

В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в 1-2 классах, или самостоятельно в З-4 классах выбирают сюжеты, героев своих работ. Важно, чтобы дети чётко представили себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задаёт им ряд проблемных вопросов, исполь­зует метод словесного рисования, даёт несколько минут на обдумывание композиции, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным мате­риалом.

После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполне­нию рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эскизах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики 1-3 классов успешно справляются с этой задачей. Им можно рекомендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с 4 класса это задание обязательно для всех.

Следующий этап работы над рисунком - выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится один урок, её можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки.

Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскрашивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический и искусствоведческий материал, необхо­димый для конкретизации образов, обстановки.

В начале второго урока обычно проводится небольшая беседа о выра­зительных возможностях разнообразных цветовых решений с использова­нием наглядно-методических средств. Затем дети уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, за­вершают работу в цвете.

Методика проведения уроков по иллюстрированию сказок эффектив­нее всего проводится по следующей схеме. Вводная беседа строится на ма­териале выставки иллюстраций к одной или нескольким сказкам. Особое внимание обращается на роль художника в создании сказочного образа. Обобщая ответы учащихся о сказочных героях и их характерах, учитель делает соответствующие выводы. В народных сказках имя и прозвище ге­роя сразу создают его зрительный образ, например: солнечная девушка, Юман-батыр, Алмас-батыр, змей-ненавистник, старуха-кровопийца, «стар-старичок, сам с локоток, а борода - сажень длиной» и т. п.

Далее учитель в эмоционально-образной беседе раскрывает, как в сказках описываются и изображаются добрые, положительные герои и как - злые, отрицательные персонажи, какими изобразитель но­вы разительными средствами. В этой обучающей части урока учитель зна­комит учащихся с законами, правилами и приёмами композиции. На каж­дом уроке даётся только один-два элемента теории изобразительной гра­моты, композиции и методики рисования.

Чтобы настроить учеников на собственное изобразительное творчест­во на тему сказки, активизировать воображение, учитель применяет раз­личные методические приёмы по оживлению в памяти прочитанной сказ­ки: пересказ, чтение в лицах, представление, лицедейство, живые картин­ки-загадки и т. д. Перед выполнением практической работы учитель дол­жен чётко поставить перед учениками задачу урока. Можно предложить нескольким учащимся представить себе свои будущие работы и описать их словами. Такой приём в методике преподавания изобразительного искус­ства называется «устным рисованием».

Во время самостоятельной работы внимание учителя направлено на различные формы индивидуальной работы с учащимися. Замысел каждой детской иллюстрации надо понять и оказать рисующему необходимую по­мощь: советом, добрым словом, дружеским замечанием, новым методиче­ским приёмом, чтобы помочь лучше выразить характер изображаемого. Желательно во время работы тихо включать музыку, песни.

В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оцени­вать работы в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых приёмов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей. В итоговом обсужде­нии работ оценивается главное — как сумели школьники выразить характер произведения изобразительными средствами. Особенно поощряется ори­гинальность композиции. В конце урока важно ещё раз напомнить воспи­тательное значение сказки для сегодняшних дней.

Творческие работы учащихся рекомендуется использовать для укра­шения интерьера и в школе, и дома, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей.

Каждый учитель волен по-своему строить канву урока тематической композиции, однако необходимым условием успеха является достижение гармонического единства художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстри­рованию сказок и других литературных произведений чувашского на­рода?

Композиции на темы окружающей жизни прямо или косвенно связа­ны с родной землёй, с жизнью и деятельностью на этой земле. В канву лю­бого урока, практически, можно добавить несколько сюжетов о жизни, традициях и обычаях своего народа. Фантазируя о прошлом или будущем, учитель тоже может «окунуть» ребят в мир древней Чувашии или же в зав­трашнее будущее своего города или села. Самыми эффективными уроками по формированию эстетических идеалов своего народа и приобщению к национальной культуре справедливо считаются уроки иллюстрирования произведений народного и профессионального чувашского искусства. Именно они раскрывают национальный характер, создают фольклорный колорит, дают почувствовать дух чувашского народа.

Чтобы наиболее эффективно провести урок по иллюстрированию ска­зок и других литературных произведений чувашского народа учителю не­обходимо:

1. В яркой эмоционально-образной беседе раскрыть содержание и лив эстетический анализ произведения, привлекая для этого древнюю ми­фологию, историю и эстетические идеалы чувашского народа.

2. Оптимально использовать межпредметные связи для создания ху­дожественного образа произведения литературными, музыкальными и изобразительными средствами, тем самым осуществляя синтез чувашского народного искусства.

3. Эстетический анализ картин и иллюстраций профессиональных ху­дожников Чувашии, наглядно демонстрирующих разнообразные средства художественной выразительности для создания сказочного образа.

4. Обучение законам, правилам, приёмам и средствам композиции проводить поэлементно, на каждом уроке раскрывая одно-два положения теории изобразительной грамоты и методики рисования.

5. Все методы и приёмы обучения и воспитания школьников довести до такой степени выразительности, чтобы пробудить фантазию ребят, их творческий потенциал, чтобы формировать художественную культуру на­ции.

 

 

Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе

 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обу­чению младших школьников (трудовое обучениеВ.Г. Машинистова, школа мастеров Т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования Н.М. Конышевой)

Современная начальная школа осуществляет целостный педагогиче­ский процесс по трудовому обучению по нескольким авторским програм­мам, разработанным группами известных ученых-педагогов и методистов.

Группа авторов Наталья Михайловна Конышева, Валерий Григорье­вич Машинистов, Валентина Ивановна Романина разработали программу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» в начальных классах. Цель курса - воспита­ние творческой, активной личности, проявляющей интерес к техниче­скому и художественному творчеству и желание трудиться. Эта группа ученых-педагогов традиционно считает, что трудовое воспитание в процессе обучения является ведущим направлением подготовки школь­ников к труду и выбору профессии.

Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами.

В разделах выделены виды труда.

Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое моделирование; раздел «Бытовой труд» - обра­ботка ткани и самообслуживание; раздел «Основы художественной обра­ботки различных материалов» (обработка природных материалов, пласт­масс и т.д.).

По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем, бесед (образовательных и вос­питывающих), опытов и наблюдений, практических работ, объектов тру­да.

Очень важным моментом программы является то, что она на­правляет деятельность учителя на творческий поиск, внедрение в учеб­но-воспитательный процесс модифицирующих инноваций. «Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практиче­ских работ».

Программа «ШКОЛА МАСТЕРОВ». По мнению автора - Тамары Михайловны Геронимус, цель трудового обучения будет достигнута, если ученик на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ученику в осозна­нии или изготовлении чего-либо, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Структурно программа «Школа мастеров» отличается от предыду­щей. Ее содержание в каждом классе разделено не по видам обрабатывае­мых материалов, а по компонентам деятельности детей на уроках.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и младшего школьника по осозна­нию предстоящей практической деятельности.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» пре­дусматривает совокупность самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного коли­чества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечиваю­щей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изде­лия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, ос­ваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» яв­ляется своеобразным справочником-контролером для учителя, органи­зующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознава­ния их по смыслу.

По мнению Т.М. Геронимус, главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, за­ложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состо­ять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торо­пить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ре­бенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрос­лым, мастером.

Другим направлением в трудовом обучении является авторская про­грамма известного педагога-методиста Натальи Михайловны Конышевой «художественно-конструкторская ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (основы дизайн-образования).Автор направляет свои усилия на изменение по­зиции учителя в отношении к урокам практического труда, и прежде всего это должно найти выражение в следующем:

1) учитель отчетливо понимает, что эти уроки необходимы для углуб­ления общего образования, нормального формирования познавательных процессов и развития личности ребенка;

2) учитель расценивает этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок;

3) учитель оценивает любые новые учебные материалы к урокам практического труда не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной цен­ности содержания и методики уроков.

Автор хочет переориентировать предмет «трудовое обучение» на ди­зайнерское образование, это по ее мнению: «наконец-то позволит наме­тить и реализовать единую образовательную линию от начальной шко­лы к средней и далее...». Разработанный Н.М. Конышевой курс трудо­вого обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельно­сти человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каж­дый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвиже­ние учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.

Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материаль­ной культуре. Поскольку на уроках ручного труда учащиеся изготавли­вают именно вещи, то появляется возможность сосредоточить внимание детей на важнейших аспектах мира вещей. При этом все профессиональ­но-практические знания и умения не остаются за пределами данной про­граммы, а являются ее составными элементами.

И еще одно направление, подготовленное временным научным кол­лективом В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева - программа «ТЕХНОЛО­ГИЯ». Авторы этого направления главную цель в образовательной об­ласти видят в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому структурная модель обучения «Технологии» включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. По мнению авторов, углубленное изучение разделов «Тех­нология» и профессиональная подготовка могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной части учебного плана. Таким образом, изучение новой интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т.е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально под­готовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специ­альные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физи­ческое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Авторы направления «Технология» считают, что «данные цели могут быть достигнуты, если необходимое вни­мание будет уделено политехническому, экономическому и экологиче­скому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высо­кими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, нацио­нальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей».

 

2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?

Оборудование рабочих комнат начальных классов (кабинетов труда)

Существуют два основных направления в создании комплектов спе­циального оборудования рабочих комнат.

Первое направление — выделение специального класса, в котором размещаются столы, шкафы, витрины, обычная или модернизированная доска, проекционная аппаратура для показа диафильмов, диапозитивов, разного иллюстративного материала.

Второе направление — оборудование специальной рабочей комнаты для начальных классов. Варианты комплектов оборудования подчинены детально разработанным педагогическим, гигиеническим и экономическим требованиям.

В любом случае задача руководителей педагогических коллективов, учителей — обеспечить элементарные условия для организации трудовой деятельности младших школьников. Необходимо предусмотреть хорошую освещенность рабочих мест, окраску стен, столов или парт в светлые тона, наличие исправных инструментов, соответствующих возрасту учащихся, удобной и простой одежды (халатов, нарукавников, рабочих передников), которую все дети надевают на уроках трудового обучения, и т. п.

Важно обеспечить классы-кабинеты плакатами или стендами с прави­лами техники безопасности: общими, при обращении с ножницами, но­жом, шилом, иглами и др. инструментами.

Инструменты, приспособления,инвентарь. Программа и мето­дические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов. Они предлагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных клас­сах, оборудованных столами или партами.

В связи с улучшением материального оснащения уроков трудового обучения следует предупредить учителя от излишнего увлечения разного рода автоматизированным и  электрифицированными инструментами и приспособлениями. Известно мнение В. А. Сухомлинского, который счи­тал, что учащимся младших классов целесообразно давать прежде всего ручные инструменты и учить ими обрабатывать разнообразные материалы.

Материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требовани­ям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у де­тей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления само­стоятельно выполнять требования трудовой культуры.

В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений, материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах , комплектуя каждый вид на весь класс. Другие педагоги выде­ляют в стенных шкафах класса-кабинета или специальной рабочей комна­ты начальных классов полки или отделения для оборудования к урокам трудового обучения. Некоторые педагоги предусматривают хранение по­стоянных инструментов и комплектов материалов непосредственно на каждом рабочем месте в классе, кабинете или рабочей комнате.

В  школах с обычными классами комплекты наборов инструментов и приспособлений вкладывают в плоские ящики, коробки, папки индивиду­ального пользования и хранят в специально отведенном месте. Дежурные приносят их на уроки трудового обучения в соответствии с расписанием.

Вместе с тем опыт показывает, что для проведения всех уроков трудо­вого обучения педагогически целесообразно иметь так называемый еди­ный универсальный набор инструментов и приспособлений, который всегда должен быть под рукой. Из этого набора каждый ученик может взять для урока и правильно расположить на рабочем месте те инструмен­ты, которые нужны, не трогая остальных.

Универсальный набор для учащихся I класса содержит следующие инструментыи приспособления.

Чертежно-измерительные:

1.Линейка пластмассовая или металлическая (300 мм с двусторонней
градуировкой).

2.Угольник прямоугольный разносторонний (с углами в 30° и 60°).

3.Чертежная доска (школьная) с небольшой пластмассовой или дере-
вянной  рейсшиной.

4. Шаблоны и трафареты. Обработочные и монтажные:

5. Гладилка (фальцовка) для проработки линий сгиба.

6. Ножницы, хорошо отрегулированные и заточенные.

7. Шило (можно из лобзикового набора).

8. Буравчик (или ручная дрель из лобзикового набора).

9. Отвертка.

10. Плоскогубцы (или пассатижи).

11. Напильники плоский, трехгранный, круглый (разных номеров).

12. Молоток (150—200 г).

13. Игольник со швейными иглами; коробка небольшая для швейных принадлежностей (булавок, пуговиц, наперстка, ниток на плоских картон­ных моталках).

14. Кисточки для клея и красок.

15. Ластик.

16. Губка или мягкая тряпочка.

17.Пластмассовая небольшая чашечка для клея и воды.

 Для 2 класса в этот набор добавляются:

18. Циркуль (или циркульная ножка, надеваемая на карандаш).

19. Масштабная и фальцлинейка.

20. Мягкий ленточный метр.

Для 3 класса добавляются:

21. Циркуль-измеритель.

22. Напильники с насечками разных номеров.

23.Круглогубцы, монтажная вилка, закрутка (из лобзикового набора),
кусачки.

Перечисленные инструменты и приспособления комплектуют в пло­ские коробки, снабженные внутренними перегородками, вкладными план­шетами разных размеров из пенопласта, пластиков с ячейками разной формы для соответствующих инструментов. Удобно комплектовать набор в рабочую папку ученика или в школьную чертежную доску в форме ящи­ка с вложенным мягким чехлом-готовальней.

Самодельные и печатные учебно-наглядные пособия. Большое значение имеют учебно-наглядные пособия: образцы, чертежи, техниче­ские рисунки, которые учитель готовит заранее к каждому уроку. Важно постепенно накапливать иллюстрации, плакаты, обобщающие представле­ния учащихся о технике, расширяющие их политехнический кругозор. Большое воспитывающее и развивающее значение имеют коллекции об­разцов материалов, деталей изделий, которые выполняют сами учащиеся начальных классов по программе трудового обучения и природоведения на уроках или во внеурочное время.

В методических пособиях к урокам трудового обучения ре­комендуется изготовление силами учащихся разнообразных макетов, мо­делей, которые могут быть использованы в качестве учебно-наглядных по­собий на уроках общеобразовательных предметов.

Во 2 и 3 классах учащиеся в соответствии с программой собирают различные иллюстративные материалы, окантовывают их или оформляют в тематические альбомы, посвященные технике и труду людей, трудовым делам пионеров и октябрят различных союзных республик.

Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, кото­рые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдель­ным темам программы.

Учебные кинофильмы. Существующие учебные кинофильмы к уро­кам трудового обучения в начальных классах имеют в основном обзорно-экскурсионный характер («Глина и ее использование», «На прядильной и ткацкой фабриках», «На деревообрабатывающем комбинате», «Сельскохо­зяйственные машины»).

Фильмы-экскурсии позволяют познакомить учащихся с современной производственной техникой, трудом людей. Применение этих фильмов особенно ценно там, где нет возможности организовать производственные экскурсии непосредственно на предприятия. Например, фильм «На пря­дильной и ткацкой фабриках» наглядно знакомит с волокнами раститель­ного, животного и искусственного (химического) происхождения, с от­дельными рабочими частями машин прядильной, ткацкой, отделочной фабрик, с отдельными операциями этих машин.

Для уроков трудового обучения рекомендуются наборы конст­рукторов в основном двух вариантов: универсальные металлические (№ 1, 2, 3) и пластмассовые, комплекты материалов и инструментов для элек­тромоделирования.

 

3. Какова методика преподавания технологии в начальной шко­ле?

Урок технологии во многом специфичен и отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным, предметам.

В методике трудового обучения различают следующие группы ме­тодов:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графи­ков и др.), трудового процесса и его компонентов.

 

3. Практические методы: упражнения, лабораторно-практические работы и др.

4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и пись­менный опрос, выполнение практических заданий.

5.Метод проектов: творческие работы учащихся.

Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудово­го обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных осо­бенностей школьников.









Словесные методы обучения.

Рассказ - изложение учителем учебного материала в определенной последовательности, применяется в тех случаях, когда требуется сообщить учащимся довольно широкие теоретические сведения. Это изложение бо­лее эффективно, если оно дополняется другими методами, например де­монстрацией приспособлений или показом работы оборудования.

Объяснение. В отличие от рассказа объяснение предполагает более широкое ознакомление школьников с изучаемыми вопросами. В трудовом обучении лучше применять следующие виды объяснения: пооперационное - последовательное объяснение каждой изучаемой операции; перспектив­ное - объяснение всех операций, связанных с выполнением трудового за­дания; комбинированное - сочетание пооперационного и перспективного объяснения.

Беседа. Под беседой понимается чередование вопросов учителя тру­дового обучения и ответов школьников. В ходе беседы учитель старается навести школьников на самостоятельное формулирование нужного ответа.

Метод инструктажа - (устный и письменный). Инструктаж - это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения тру­дового задания.

Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его кратко­сти, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, кото­рое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональ­ные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.

Полный инструктаж нужен только тогда, когда учащиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно по­вторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного време­ни, но и к тому, что школьники привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом степень полноты инструктажа определяется в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности учащихся данного класса (группы).

Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей груп­пы школьников. Одна из задач вводного инструктажа - проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражне­ний. Бели обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструк­тажа пробел ликвидируется.

Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредст­венно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недос­татки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организа­ции рабочего места и т.п.

Текущий инструктаж включает в себя:

- установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;

- контроль интенсивности и качественных показателей работы школь­ников, предупреждение возможного брака;

- разъяснение опасности нарушений правил техники безопасности. Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, коррек­тирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки.

Заключительный инструктаж. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различ­ных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Бели кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе. Также учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.

Письменный инструктаж

Применение письменных инструктажей позволяет всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию раз­рабатывают таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассужде­ния. Расположение материала в ней должно быть строго последователь­ным.

В трудовой подготовке школьников часто применяются следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная опе­рационная карта; учебная карта-задание.

Учебную инструкционную карту составляют с целью обучения опре­деленным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Метод наблюдения.

Демонстрация.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 Упражнения.

Лабораторно-практические работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...