Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГИПНОСУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ




Исторически именно этот метод является первым из методов психического воздействия. Чем-то подобным занимались колдуны, шаманы, жрецы бога медицины Асклепия — асклепиады. Посредством ритуальных действий они вызывали у некоторых людей чудесные исцеления: хромые начинали бегать, слепые прозревали и т. п. Ретроспективно можно предположить, что речь шла о «чудесном» исцелении от истерических симптомов.

Автором учения о так называемом «животном магнетизме» по праву считается Франц-Антон Мессмер, который в XVIII веке предположил, что весь мир заполнен магнетическим флюидом или «эфиром», который, концентрируясь у особенно одаренных, может передаваться страждущим через прямое или опосредованное прикосновение.

Термин «гипноз», что в переводе с греческого означает «сон», впервые его ввел в практику английский хирург Джеймс Брейд после того, как был поражен увиденным на сеансе одного из известных «магнетизеров». В1863 году Брейд опубликовал книгу «Нейрогипнология».

79


Расцвет эры гипнологии связан прежде всего с Францией, где активно конкурировали две школы: парижская (сальпетриер-ская), которой руководил Жан-Мартен Шарко, и нансийская с Ипполитом Бернгеймом во главе. Первая проповедовала гипноз, ссылаясь на возможность гипнотизации даже животных, вторая, отрицая гипноз, говорила о внушении. Хотя в обеих школах речь шла об одном и том же состоянии.

Представить себе внушение в бодрствующем состоянии просто, как и внушение в состоянии аутогенного транса, гипнотического или наркотического сна Но представить гипноз без внушения можно скорее теоретически, хотя чисто с формальных позиций можно определить, что гипнотерапия — это использование гипноза в качестве самостоятельного лечебного метода с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта, а тшгносуггестивная терапия — метод лечения внушением после предварительного введения пациента в гипнотическое состояние. Но в литературе под гипнотерапией чаще всего подразумевается гипносуггестивная терапия.

Природа гипноза до настоящего времени окончательно не выяснена Существует множество определений этого состояния, часть из них, на наш взгляд, излишне физиологична, как определение И. П. Павлова, что гипноз — частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков коры головного мозга сохраняется «сторожевой» пункт, обеспечивающий возможность взаимосвязи между гипнотизирующим и гипнотизируемым, или чересчур психологизированы, как определение 3. Фрейда, что гипноз — это своеобразный перенос в бессознательной сфере на гипнотизера вытесненных пациентом отношений отца к сыну. Приведем два наиболее приемлемых, с нашей точки зрения: 1) гипноз — состояние измененного внимания, которое вызывается искусственно и во время которого наблюдаются определенные феномены; 2) гипноз — искусственно вызываемое и качественно особое состояние ЦНС, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне сон—бодрствование и формировали-


ем раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между гипнотизируемым и гипнотизирующим

Хотя данный метод подробно описан во всех руководствах по психотерапии, все же его обычно относят к поверхностным, симп-том-центрированным (то есть воздействующим в большей степени на проявления заболевания, чем на причину его возникновения и причинно-следственные связи, вызвавшие эти проявления). На наш взгляд, это совсем не так. Во-первых, сам гипноз обладает не только психологическим, но и биологическим действием, способным в ответ на его применение вызвать в организме положительные изменения, то есть как бы поднять порог устойчивости пациента к стрессу, сделать его не только внешне, но и внутренне спокойным, невосприимчивым к целому ряду неблагоприятных психогенных факторов. Во-вторых, гипносуггестивная терапия, проводимая опытным психотерапевтом — обязательно врачом, имеющим глубокие знания в медицине в целом, органично впитывает в себя и сочетается со всеми другими методами психотерапии и не только психотерапии. В частности, мы рке упоминали гипноанализ, еще одним крайне интересным приемом считается гипнокатарсис — эмоционально-стрессовое отреагирование на психотравму, которая предположительно спровоцировала данное заболевание и была воспроизведена под гипнозом в виде галлюцинаций. Наиболее интересным методикам, применение которых возможно в ходе гипнотического или психорегулирующего сеанса, возрастной регрессии и прогрессии, мы посвятили следующий раздел

Большой вклад в изучение и развитие гипноза внесли Август Форель, опубликовавший в 1904 году трактат «Гипнотизм, или Внушение и психотерапия», Оскар Фохт, автор «фракционого» гипноза, и Леон Черток. В нашей стране одним из самых известных врачей-психотерапевтов, успешно применявших гипноз, по праву считается профессор Павел Игнатьевич Буль.

Одним из первых, кто, применив серьезный научный подход, стал успешно использовать гипноз для лечения не только неврозов, не только психосоматических заболеваний, а вообще с целью нормализовать различные функции организма, нарушенные не

8i


только вследствие психотравм, но и вследствие ряда хирургиче-, ских и соматических заболеваний, был Александр Ильич Нахимовский. Его диссертация «Симптоматическая психотерапия недержания мочи и кала у детей», несмотря на свое скромное название, убедительно показала как раз далеко не симптоматическое влияние специальной психотерапии, в основе которой лежала гипносуггестия, для достижения функциональной ком-: пенсации у детей с органическими расстройствами. При этом им были разработаны четкие показания и противопоказания к применению специальной психотерапии у таких больных, а также] критерии прогнозирования ее эффективности. Таким образом^ Александр Ильич Нахимовский задолго до нашумевших телесе-» ансов невероятно расширил рамки применения психотерапии,' причем сделал это с соблюдением всех научных, деонтолошче-ских (касающихся отношений между врачами) и этических норм. Тихий, скромный Человек, он никогда бы не позволил опубликовать о себе даже этот абзац. Врач-психотерапевт, врач-анестезио-, лог, врач-невропатолог, врач-психиатр, врач-педиатр, он век} жизнь посвятил лечению детей, и не только детей. Еще 7 мая; 2003 года он, будучи тяжелобольным уже около года, принимал-пациентов, а 17 мая 2003 года его не стало. Невосполнимая потет ря. Мне выпала честь быть его учеником и соавтором.

ВОЗРАСТНАЯ РЕГРЕССИЯ

(ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ),

ВОЗРАСТНАЯ ПРОГРЕССИЯ

(ПЕРЕНОС В БУДУЩЕЕ)

Говоря о гипносуггестивной терапии, мы уже вспоминали с* чем-то подобном, выделить же это в отдельный раздел нас по* будила нашумевшая телепередача, в которой метод «погружен 82


ния в прошлое», применяемый одним из зарубежных психотерапевтов, рассматривался как нечто из ряда вон выходящее и сопровождающееся временным перевоплощением пациентов в известных исторических персонажей, в частности в Наполеона или царицу Савскую.

Д,о того как высказать наш собственный взгляд на эти применяемые нами довольно часто методы психотерапии и сопутствующие им феномены, было бы уместным поговорить о реинкарнации, то есть о возможности человека путем перевоплощения, после смерти возвращаться в жизнь на Земле. Согласно древнейшим учениям, утвердившимся в великих религиях Востока: буддизме и индуизме, именно такое перевоплощение обусловливает изменение духовного уровня личности в лучшую или худшую сторону. Обсркдая эти противоречивые темы, нельзя не упомянуть польского ученого Анджея Донимирского, занимавшегося вопросами существования «генетической реинкарнации», и американского профессора, доктора медицины Реймонда Муди, проанализировавшего впечатления более чем 150 пациентов, перенесших состояние клинической смерти или находившихся на волоске от смерти.

Современная официальная наука считает эти вопросы делом эелигии и парапсихологии, однако позиция огульного отрицания гипотезы, существовавшей тысячелетия и имеющей сотни миллионов приверженцев, ничем не мотивируется. Известны явления человеческой психики, когда в мыслях людей присут-:твуют отрывочные воспоминания о давнем прошлом и местах, где они когда-то жили. Отчасти близок к таким воспоминаниям феномен «уже виденного никогда не виденного», названный психологами и неврологами французским выражением «дежа-вю». Будучи загипнотизированы, такие люди мысленно возвращаются в свою «прошлую жизнь», подчас на много веков назад, и рассказывают о событиях, происходивших с ними в те времена Этим ф4еноменам пытаются давать различные объяснения: одни утверждают, что всему причиной связь между психикой человека и его «астральным телом», другие видят данный феномен как психическую репродукцию пере-

83


живаний давно минувшего в человеческих душах, странствующих в просторах Вселенной, третьи считают, что это галлюцинации больного или поврежденного мозга. Так, один из приглашенных на передачу психиатров свои сомнения в реинкарнации обосновал тем, что загипнотизированные в большинстве своем почему-то перевоплощаются только в великих исторических личностей. Скорее всего, на этот вопрос просто нет точного ответа, как и на то, что такое смерть. Кто-то считает смерть уничтожением сознания, кто-то — переходом души, или разума, в другое измерение реальности.

В различных культурах концепция загробного существования имеет множество конкретных форм. Но лежащая в ее основе фундаментальная идея остается одной и той же: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь или сознание в том или ином виде будет продолжать существовать после физической кончины тела. Иногда образ потустороннего мира носит вполне конкретный, реальный характер, не слишком-то отличающийся от земного.

Чаще, однако, запредельные области обладают особыми чертами, не характерными для всего известного на Земле. Вне зависимости от степени знакомства с реалиями той сферы, куда попадает душа, ее путь в загробный мир часто рассматривается как сложный процесс перехода и метаморфоз — через многие уровни и области.

Сравнительное изучение концепций потусторонней жизни и загробного пути души выявляет поразительные совпадения между культурами и этническими группами, географически и исторически разделенными. Уже упомянутый доктор Р. Муди, сопоставив рассказы пациентов и выявив в них множество совпадений, таких как способность слышать происходящее, шум, туннель, ощущение нахождения вне собственного тела, встреча с другими, мгновенное обозрение прошлого и т. п., не претендует на знание ответа на этот вопрос.

А. Донимирский полагает, что феномен отражения прошлого опирается на переживания наших предков, достигающие

84


через механизмы наследственности нашего сознания. При определенных паранормальных состояниях подсознания эти переживания как бы извлекаются из его глубины.

Помимо исследований доктора Р. Муди, большинство изучавших эти феномены анализировали воспоминания пациентов о прошлой жизни, вызванные действием гипноза. Являясь специалистами в этой области, можем привести примеры собственных наблюдений, когда сорокалетняя женщина, которой я предварительно внушил, что она на время станет первоклассницей, писала прописи почерком семилетнего ребенка, причем с особенностями техники письма, принятыми в те годы (что вполне укладывается в понятие возрастной регрессии); или когда мужчина, перенесенный нами в прошлую жизнь, «превратился» в воина, «убив» воображаемым копьем воображаемого врага. На последнем примере можно показать всю неоднозначность и сложность интерпретаций подобных явлений; так, сторонники реинкарнации зачтут наш пример за очередное доказательство существования жизни (жизней) после смерти; противники же сочтут эту очень правдоподобную демонстрацию фантазиями впечатлительного человека, уже до погружения в гипнотическое состояние наслышанного об этих теориях.

Как говорится в известном фильме: есть ли жизнь на Марсе, нет ли... науке это неизвестно». Так и здесь. Теории переселения душ имеют право на существование, мы их ни в коем случае не оспариваем, аргументы в пользу этих теорий приводят не только идеалисты. Так, один врач-анестезиолог, материалист до мозга костей, высказал уверенность в реинкарнации, предположив, что такая высокоорганизованная материя (энергия), как человеческое сознание, должна перейти во что-то не менее высокоорганизованное (энергию, материю). Эти теории способны облегчить страдания безнадежным больным, когда шансов на выздоровление нет даже теоретически. Однако, на наш взгляд, если далее считать жизнь лишь этапом на более длительном пути, чем-то вроде школьной ступени на пути полного образования, нельзя забывать о полноценном во всех отношениях прохож-

85


дении этой ступени, ибо, как пел Владимир Высоцкий, «но если туп, как дерево, родишься баобабом».

Во время проводимых нами сеансов психорегуляции (речь о них пойдет далее) мы давно применяем подобные техники исключительно в лечебных целях (что не мешает ряду пациентов использовать этот опыт и в своих познавательных целях). Так, помимо уже упомянутых нами гипноанализа и гипнокатарси-са, мы используем возрастную регрессию, когда пациент, находясь в гипнотическом состоянии, переносится назад, в то время, когда болезни еще не было и в помине. Он чувствует себя абсолютно здоровым, а возвращаясь в настоящее время, теряет свою болезнь где-то по пути, в каком-то чужом параллельном мире, таким образом, что она как бы вообще не появляется у него. Возрастная прогрессия применяется следующим образом: пациент, сомневающийся в успехе лечения, или пациент с фобиями, включающими в себя пессимистическое видение своего будущего, переносится на некоторое время вперед, где ему внушается, что он сам и его ближайшее окружение (близкие, друзья) живы и здоровы, причем симптомы заболевания исчезли уже давно, к примеру, через год (при использовании прогрессии на один год) минус два месяца (оставшийся срок терапии). Возвращаясь обратно, пациент в большей степени, чем до использования данного метода, убежден в возможности быстрого и полного выздоровления.

Эти методы, как и другие методы психотерапии, безопасны, но только в руках специалиста; они применимы к здоровым людям, к больным неврозами и психосоматическими заболеваниями (в широком смысле этого термина), включая и вегетативные расстройства. Эти методы, как правило, противопоказаны пациентам с тяжелыми психотическими расстройствами, проявляющимися, в частности, бредом, галлюцинациями, суицидными мыслями. Пациентам же с тяжелыми органическими нарушениями данные методы показаны, как правило, в комплексе с другими методами терапии, при этом их использование не должно идти вразрез с медицинской этикой.

86










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 645.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...