Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ лирического произведения (Пушкин А.С. «Бесы»)




 

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит множество прекрасных произведений, часть которых вошла в школьную программу, благодаря чему знакома нам с детства. Одним из таких творений знаменитого поэта стали «Бесы». Произведение основано на фольклорных мотивах и отражает настроения Пушкина в период Болдинской осени. Именно анализ стихотворения «Бесы» является темой данной статьи. История создания В 1830 году Александр Сергеевич начинает подготовку к свадьбе, а для этого ему необходимо было посетить родовое имение Болдино, где он должен был уладить дела, связанные со вступлением в наследство. Но из-за начавшейся в Москве эпидемии холеры поэт вынужден провести в имении несколько месяцев. Позднее этот период творчества Пушкина был назван Болдинской осенью. В это время писатель создает множество лирических и философских произведений, одним из которых являются и «Бесы».

Стихотворение Пушкина пропитано фольклорными мотивами, столь любимыми поэтом. В центре повествования – поездка в метель, которая сопровождается появлением бесов, домовых и других мифических существ. Сюжет, тема и идея Пушкин всегда живо и с большим интересом относился к рассказам, в которых присутствовала нечистая сила и другие фольклорные элементы, считая их частью национальной культуры. Так, в народе ходят истории, в которых бесы сбивают путников с дороги, морочат их и водят по кругу. Именно подобную байку взял за основу для своего стихотворения Пушкин. Однако проводя анализ стихотворения «Бесы», нужно учитывать, что поэт был образованным человеком, и сомнительно, чтобы он всерьез верил подобным рассказам. Любому явлению природы всегда можно найти логическое объяснение. Зачем же тогда Пушкин взял за основу именно этот мифический сюжет и даже назвал стихотворение именем вымышленной нечисти? Объясняется все очень просто. Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, – русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью. Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» интересен тем, что само произведение можно трактовать с двух позиций: политической и философской.

Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права. Русский народ не может добраться до счастья и свободы, потому что «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной рабочей силы и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении.

С этой точки зрения бесы – правительство России, которое морочит запутывает, унижает и запугивает простых людей. В строках стихотворения видна аналогия со светскими балами, которые продолжались даже во время вспышки холеры в Москве: «Закружились бесы разны». С философской точки зрения заблудившимся путником может быть любой человек, а бесами - его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели.

Подобная трактовка по своей сути близка к предыдущей, так как «бесов» у власти допустили «бесы» в человеческих душах. Сам народ позволил так с собой обходиться, взрастил своих мучителей и продолжает смиренно сносить все их прихоти.

Композиция Композиционный анализ стихотворения «Бесы» позволяет заключить, что основным сюжетным приемом является повторение. Так, одно и то же четверостишие звучит в начале, середине и конце произведения: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Это говорит о том, что композиция нашего стихотворения кольцевая. Более того, приведенный в качестве примера отрывок также построен на повторении: «тучи - тучи», «мутно - мутна». И в остальном тексте произведения множество повторяющихся слов и фраз: «муть», «кружит», «колокольчик дин-дин-дин», «вьюга», «месяц» и «луна». Прием повтора присутствует на синтаксическом уровне: контекстуальные синонимы и одинаковые по строению предложения. Например: «Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?» Основным сюжетным элементом стихотворения является разговор барина и ямщика. Начинается он репликой барина, затем идет монолог ямщика, далее речь обрывается и возобновляется уже в конце произведения. Из разговора становится ясно, что они оба видят одно и то же.

Следовательно, простой мужик и представитель дворянства одинаково страдают от разгулявшихся бесов (императорской власти и собственных слабостей). В этом эпизоде заключена мысль о том, что русский народ - это не только крепостные крестьяне, но и дворянство, высшее сословие. И разумеется, только Пушкин мог отважиться на подобное сравнение.

Ключевые образы Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» (литературные изложения фольклора не редкость в творчестве поэтов и писателей) невозможен без описания главных образов, в которых заключается символическое значение, помогающее раскрыть темы всего произведения. Как уже отмечалось выше, главный образ в стихотворении – образ бесов. Именно эти духи задают ритм всего стихотворения – круговерть, бессмысленное хождение по кругу, невозможность найти верный путь.

Еще один значимый образ – метель. Сам по себе он созвучен с кольцевой композицией и кружением бесов. Метель вызывает смятение, усиливает неразбериху и хаос происходящего. Она окутывает путников и запутывает их. Стихотворный размер

Структурный анализ стихотворения «Бесы» дает возможность определить размер стихотворения – четырехстопный хорей. Пушкин не зря выбрал именно этот размер, так как его динамичность и ритмичность создают еще большее ощущение кружения метели. Также поэт часто прибегает к использованию аллитераций, то есть звукописи. Вывод Многопланово, богато символическими образами и подтекстами стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (анализ стихотворений великого русского поэта, и в частности рассмотренного нами, поможет глубже изучить школьную программу). Поэту удалось в полной мере передать смятение и потерянность путника, попавшего в метель и не знающего, как из нее выбраться.

 

4.Русская литература XVIII века в современном школьном изучении Анализ одного произведения (по выбору студента).

 

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции. 18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка. Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных). 2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. 3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных. 4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры: трагедия, ода, эпопея

Низкие жанры: комедия, басня, сатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков. Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир.

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин, благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее),в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин.

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

Преподавание:

Одной из основных задач при изучении литературы 18 века является раскрытие характерных особенностей динамики историко-литературного процесса в России того времени. Поэтому основное внимание на уроке следует уделять анализу идейно-эстетического содержания, формированию, взаимопроникновению, борьбе и смене литературных направлений, а также деятельности тех писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

При изучении литературы 18 века следует ознакомить учащихся с периодизацией в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит ученикам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения (4-е периода).

Трудности при изучении 18 века прежде всего связаны с тем, что невозможно изучать литературы того времени без знания исторических процессов, происходящих в этот период.

Наибольшую трудность для современного школьника составляет чтение од и их осмысление, неизвестные слова ведут к тому, что школьник не понимает содержание произведений, отсюда потеря интереса к чтению и трудности анализа текста на уроке. Поэтому очень важно вести словарную работу во время чтения.

Анализ

«Бедная Лиза», анализ повести Карамзина

История создания Повесть «Бедная Лиза» опубликована в 1792 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно «Бедная Лиза» сделала его популярным.

Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

Жанр «Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

Проблематика

Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

Главные герои

Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

Образ автора-рассказчика – это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 448.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...