Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий анализ программы по литературе В.Я. Коровиной:....




Анализ эпизода эпического произведения (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Ч. II «Максим Максимыч»)

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.

Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту. Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души. Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия. Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека. Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.

 

Древнерусская литература и вопросы духовно-нравственного развития обучающихся. Анализ одного произведения (по выбору студента).

 

 

Древнеру́сскаялитерату́ра — литература, созданная на русском языке с XI по XVII века. Зародилась в конце X – первой половине XI века, постепенно выделяясь из общего массива письменных текстов. Отличается тесной связью с религией, философией, наукой, а также с устным народным творчеством.Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своѐм безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Среди них: Нестор, Даниил Заточник, СафонийРязанец, Ермолай Еразм и др. Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский… Они сыграли значительную роль в истории.

Древнерусская литературапоявляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и высоко развитых формах устного поэтического творчества. Наибольшую роль играет в еѐ формировании народный эпос: исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах.

Фольклордля древней литературы был основным источником, который давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в неѐ художественные поэтические средства народной поэзии, а также народное понимание окружающего мира.

Произведения древнерусской письменности разделялись на мирские (светского содержания) и духовные (церковные). Средневековая христианская литература развивалась в совершенно особых условиях, обладая иными сравнительно с литературами нового времени функциями и ставила перед собой иные задачи.

Особенностью древней литературы является и анонимность.В отдельных памятниках авторы ставят свои подписи в конце рукописи, на полях, редко в заглавии произведения. Также характерной особенность древнерусской литературы является историзм.Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту. Все описываемые события объясняются в древнерусских произведениях Божьим промыслом. Однако за всем этим просматривается живая история, носителем которой является русский народ.

Существовала обширная литература нравоучительных биографий – жития святых, агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.

В древнерусской литературе определилась система жанров. Жанрыв древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в новой литературе. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение. Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В хожденияхрассказывалось о путешествиях в святую землю Палестину. Особое место среди мирских жанров занимает «Поучение»Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово Даниила Заточника». Они свидетельствуют о высоком уровне литературною развития, достигнутом Древней Русью в XI — первой половине XIII в.

Развитие древнерусской литературы XI—XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации.

В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

В развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.

I. Литература древнерусского государства XI —первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси.

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо- восточной Руси (вторая половина XIII —первая поло-вина XV вв.).

III. Литература периода создания и развития централизованного Рус-ского государства (XVI—XVII вв.).

Духовно-нравственное развитие обучающихся:

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи – одна из важнейших проблем нашего общества на современном этапе. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности.

Главные задачиучителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Словесное искусство духовно по своей природе. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Знакомство с библейскими сюжетами на уроках литературы, их обсуждение и анализ не только способствуют укреплению нравственных и моральных принципов в сознании детей, но и помогают глубже погрузиться в текст художественного произведения и понять его. Изучение фрагментов из Библии начинается с пятогокласса. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами.

 

Преподавание:

Изучение художественных памятников позволяет проследить традиции древней русской литературы в литературе XVIII и XIX вв., помогает разрешить важнейшие проблемы литературного процесса — проблему самобытности и национальной специфики, проблему взаимодействия литературы и фольклора. А многообразие литературных памятников свидетельствует о возникновении в этот период целого ряда литературных форм (агиография, риторика, хождение- путешествие, публицистика, повесть, стихотворство, драма).

Краткий анализ программы по литературе В.Я. Коровиной:....

Если внимательно проанализировать программу по литературе В.Я. Коровиной, то мы увидим, что на изучение средневековой русской литературы отводится 7 часов. Изучение начинается с 5 класса и завершается в 9 классе.

Изучаются «Повесть временных лет», к ней программа под редакцией В.Я.Коровиной обращается трижды:

5 класс - школьники читают «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»;

6 класс – «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», знакомство с русскими летописями;

7 класс – «О пользе книг», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) и «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

8 класс – «Житие Александра Невского»;

9 класс – обзорная тема « Литература Древней Руси» и «Слово о полку Игореве».

Анализ

«СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА»

Одним из центральных вопросов древнерусской литературы был вопрос о роли князя в жизни страны. Необходимость сильной княжеской власти как условие успешной борьбы с внешними врагами, преодоление внутренних противоречий остро осознавалась теми, кто заботился о судьбах Руси. Идея сильной княжеской власти стоит в центре одного из интереснейших произведений – «Слова Даниила Заточника». «Слово» представляет собой просительное письмо, челобитную, с которой некий Даниил, судя по тексту находящийся в заточении, обращается к князю Ярославу. Даниил просит князя облегчить его горькую участь, взять на службу в качестве советника, желая наглядно показать свой ум и образованность.

Челобитная – письменное прошение, жалоба. Всѐ «Слово» состоит из остроумных изречений и афоризмов, которыми автор искусно пользуется, чтобы, с одной стороны, обрисовать князю своѐ плачевное положение и нужду, а с другой, - склонить его к милости. Характеризуя свою мудрость, Даниил говорит: «Я не в Афинах вырос и не у философов учился, но, припадая, как пчела, к различным цветам, книгам, выбирал из них сладость словесную и совокуплял мудрость, как в мех воду морскую».

«Слово» – искусная словесная мозаика, составленная из изречений и афоризмов, заимствованных из самых разнообразных книжных источников. Зная добросердечие князя, Даниил обращается к нему с просьбой: «Княже мой, господине! Помяни меня в княжении своѐм… Вижу, господин, всех людей, как солнцем согреваемых милостью твоей. Только я один,

как трава в тени растущая, на неѐ ни солнце не глянет, ни дождь не прольѐтся, так и я хожу во тьме, отлучѐнднѐм и ночью от света очей твоих»

Даниил уподобляет себя сухому дереву, стоящему «при пути» и «посекаемому» проходящими мимо - все его обижают: «Богатый человек вез-де известен, даже и в чужом городе, а бедный человек и в своѐм городе неведом ходит. Богатый заговорит – все молчат и слово его вознесут до облаков, а бедный человек заговорит – все на него закричат».

Даниил просит обратить внимание князя на свои внутренние качества: «Одеянием я скуп, но зато разумом обилен». Он убеждает князя, что мыслию он парит, «как орѐл по воздуху». Чтобы расположить к себе князя, он расточает ему хвалы: «глас твой сладок, и уста твои мѐд источают». Даниил откровенно признаѐтся князю, что не слишком храбр «на рати», но зато в словах крепок. Он может быть умным советником и, по его мнению, будет более полезен князю, чем храбрый, но глупый воин. Даниил пишет, что до сих пор он служил у бояр и испытал немало зла от них, а теперь он хочет служить князю.

Когда – то он был богат, но богатство его давно исчезло. Теперь он живѐт в нищете. «Избавь меня, господин, от нищеты, как птицу от силков, и освободи меня от бедности моей, как серну из сетей, как утѐнка из когтей сокола. Ибо кто в печали человеку поможет, тот как студѐной водой напоит его в знойный день» Умоляя князя взять его на службу, Даниил снова напоминает о выгоде иметь при себе мудрого советника: «Мудрый человек – умный друг, а неразумный – недруг. Сердце мудрого в доме печальном, а безумного в доме пиршественном. Посылая в путь мудрого, мало его наставляй, а посылая глупого, сам не поленись пойти… Сказано: «Дай мудрому наставление, и он мудрее будет, а глупого, если и кнутом бьѐшь, привязав к саням, - не избавишься от его глупости» Предполагая, что князь может посоветовать ему жениться на богатой невесте и тем самым поправить своѐ материальное положение или посоветовать ему постричься в монахи, Заточник отрицает эти возможности: «Лучше лихорадкой заболеть, - пишет он, - лихорадка потрясѐт и отпустит, а злая жена до смерти засушит». «Лучше мне железо варити, нежели со злою женою жити. Лучше камень долбити, нежели злую жену учити».

Даниил пишет князю, что он не может и не хочет постричься в монахи: «Лучше мне так окончить жизнь свою, нежели, восприняв ангельский образ, Богу солгать. Ибо говорят: лги миру, а не Богу: нельзя Богу солгать, ни вышним играть». Все монахи в представлении автора обманщики, многие из них, дав обет отречения от мира, снова возвращаются в него. Где свадьбы и пиры, тут и монахи и монахини, тут и беззаконие. Монахи только внешний вид имеют ангельский, а их нрав «блудный». Заканчивает своѐ «Слово» Даниил похвалой и добрыми пожеланиями князю.

В течение многих лет учѐные спорят об авторстве «Слова Д.З.». Неясно и само слово «заточник»: оно может иметь значение и заключѐнный, и заложившийся. В летописной повести о битве на Воже в 1378 году упоминается имя Даниила Заточника, некоего попа, которого сослали в «заточение» на Лаче озеро. Но это уточнение не решает вопроса о том, кем же он был на самом деле.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...