Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок совершенной конкуренции. Признаки и условия. Кривые спроса. Валовой средний и предельный доход конкурентной фирмы




Рынок совершенной конкуренции – это рынок, на котором действует множество продавцов стандартной продукции, каждый из которых не имеет влияния на рыночную цену, а вступление в отрасль свободное

Для рынка чистой (совершенной) конкуренции эти признаки должны быть такими:

1. Очень много продавцов, которые на равных условиях конкурируют между собой. Понятие "очень много" не количественного выражения. Это могут быть тысячи, их десятки и сотни. Главное, чтобы доля каждого из них на рынке была настолько малой, что увеличение или уменьшение объемов продаж кем-то из них никак не сказывалось на рыночной ситуации вообще.

Конечно, такие условия встречаются довольно редко. Однако с определенной условностью этом признак отвечают рынки сельскохозяйственной продукции в развитых странах, биржевые торги или продажа иностранной валюты в обменных пунктах.

2. Стандартная продукция. Это означает, что потребитель не отличает товар одного продавца от товара другого, даже если они фактически имеют различия. Поэтому ему все равно, у которого из продавцов приобрести товар.

3. Отсутствие возможности у отдельного продавца влиять на рыночную цену. Конечно, продавец способен предложить свою продукцию по более низким ценам по сравнению с теми, что сложились на рынке. Однако это, во-первых, не повлияет на рыночную цену вообще, поскольку судьба отдельного продавца на рынке мизерная, а во-вторых - будет противоречить исходному допущению о максимизации выгоды как основной мотив поведения экономических субъектов. Ведь в последнем случае прибыль продавца уменьшится по сравнению с вариантом продажи товара по рыночной цене. Ему не остается другого выбора, как продавать товар по рыночным ценам. Поэтому продавца в условиях совершенной конкуренции чаще всего называют "тем, кто соглашается с ценой".

4. Свободный вступление в отрасли и выход из нее. Рынок будет конкурентным только тогда, когда не существует никаких законодательных, технологических, финансовых или иных препятствий, которые могли бы помешать появлению или исчезновению новых фирм, производящих определенный продукт. На эту особенность совершенной конкуренции следует особо подчеркнуть, поскольку как раз она лежит в основе объяснения механизма приспособления отрасли к требованиям рынка в долгосрочном периоде.

5. Отсутствие неценовой конкуренции. Основой для проведения неценовой конкуренции, как правило, выступает дифференциация товара. Поскольку на конкурентном рынке товары стандартные, то оснований для неценовой конкуренции нет.

Сопоставление перечисленных признаков существующему конкурентной средой в реальной экономике показывает, что чистая конкуренция - явление уникальное. Сегодня почти не найдется сфер, где можно было бы выявить все эти признаки. Однако это вовсе не означает, что совершенная конкуренция не заслуживает специального анализа. Почему?

Во-первых, существует несколько сфер (отраслевых рынков), где ситуация больше похожа на чистую конкуренцию, чем на любую другую модель рынка. Во-вторых, для познания сложных рыночных ситуаций необходимо начинать анализ с самых простых вариантов, к которым относится рынок совершенной конкуренции.

В условиях чистой конкуренции, как уже отмечалось, фирма не может проводить собственной ценовой политики. Она может только приспосабливаться к тем ценам, которые на данный момент сложились на рынке. Отсюда следует очень важный вывод: сколько бы продукции для продажи не предложила конкурентная фирма, это никак не повлияет на рыночную цену. Иначе говоря, в отличие от рыночного спроса кривая спроса, с которой сталкивается отдельный конкурентный производитель, абсолютно эластично (рис.7.1).

 


Р                                                   Р

 

 

                                          d                                                   D   

 

                                            

                                                       Q                                                        Q  

а) крива попиту для                  б) крива ринкового попиту

конкурентної фірми


Рис.7.1 Відмінність ринкового попиту та попиту для конкурентної фірми

Такое различие между рыночным спросом и спросом по отношению к отдельной конкурентной фирмы будто еще раз предупреждает исследователя об ошибочности широко распространенного утверждения: то, что верно в отношении отдельного участника ассоциации, верно и по отношению ко всей ассоциации.

Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы проявляются и через динамику основных показателей, характеризующих ее доходы, в зависимости от объемов продаж. К таким показателям относятся:

1. Валовой (совокупный) доход (TR) - общая выручка от продажи всего объема продукции.

2. Средний доход (AR) - это валовой доход в расчете на единицу проданной продукции: AR = TR / Q. (7.1)

3. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, который является результатом продажи еще одной единицы продукта:

MR = ∆ TR / ∆ Q. (7.2)

Графически зависимость динамики перечисленных показателей от объемов производства представлена ​​на рис.7.2.

 


                            Р                          TR      

 

 

                                                                 AR=MR=P

 

 


                                                                      Q

 

 

Рис.7.2. Валовий, середній та граничний дохід конкурентної фірми

Валовой доход конкурентной фирмы будет расти прямо пропорционально объему продаж. Цена за единицу продукции, средний и предельный доход в условиях конкурентного рынка всегда будут равны между собой.

Выяснение общих признаков конкурентного рынка и особенностей функционирования на нем фирмы и формирование ее доходов дает достаточно оснований для разработки модели выбора фирмой объемов производства, которые обеспечивают ей максимальную прибыль. Такая модель имеет свою специфику для краткосрочного и для долгосрочного периодов. Поэтому рассмотрим эти две ситуации отдельно.



Определение цены и объема производства на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неактуально.

В условиях совершенной конкуренции действуют одновременно очень большое количество фирм, производящих стандартизованную (однородную) продукцию.

Признаки

 
Число фирм Очень много  
Тип продукта Стандартизованный  
Контроль над ценами Отсутствует  
Условия вступления в отрасль Очень легкие  
Неценовая конкуренция Отсутствует  

 

Тем не менее, модель совершенной конкуренции:

§ позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;

§ проясняет условия максимизации прибыли;

§ является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...