Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Экономические условия возникновения и развитие системы национальной политэкономии.
План 1. Экономический национализм Ф. Листа. 2. Ранняя историческая школа Германии и ее особенности (К. Книс, В. Рошер, Б. Гильдебранд). 3. Поздняя историческая школа Германии (В. Зомбарт, М. Вебер). 4. Сравнительная характеристика идей классической политэкономии и Исторической школы Германии. Основные термины и понятия Историческая школа, экономический национализм, национальная политэкономия, «хозяйственная система», «хозяйственная эпоха», принцип «промышленного воспитания нации», теория производительных сил. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Система национальной политэкономии А. Мюллера. 2. Теория социально-ориентированного и рационально-организованного общества М. Вебера и В. Зомбарта. 3. Эволюция идей Исторической школы Германии на основных этапах ее развития. Тесты для самоконтроля 1. Представители новой исторической школы анализировали: а) экономическое развитие страны; б) социальное развитие страны; в) особенности социально-экономического развития на новом этапе; г) рыночное хозяйство; д) систему свободного рынка. 2. Ядро новой исторической школы в Германии образовали: а) Ф. Визер; г) Л. Вальрас; б) Г. Шмоллер; д) К. Бюхер. в) Л. Брентано; 3. В своих теоретических концепциях представители новой исторической школы отдавали преимущества: а) насильственным методам общественной перестройки; б) экономическим методам; в) социальным методам; г) реформистскому направлению; д) политическим методам. 4. Кто из экономистов новой исторической школы дал трактование финансового капитала как процесса абсолютного подчинения промышленного капитала ссудному: а) Г. Шмоллер; б) В. Зомбарт; в) Л. Брентано; г) Д. Штольцман; д) К. Бюхер. 5. Кто из представителей немецкой исторической школы выдвинул и обосновал концепцию «социального плюрализма»: а) Ф. Визер; б) Г. Шмолер; в) В. Зомбарт; г) Л. Вальрас; д) К. Бюхер. 6. Какие из следующих положений можно отнести к основным экономическим идеям исторической школы: а) экономическая политика государства должна быть выработана с учетом национальных особенностей; б) теория производительных сил; в) положение об активной экономической политике государства; г) положение о невмешательстве государства в экономику. 7. Представители экономической школы, какой страны в первой половине XIX века рассматривали политэкономию не как науку об общих законах развития хозяйства, а как науку о национальном хозяйстве, подчеркивая при этом определяющую роль государства: а) Италия; б) Франция; в) Германия; г) Англия. 8. Кто ввел в экономическую науку термин «промышленное воспитание нации»: а) Ф. Лист; б) Ж.Б. Сэй; в) Дж. С. Милль; г) Т. Р. Мальтус. 9. Представители «социального направления» выдвинули тезис о том, что политическая экономия является: а) моральной наукой; б) точной наукой; в) общественной наукой; г) национальной наукой; д) политической наукой 10. Главное внимание в своих исследованиях представители «социального направления» уделяли: а) правовому регулированию обмена между товаропроизводителями; б) созданию теории идеального общества; в) концепции социального дарвинизма; г) построению социально ориентированной экономики; д) построению рыночной экономики. Литература 1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М: «ДелоЛТД», 1994. 2. 1стор1я економ1чних вчень: Пщручник / Л .Я. Корншчук, И.О. Татаренко та ш.. -К., 2001.-Розд. VIII. 3. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економ1чна думка минулого 1 сьогодення: Навч. пос1б. -Т., 2000. - Гл. 12-16. 4. Леоненко П.М. Юхименко П.1. 1стор1я економ1чних учень.: Навч. поаб. - К.: Знання-Прес, 2000. 5. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях 1 вщповщях: Навч. пос!б. -2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 29-49. 6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М., 1996. Гл. 7. 7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1999. - Тема 11. Тема 9. Экономические условия возникновения и развития марксистской экономической теории. План 1. Предпосылки возникновения и сущность марксизма. 2. «Капитал» К.Маркса, его структура и основные проблемы. 3. Развитие основ марксистской политэкономии в трудах В.И. Ленина. 4. Распространение марксистской политэкономии в России и Украине. 5. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга. Основные термины и понятия Марксизм, противоречия рыночной экономики, капитал, теория прибавочной стоимости, ревизионизм. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. «Капитал» К.Маркса и его значение для развития экономической науки. 2. Теория империализма В.И. Ленина и её значение для развития экономической мысли. 3. Теория НЕПа В.И. Ленина и современность. 4. Марксизм и современность. Тесты для самоконтроля 1. Автором каких из нижеперечисленных концепций и теорий в истории мировой экономической мысли является КМаркс: а) концепция простого и расширенного воспроизводства; б) теория прибавочной стоимости; в) теория предельной полезности; г) теория предельной производительности; д) теория империализма. 2. Какая из нижеперечисленных теорий является основной в экономическом учении К. Маркса: а) теория земельной ренты; б) концепция простого и расширенного воспроизводства; в) теория прибавочной стоимости; г) теория экономических циклов; д) теория капитала. 3. Кто из ученых ввел в экономическую науку термин "органическое строение капитала ": а) А. Смит; в) К. Маркс; б) Д. Риккардо; г) Ф. Кенэ. 4. По признанию самого К. Маркса, как ученый он методологически исходил из трех научных источников: а) английской политической экономии; б) немецкой классической философии; в) меркантилистской экономической теории; г) неоклассической экономической теории; д) французского утопического социализма. 5. К. Маркс утверждал, что в условиях рыночной экономики обмен товаров осуществляется по законам: а) спроса; б) предложения; в) стоимости; г) эквивалентного обмена; 6. Новым для политэкономии стало выдвижение К.Марксом положения: а) об органическом строении капитала; б) делении капитала на постоянный и переменный; в) делении капитала на основной и оборотный; г) о норме прибавочной стоимости; д) все ответы верны. 7. Как К. Маркс трактует заработную плату: а) это плата за труд б) минимум средств существования; в) плата за рабочую силу; г) превращенная форма стоимости и цены рабочей силы; д) стоимость потребительских товаров. 8. Предмет политэкономии В.И. Ленин определял: а) это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; б) это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества; в)это наука об исследовании богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия; г) это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д. 9. Кто разработал общие вопросы теории капитализма и применения её к конкретной действительности, а также теорию социализма: а) К. Маркс; б) Л.Б. Красин; в) В.И. Ленин; г) Н.И. Бухарин; д) Л.Д.Троцкий. 10. Главное содержание НЭП: а) замена продразвёрстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформьг б) стабилизация денег, дефляция и достижения сбалансированного государственного бюджета. в) государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов, репрессии против управленческих кадров Литература 1. 1сторгя економ1чних вчень: Пщручник / Л.Я. Корншчук, И.О. Татаренко та ш.. -К, 2001. 2. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економ1чна думка минулого 1 сьогодення: Навч. поаб. -Т., 2000. 3. Леоненко П.М. Юхименко П.1. 1стор1я економгчних учень.: Навч. пос1б. - К.: Знання-Прес, 2000. 4. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях 1 вщповщях: Навч. пос1б. - 2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 161-183. 5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. -М., 1996. Гл. 19. 6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1999. — Тема 8. 7. Лановик Б.Д., Лазаревич М.В., Чайковський В.Ф. Економ1чна кторм: Курс лекцш /За ред. Б.Д. Лановика. К., 2000. 8. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - с. 69-95. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |