Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Экономические условия возникновения и развитие системы национальной политэкономии.




План

1. Экономический национализм Ф. Листа.

2. Ранняя историческая школа Германии и ее особенности (К. Книс, В. Рошер, Б. Гильдебранд).

3. Поздняя историческая школа Германии (В. Зомбарт, М. Вебер).

4. Сравнительная характеристика идей классической политэкономии и Исторической школы Германии.

Основные термины и понятия

Историческая школа, экономический национализм, национальная политэкономия, «хозяйственная система», «хозяйственная эпоха», принцип «промышленного воспитания нации», теория производительных сил.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Система национальной политэкономии А. Мюллера.

2. Теория социально-ориентированного и рационально-организованного общества М. Вебера и В. Зомбарта.

3. Эволюция идей Исторической школы Германии на основных этапах ее развития.

Тесты для самоконтроля

1. Представители новой исторической школы анализировали:

а) экономическое развитие страны;

б) социальное развитие страны;

в) особенности социально-экономического развития на новом этапе;

г) рыночное хозяйство;

д) систему свободного рынка.

2. Ядро новой исторической школы в Германии образовали:

а) Ф. Визер;                                                      г) Л. Вальрас;

б) Г. Шмоллер;                                                д) К. Бюхер.

в) Л. Брентано;

3. В своих теоретических концепциях представители новой исторической школы отдавали преимущества:

а) насильственным методам общественной перестройки;

б) экономическим методам;

в) социальным методам;

г) реформистскому направлению;

д) политическим методам.

4. Кто из экономистов новой исторической школы дал трактование финансового капитала как процесса абсолютного подчинения промышленного капитала ссудному:

а) Г. Шмоллер;

б) В. Зомбарт;

в) Л. Брентано;

г) Д. Штольцман;

д) К. Бюхер.

5. Кто из представителей немецкой исторической школы выдвинул и обосновал концепцию «социального плюрализма»:

а) Ф. Визер;

б) Г. Шмолер;

в) В. Зомбарт;

г) Л. Вальрас;

д) К. Бюхер.

6. Какие из следующих положений можно отнести к основным экономическим идеям исторической школы:

а) экономическая политика государства должна быть выработана с учетом национальных особенностей;

б) теория производительных сил;

в) положение об активной экономической политике государства;

г) положение о невмешательстве государства в экономику.

7. Представители экономической школы, какой страны в первой половине XIX века рассматривали политэкономию не как науку об общих законах развития хозяйства, а как науку о национальном хозяйстве, подчеркивая при этом определяющую роль государства:

а) Италия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Англия.

8. Кто ввел в экономическую науку термин «промышленное воспитание нации»:

а) Ф. Лист;

б) Ж.Б. Сэй;

в) Дж. С. Милль;

г) Т. Р. Мальтус.

9. Представители «социального направления» выдвинули тезис о том, что политическая экономия является:

а) моральной наукой;

б) точной наукой;

в) общественной наукой;

г) национальной наукой;

д) политической наукой

10. Главное внимание в своих исследованиях представители «социального направления» уделяли:

а) правовому регулированию обмена между товаропроизводителями;

б) созданию теории идеального общества;

в) концепции социального дарвинизма;

г) построению социально ориентированной экономики;

д) построению рыночной экономики.

Литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М: «ДелоЛТД», 1994.

2. 1стор1я економ1чних вчень: Пщручник / Л .Я. Корншчук, И.О. Татаренко та ш.. -К., 2001.-Розд. VIII.

3. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економ1чна думка минулого 1 сьогодення: Навч. пос1б. -Т., 2000. - Гл. 12-16.

4. Леоненко П.М. Юхименко П.1. 1стор1я економ1чних учень.: Навч. поаб. - К.: Знання-Прес, 2000.

5. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях 1 вщповщях: Навч. пос!б. -2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 29-49.

6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М., 1996. Гл. 7.

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1999. - Тема 11.


Тема 9. Экономические условия возникновения и развития марксистской экономической теории.

План

1. Предпосылки возникновения и сущность марксизма.

2. «Капитал» К.Маркса, его структура и основные проблемы.

3. Развитие основ марксистской политэкономии в трудах В.И. Ленина.

4. Распространение марксистской политэкономии в России и Украине.

5. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга.

Основные термины и понятия

Марксизм, противоречия рыночной экономики, капитал, теория прибавочной стоимости, ревизионизм.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. «Капитал» К.Маркса и его значение для развития экономической науки.

2. Теория империализма В.И. Ленина и её значение для развития экономической мысли.

3. Теория НЕПа В.И. Ленина и современность.

4. Марксизм и современность.

Тесты для самоконтроля

1. Автором каких из нижеперечисленных концепций и теорий в истории мировой экономической мысли является КМаркс:

а) концепция простого и расширенного воспроизводства;

б) теория прибавочной стоимости;

в) теория предельной полезности;

г) теория предельной производительности;

д) теория империализма.

2. Какая из нижеперечисленных теорий является основной в экономическом учении К. Маркса:

а) теория земельной ренты;

б) концепция простого и расширенного воспроизводства;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория экономических циклов;

д) теория капитала.

3. Кто из ученых ввел в экономическую науку термин "органическое строение капитала ":

а) А. Смит;                                                       в) К. Маркс;

б) Д. Риккардо;                                                г) Ф. Кенэ.

4. По признанию самого К. Маркса, как ученый он методологически исходил из трех научных источников:

а) английской политической экономии;

б) немецкой классической философии;

в) меркантилистской экономической теории;

г) неоклассической экономической теории;

д) французского утопического социализма.

5. К. Маркс утверждал, что в условиях рыночной экономики обмен товаров осуществляется по законам:

а) спроса;

б) предложения;

в) стоимости;

г) эквивалентного обмена;

6. Новым для политэкономии стало выдвижение К.Марксом положения:

а) об органическом строении капитала;

б) делении капитала на постоянный и переменный;

в) делении капитала на основной и оборотный;

г) о норме прибавочной стоимости;

д) все ответы верны.

7. Как К. Маркс трактует заработную плату:

а) это плата за труд

б) минимум средств существования;

в) плата за рабочую силу;

г) превращенная форма стоимости и цены рабочей силы;

д) стоимость потребительских товаров.

8. Предмет политэкономии В.И. Ленин определял:

а) это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

б) это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества;

в)это наука об исследовании богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

г) это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

9. Кто разработал общие вопросы теории капитализма и применения её к конкретной действительности, а также теорию социализма:

а) К. Маркс;

б) Л.Б. Красин;

в) В.И. Ленин;

г) Н.И. Бухарин;

д) Л.Д.Троцкий.

10. Главное содержание НЭП:

а) замена продразвёрстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформьг

б) стабилизация денег, дефляция и достижения сбалансированного государственного бюджета.

в) государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов, репрессии против управленческих кадров

Литература

1. 1сторгя економ1чних вчень: Пщручник / Л.Я. Корншчук, И.О. Татаренко та ш.. -К, 2001.

2. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економ1чна думка минулого 1 сьогодення: Навч. поаб. -Т., 2000.

3. Леоненко П.М. Юхименко П.1. 1стор1я економгчних учень.: Навч. пос1б. - К.: Знання-Прес, 2000.

4. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях 1 вщповщях: Навч. пос1б. - 2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 161-183.

5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. -М., 1996. Гл. 19.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1999. — Тема 8.

7. Лановик Б.Д., Лазаревич М.В., Чайковський В.Ф. Економ1чна кторм: Курс лекцш /За ред. Б.Д. Лановика. К., 2000.

8. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - с. 69-95.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...