Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Экономические условия эволюции классической политэкономии в первой половине XIX в. Завершение классической традиции.




План

1. Утрата Англией промышленной гегемонии.

2. Национальные особенности процесса индустриализации (Франция, Германия, США, Россия, Япония).

3. Развитие налоговой и финансовой систем развитых стран мира на рубеже XVIII - XIX вв.

4. Особенности экономической мысли России и Украины XVIII — - начала XIX века.

5. Экономические воззрения Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа.

6. Экономические идеи английских классиков Т.Р. Мальтуса и Дж. Ст. Милля.

Основные термины и понятия

Индустриализация, финансовый капитал, вывоз капитала в форме инвестиций и в форме кредита, метрополии, колонии, зависимые страны, международное разделение труда, международная миграция рабочей силы, золотой стандарт, империализм, теория трех факторов производства, закон рынков, концепция «экономических гармоний», закон народонаселения, мальтузианство, проблема реализации, теория «последнего часа», экономический национализм.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Особенности промышленной революции в Украине.

2. «Теория последнего часа» Н. Сениора.

3. «Закон народонаселения» Т.Р. Мальтуса и его современные модификации.

Тесты для самоконтроля

1. Выберите основные причины утраты Англией промышленного превосходства:

а) физический и моральный износ производственной базы промышленности;

б) резкое ухудшение положения трудящихся масс;

в) отсутствие денег на переоборудование из-за активного вывоза капитала в колонии;

г) длительное пребывание в стороне от точек роста мировой цивилизации.

2. Главные условия необходимые для развития капиталистического производства :

а) накопление в руках немногих денежного богатства и средств производства;

б) крупные суммы денег, которые накапливались у феодалов;

в) буржуазная революция;

г) наемные работники.

3. Методами первоначального накопления капитала были:

а) неэквивалентный обмен с колониями;

б) отчисления от промышленной прибыли;

в) разорение мелких производителей;

г) добровольные пожертвования граждан

4. Главными причинами экономического отставания Франции были:

а) строительство крупных военных предприятий и модернизация армии;

б) узость национальной сырьевой базы;

в) устаревшая техническая база промышленности;

г) концентрация банковского капитала.

5. Промышленная революция в Украине началась с

а) развития металлургии;

б) развития химической промышленности;

в) развития текстильной промышленности;

г) развития пищевой промышленности.

6. Кто в истории экономической мысли является автором теории «трех факторов производства»:

а) Т. Р. Мальтус;

б) Дж. С. Милль;

в) Ж. Б. Сэй;

г) С. Сисмонди.

7. Какие основные экономические идеи характерны для Англии и Франции первой половины XIX века:

а) поддержка режима свободной конкуренции;

б) поддержка активного государственного вмешательства в экономику;

в) политика естественной свободы и минимального вмешательства государства в экономику;

г) обоснование теории трех факторов производства и соответствующих им доходов (ЗП, прибыли и ренты).

8. Какие концепции и теории в истории мировой экономической мысли связаны с именем Ж. Б. Сэя:

а) теория трех факторов производства (земля, труд, капитал);

б) закон рынков;

в) закон народонаселения;

г) закон спроса.

9. Постановка каких экономических проблем в истории мировой экономической мысли связана с именем Т. Мальтуса:

а) изложение закона убывающей отдачи (доходности);

б) разработка теории народонаселения;

в) принцип экономического национализма;

г) теория производительных сил.

10. Какие из нижеперечисленных положений можно отнести к научному мировоззрению Дж. С. Милля:

а) формулировка теории рабочего фонда;

б) формулировка закона рынков;

в) разработка теории народонаселения;

г) стоимость устанавливается в сфере обмена, обращения.

Литература

1. Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций. М., 1998. С. 224 - 230, 236-240, 254-255.

2. Економ1чна ютор1я Украши: Навчальний пошбник / Уперенко М.О., Кузнецов Е.А., Паркнко Г.К., Коломшчук Т.Х., Петришина Л.В., Мамонова В.О. - X.: ТОВ "Одюсей", 2004. С. 241-260.

3. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М„ 2000. С. 339-342, 352-355, 362-367,446-450, 462-497.

4. История экономики: Учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. М., 2000. С. 222 - 248, 256 - 258.

5. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М., 2001. с. 121-136.

6. Лановик Б.Д., Лазарович М.В., Чайковський В.Ф. Економ1чна юторш: Курс лекщй /За ред. Б.Д. Лановика. К., 2000. С. 72 - 84.

7. Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций / Под ред. В.И. Голубовича. Минск, 1997. С. 165 - 216.

8. 1стор1я економ1чних вчень: Шдручник / Л.Я. Корншчук, И.О. Татаренко та ш.. - К., 2001. - Розд. V, VI.

9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-пресс, 1996. - Гл. 8,14.

10. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економлчна думка минулого 1 сьогодення: Навч. пошб. -Т., 2000. - Гл. 12-16.

11. Леоненко П.М. Юхименко ПЛ. 1стор1я економ1чних учень.: Навч. поаб. - К.: Знання-Прес, 2000.

12. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях 1 вщпов1дях: Навч. посхб. - 2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 29-49.

Тема 7.Экономические условия критики капитализма и возникновение социалистических идей.

План

1. Экономические предпосылки критики капитализма.

2. Социалистические воззрения С. Сисмонди и П. Прудона.

3. Экономические идеи К. Родбертуса и Ф. Лассаля.

4. Зарождение социалистических идей в трудах Герцена, Огарева, Чернышевского.

5. Поздний утопический социализм Франции (Сен-Симон, Ш. Фурье).

6. Поздний утопический социализм Англии (Р. Оуэн).

Основные термины и понятия

Проблема экономических кризисов, проблема реализации, теория «третьих лиц», пролетариат, план «социальной ликвидации», утопический социализм, фаланга.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Сравнительная характеристика идей раннего и позднего утопического социализма.

2. Историческая концепция Ш. Фурье.

3. Сравнительная характеристика идей позднего утопического социализма Англии и Франции.

4. Общественно - политические взгляды представителей экономической мысли Украины в до и пореформенный период.

Тесты для самоконтроля

1. Кто из ученых-экономистов 19 века вошел в историю экономической мысли как автор плана «социальной ликвидации» (замены государства договорными отношениями между товаропроизводителями, сотрудничающими в эквивалентном обмене):

а) С. Сисмонди;

б) Т.Р. Мальтус;

в) П.Ж. Прудон;

г) Н. Чернышевский.


2. Какие из следующих положений можно отнести к социально-экономическим идеям С. Сисмонди:

а) сторонник крупного предпринимательства;

б) сторонник развития малых производств;

в) поддержка пролетариата и других трудящихся слоев;

г) свободная конкуренция способствует прогрессивному развитию производства и общества.

3. Представители, какой из школ и направлений в истории экономической мысли считали крупную капиталистическую собственность «кражей» и отстаивали мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда:

а) историческая школа;

б) смитианство;

в) мальтузианство;

г) прудонизм.

4. Кто из мыслителей - утопистов первым высказал идею о том, что для создания справедливого общества недостаточно изменить только материальные условия жизни, а необходимо начинать с духовного перевоспитания людей:

а) Сен-Симон;

б) Шарль Фурье;

в) Роберт Оуэн;

г) Т. Мор.

5. Кто из экономистов предлагал отказаться от употребления денег и использовать в качестве мерила ценности трудовую единицу (карточку):

а) Сен-Симон;

б) Шарль Фурье;

в) Роберт Оуэн;

г) А. Герцен.

6. Выберите идеи, являющиеся общими для утопических моделей Сен-Симона, 111. Фурье, Р. Оуэна:

а) отсутствие частной собственности;

б) каждый человек должен трудиться;

в) частная собственность должна изменить свою природу и быть подчинена интересам коллектива;

г) представлен коммунистический вариант развития общества.

7. Какая из утопических моделей исключает государственное вмешательство в организацию общества и может быть названа анархической:

а) модель Ш. Фурье;

б) модель Р. Оуэна;

в) модель Сен-Симона;

г) модель Герцена.

8. Кто из ученых — утопистов предпринял попытку воссоздать свою теоретическую модель идеального общества на практике, в реальной жизни:

а) Ш. Фурье;

б) Р. Оуэн;

в) Сен-Симон;


г) Герцен.

9. Кто из представителей позднего утопического социализма в своих работах представил «двухклассовую модель общества»: класс праздных собственников (землевладельцев военных и судебных бюрократов) и класс трудящихся индустриалов (крестьяне, наемные рабочие, ремесленники, банкиры, ученые):

а) Сен-Симон;

б) Р. Оуэн;

в) Ш. Фурье;

г) П.Ж. Прудон.

10. Выберите признаки, являющиеся общими для произведений раннего и позднего утопического социализма:

а) действие принципа «распределение по потребностям»;

б) отсутствие частной собственности;

в) отсутствие классов;

г) обязательность труда для всех.

Литература

1. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М,2000.

2. 1стор1я економ1чних вчень: Пщручник / Л.Я. Коршйчук, И.О. Татаренко та ш.. - К., 2001. - Розд. VI - VIII.

3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. -М.: Дело, Вита-пресс, 1996.

4. Ковальчук В.М., Сарай М. I. Економ1чна думка минулого 1 сьогодення: Навч. гохпб. -Т., 2000. - Гл. 12-16.

5. Леоненко П.М. Юхименко П.1. 1стор1я економ^чних учень.: Навч. помб. - К.: Знання-Прес, 2000.

6. Мазурок П.П. 1стор1я економ1чних учень у запитаннях х вщповщях: Навч. помб. - 2-ге вид., стер. - К.: Знания, 2006. С. 29-49.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...