Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синтаксис научного стиля. Цепная и параллельная связь.




Научный стиль речи характеризуется следующими синтаксическими особенностями:

1. употребление осложненных пред-й с причастными и деепричастными оборотами;

2. употребление осложненных пред-й с однородными членами пред-я, содержащих перечисление;

3. Использование вводных слов и словосочетаний как средств связи частей текста: во-первых, следовательно, несомненно;

4. употребление сложных пред-й (ССП,СПП,БСП);

5. употребление пред-й, содержащих риторический вопрос.

В сложном синтаксическом целом между пред-ми встречаются 2 вида связи- цепная и параллельная. При цепной связи пред-я как бы цепляются одно за другое. Они тесно взаимосвязаны по смыслу, а также лексически, грамматически, интонационно, а также раскрывают одну микротему. При параллельной связи пред-я не цепляются одно за другое. В них дается описание ряда одновременно происходящих или сменяющих явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Для таких пред-й характерен структурный параллелизм, то есть строятся они одинаково.

16.Собственно - научный подстиля - науч. Литература который написан ученым и рассчитана на специалиста той или иной области. Науки: для текста данного подстиля характерно - насыщенность терминами, книжной лексикой и выраженьями, который не имеет широкого общеязыкого употребление. ЖАНРЫ: научные труды, монография, конференций, диссертаций.

17.Научно - популярный подстиль - научно популярная литература которая рассчитана на распространение знаний среди широких слоёв читателей населения. Употребляются небольшое количество специальных тем.научн. информ. Сообщается неполном объеме отсутствует строгать в изложение. ЖАНРЫ: научно-популярные статья, журналы, книги.

18.Научно - учебный подстиль- учебнаялитература рассчитано на обучение формирующихся специалистов. Текстом данного подстиля характерно употребление большого количество устно специальной темы, который понятны тем кто учится и работает данной области. ЖАНРЫ: учебники, методические пособие, словарисправочники, энциклопедия.

19.Термины и их виды. Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.[1] Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии. Узкоспециальные- используются специалистами только в отдельной области науки.Общенаучные- встречаются в различных областях научной деятельности, звучат одинокого, обозначаю разные понятия

20.План. Виды плана.План-это перечисление в определенной последовательности основных вопросов книги или статьи. План это опорная схема который состоит из опор, то есть слов отрывков пред-й, несущих наибольшую смысловую нагрузку. Виды планов:

1) по структуре : простой и сложный

2) по синтаксическим конструкциям, особенности заголовков: в форме двусоставных и односоставных (назывных) пред-й, повествовательных или вопросительных пред-й, смешанные.

3)по близости к исходному тексту: цитатный, оформленный своими словами, смешанный.   

При составлений плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий. 1. Прочитать текст 2.выделить главную мысль. 3.разделить текст на смысловые части 4.озоглавить каждую часть. При составлений сложного плана части необходимо разделить на композиционные части: 1. Вводную 2.основную 3.заключительную.

21.Конспект. Виды конспекта.Конспект- краткое изложение существенного содержания чего-либо. Свободный конспект- это такой конспект, который пишется в свободной форме. Частенько такие методы практикуются в университетах. Когда преподаватель читает лекцию, а студенты молниеносно пытаются конспектировать все, что успевают услышать. Такой конспект очень хорошо развивает мышление, слух, нюх. Нет, нюх не развивает, координацию и умение коротко записывать основные темы. Плановый конспект- наиболее приятный конспект. Дается план определенной темы из нескольких пунктов , которые позже полностью раскрывают всю тему. Такие конспекты лучше всего запоминаются и развивают способности составлять планы и выделять основные мысли среди кучи информации. Все вопросы хорошо расписаны , информация легко читается и быстро находится. Тематический конспект создается очень сложно. Иногда приходится сильно напрягаться , чтобы вспомнить то, что ты слышал вчера или даже сегодня , но уже успел забыть. К написанию тематических конспектов кроме своих знаний привлекаются дополнительные источники информации, которые помогут «освежить» информацию в голове. Текстуальный конспект создается в основном из цитат, выписок, высказываний отрывков.  

22.Сложное синтаксическое целое (ССЦ) –этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

 В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь -структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.

Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

23.КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКСТА

Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста. Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (строение, форма, состав и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче текста.

Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. В тексте могут описываться самые различные свойства предмета и соответственно этому будет формулироваться коммуникативная задача текста. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...