Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная коммуникация и правила речевого общения. Речевой этикет. Особенности делового этикета. Этикет делового телефонного разговора.




Современная коммуникация – можно рассматривать как коммуникативность (свойство текста такое) + Прямая/косвенная речевая тактика.

 

Коммуникативность формируется тремя составляющими:

4. Адресант = субъект речи = персонифицированность текста. Это основа текста, адресант может быть представлен эксплицитно и имплицитно (изложение от 1, 3 или 2 (добавит обобщенности) лица). Без адресанта текст невозможен.

5. Адресат = адресованность текста. Широкое понятие, зависящее от стиля, подстиля и жанра текста (отдельное лицо, группа лиц, неопределенное количество лиц). Влияет на характер передаваемой информации и на средство ее представления.

6. Информация = информативность текста. Связана с целями создания этого текста. Качество и объем зависят от адресанта и адресата, но при этом она сама влияет на средство ее передачи. Иногда информация и информативность считаются особыми свойствами текста и выделяются отдельно.

 

Правила речевого общения (постулаты Грайса)

Основное правило речение общения в принципе кооперации (сотрудничество): каждый из коммуникантов должен делать такой вклад в общение, который соответствует общей цели и направлению этого общения.

Принцип кооперации реализуется в свою очередь несколько постулатами:

1) Постулат количества:

а) высказывание не должно содержать меньше/больше информации, чем требуется для данного общения

2) Постулат качества:

а) не говори то, что считаешь нужным

б) не говори того, что чего у тебя не достаточных оснований

3) Постулат отношения: не отклоняйся от темы

4) Постулат способа:

а) избегай непонятных выражений

б) избегай неоднозначности

в) будь организован

г) будь краток

 

 

Несколько позже эти постулаты были дополнены принципом вежливости (Линч). Этот принцип реализуется несколькими правилами:

1) Правило такта: не затрагивай тем, потенциально неприятных для собеседника

2) Правило великодушия: не обременяй собеседника, т.е. не требуй с него клятв, обещаний и т.д.

3) Правило давления: не осуждай других

4) Правило скромности: не будь высокомерен. Отстраняй от себя похвалы («Спасибо, для меня очень важно ваше мнение»)

5) Правило согласия: всегда избегай конфликтов для достижения поставленной коммуникационной цели, если это не твоя цель

6) Правило симпатии: демонстрируй благожелательность, т.к. даже безучастный контекст создает определенные коммуникационные проблемы

 

Этикет

Этикет – свод правил, определяющих должное поведение человека в данном обществе.

Речевой этикет – принятая в данной культуре совокупность требований к форме и содержанию высказываний, порядку их следования с учетом особенностей ситуации.

Владение речевым этикетом позволяет чувствовать себя уверенно в любой ситуации, указывает не уровень развития и статистику человека, способствует приобретению доверия и уважения, кроме того, владение речевым этикетом людьми ленгваинтенсивных (те, кто непосредственно общаются с людьми) профессий имеет воспитательное значение, а также поддерживает общую положительную репутацию организации.

 

Формирование речевого этикета и его использование связано с:

1) Учетом особенностей партнеров (возраст, социальное положение, вероисповедание, положение в организации, уровень развития)

2) С учетом ситуации, в которой происходит общение (прием на работу/увольнение)

 

Речевой этикет имеет национальную специфику (ты/вы общение)

Основные группы формул речевого этикета:

А) речевые формулы, относящиеся к началу общения (формулы знакомства)

Б) к середине (как поддерживаем общение)

В) концу общения.

 

 

Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Практика публичного выступления. Образ ритора, имидж. Подготовка речи. Техника речи.

 

Риторика – наука, которая изучает приемы и этапы создания речи с учетом той цели, которую решает эта речь. Для того, чтобы выступать, нужна подготовка, особенно в том случае, когда опыт публичных выступлений невелик.

3 фазы публичного выступления:

1. Докуммуникативная. Предполагает а) инвенцию (изобретение, нахождение предмета речи), б) диспозицию (расположение) в) элофуцию (вербальная часть выступления, обеспечение словесной выразительности речи). Этих трех пунктов достаточно, если необходимо создать письменный текст. г) меморио (запоминание, заучивание текста наизусть). Для античной риторической традиции меморио был стандартом; речи не только учили, но и репетировали, при этом выступающим не всегда был автор текста. Для создания текста привлекались специалисты логографы(сейчас спичрайтеры).

2. Коммуникативная. Произнесение. Исторически почти актерское воспроизведение текста с активным использованием мимики, жестов, возможностей голоса. Сейчас наоборот, от речи требуют естественность, она должна имитировать спонтанность.

3. Посткоммуникативная. Отсутствует в классических риториках хотя является важной потому что предусматривает оценку выступления самим оратором или его оппонентом.

Инвенция – предполагает выбор темы. Формулируется словом, словосочетанием или небольшим предложением. При выборе учитывается её соответствие уровню знаний аудитории иди адресата, ситуативную уместность, готовность аудитории воспринимать эту тему от этого адресанта.

Считается, что непременное условие удачного выступления – выбор такой темы, которая будет интересна обеим сторонам. 3 группы интересов: основные(затрагивают главные вопросы, страхи, то есть вопросы жизни и смерти, здоровья, семьи, благосостояния), групповые(лучшие для выбора темы) и злободневные.

После определения темы устанавливается цель.

Цель – ожидаемый эффект воздействия на аудиторию. По цели выделяются 3 вида речей:

1. Информационная (сообщает новые сведения)

2. Агитационная (воодушевляет, убеждает и/или побуждает аудиторию к действию)

3. Развлекательная (обеспечивает комфортность коммуникации)

Отбор материала основывается на личном опыте и размышлении, на работе с литературой и на учете авторитетных мнений для выступающего и аудитории. При отборе следует учитывать, что он должен быть конкретным (принцип конкретности). После определения цели – план речи и определение характера аргументации.

Диспозиция реальности в композиции текста. Максимальная композиция состоит из 5 частей:

1. Установление контакта с аудиторией

2. Вступление

3. Основная часть

4. Заключение

5. Концовка

1 и 5 части можно опустить.

Элокуция – предполагает обработку конспекта в соответствии с требованиями, предъявленной к хорошей речи. Реализуя этот этап необходим учет принципа эмоциональности и принципа удовольствия.

Меморио – предполагает выбор из большого числа тактик: выучить текст наизусть, подготовить карточку, которая будет опорой при воспроизведении, подготовить список ключевых слов. После этой части речь рекомендуется репетировать – сначала перед зеркалом, потом перед приятным слушателем.

Недостатки звучащей речи

1. Неравномерное чередование гласных и согласных/глухих согласных: для русского языка считаются труднопроизносимыми внешние зияния ( У Тани и Оли), для русской артикуляционной базы стечение четырех согласных вызывает явные сложности (здравствуйте)

2. Явное предпочтение в речи отдано коротким словам (речь воспринимается как напряженная и агрессивная). Предпочтение, отданное слишком длинным словам, делает речь вялой, мало энергичной.

3. Насыщенность речи причастиями, возвратными глаголами и тд, то есть словами, содержащими шипящие и свистящие (для эстетики русского восприятия эти звуки кажутся неблагозвучными)

4. Возникновение непреднамеренной рифмы

Роды и виды красноречия

Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного предмета речи и специальной системой его разбора и оценки

Виды красноречия

1. Социально-политическое( выступление на социальную, политико-экономическую, социально-культурную темы, а также доклады на съездах, собраниях; дипломатические речи и тд)

2. Академическое(объединяет речи, способствующие формированию научного мировоззрения,аргументированность)

3. Судебное(выступления, нацеленные на эффективное воздействие на суд)

4. Духовное(произносят для прихожан и которая соединяется с церковным действием). Выделяют официальную речь, которая адресована служителям церкви или другим лицам

5. Социально-бытовое(юбилейная, застольная)

Личность оратора

При обеспечении эффективности воздействия на аудиторию чрезвычайную ценность имеет личность выступающего, о чем неоднократно писали еще в античные времена. В связи с этим, основные требования, предъявляемые к выступающему, стабильны

1. Профессионализм, то есть качественная разработка темы

2. Обаяние. Близко к понятию «харизма», то есть ощущаемое аудиторией воздействие умение быть похожим на аудиторию, при это сохранять собственную индивидуальность

3. Артистизм. Творческое воспроизведение речи, важно наличие манеры держаться, свойственной только данному оратору.

4. Уверенность. Выступающий должен продемонстрировать аудитории, что он имеет право на доминирование. Уверенность приходит с опытом

5. Дружелюбие. Агрессивное поведение оратора вызывает ответную агрессию

6. Искренность. Выступающий сам должен верить в то, оч ем он говорит

7. Объективность. Отсутствие преднамеренного изменения реального положения дел

8. Увлеченность

В зависимости от характера построения и воспроизведения речи, выделяю 2 типа ораторов: монархический и агональный

 

Предпосылки спора и его цель. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Теория аргументации: тезис, типичные ошибки в тезисе; основные виды аргументов, типичные ошибки в аргументах. Основные полемические приемы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

 

Спор – такое обсуждение проблемы, при котором каждая из сторон аргументирует свою позицию и опровергает позицию собеседника, чтобы отстоять свою точку зрения. Создатель – Аристотель, который разделил методы ведения спора на 3 группы:

1. Диалектика(с целью выяснения истины)

2. Эвристика (любой ценой доказать свою правоту)

3. Софистика (добиться победы в споре благодаря преднамеренному использованию ложных выводов)

Дискуссия – публичный спор с целью выяснения и сопоставления разных точек зрения для того, чтобы выяснить истину.

Полемика – спор, при котором имеет место конфронтация противоположных сторон. Если участники дискуссии стараются прийти к единому мнению, то цель полемики – одержать победу и отстоять собственную точку зрения.

Виды аргументов:

По характеру воздействия:

1. Логические = рациональные = «аргументы к делу». Установленные факты, документы, достоверные данные, заведомо истинные суждения

2. Иррациональные = психологические = «аргументы к человеку». Апелляция к чувствам, к страхам, к пользе, к здравому смыслу, к мнению авторитетных людей

По качеству:

1. Исчерпывающие – полностью обосновывают тезис

2. Главные – непосредственно связаны с тезисом, предъявляются при каждой возможности

3. Спорные – в зависимости от отстаиваемой позиции могут быть использованы как для подтверждения тезиса, так и для его опровержения

4. Производные – само нуждаются в доказательстве

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...