Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознание и язык. Самосознание.




Сознание тесно связяно с языком- наиб эфф спос передачи соц.инф. Яз участ в осущ почти всех высш. псих. функций. Для него характерны функции: 1) экспрессивная (с пом яз Ч выр мысли); 2) когнитивная (служит важнейш ср-вом позн); 3)коммуникативная (осущ общ мжд людм); 4) кумулятивная (накопл и сохр знаний).

Расширение потребностей человека в общении и познан→ естественного языка не хват, созд т.н. "искусственный" язык (яз формул и графиков, "машинный" яз). Т.о, труд и яз- мощные. соц. факторы, стимулирующие процесс развития сознания, вне соц. среды сознание не может норм функционировать.

Самосознание– отражен собственного «Я», это часть созн Ч. Формирование самосознания начин в раннем детстве с простейших актов самоощущения, само узнавания. Самосознание строится на основан Я-концепции, включ в себя несколько «образов Я»: «реальн Я», «динамич Я», «идеальн Я», «фантаст Я», «воспринимаем Я». thx сc обесп с-регуляц, с-контроль и с-восп личн.

Сознание — как общественное, так и индивидуальное — невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение субъект — объект не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения. Коммуникация играет гигантскую роль во взаимодействии личного и сверхличного, общественного сознания. Общественное сознание не существует наподобие платоновского царства чистой мысли и красоты. Оно не витает где-то совсем независимо от сознания отдельных людей.

       Между индивидуальным и общественным сознанием нет твердых границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся предметом ее убеждений, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. Каждый человек — дитя своей эпохи, своего народа. Однако общественное сознание приобщено к реально функционирующему сознанию индивида.

 

       Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в право, в нормы поведения. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

       Мы движемся вперед в своих действиях и познании лишь посредством сил, накопленных всей предшествующей историей. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт истории. Общественное сознание не существует вне личного. При этом оно избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Аналогичным образом поступает и индивидуальное сознание. Общественное сознание вместе с тем не количественная сумма индивидуальных сознании, а их качественно новая ипостась, это внутри себя и по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться также, как он считается с природными явлениями. Однако общественное сознание не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас одинаково противостоит ему, но каждый из нас по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры.

       Неразличение индивидуального и общественного сознания чревато для культуры такими опасными “заболеваниями”, как догматизм, волюнтаризм и антикультуризм. Догматик отказывается от своего личного взгляда в пользу, с его точки зрения, общепринятого. Волюнтарист игнорирует общественное сознание в пользу индивидуального.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...