Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика. Ее основные принципы, законы и категории.




Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

При рассмотрении внешнего мира философия не может обойти вопрос о его состоянии, о том изменяется ли он или глубинное его бытие остается неизменным. Сторонников первой точки зрения принято называть диалектиками, второй - метафизиками.

       Диалектика рассматривает вещи, явления внешнего мира, а также их умственные отражения во взаимной связи и непрерывном изменении - возникновении, противоречивом развитии и исчезновении.      Принципы, законы диалектики, указывают на то, как адекватно подойти к объектив. реальности, а при необходимости - преобразовать. В отличие от диалектики метафизика если и допускает изменения и развитие мира, то отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия. Она тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира, абсолютизирует устойчивость, повторяемость, самостоятельность объектов. Метафизичность не противоречит природе человеческого разума, обусловливает аналитическую способность мышления. Познание немыслимо без таких операций, как разъединение и расчленение целого на части. Нельзя изобразить движения, не прервав непрерывного.

Диалектическая традиция берет свое начало в античной философии. Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в оборот термин "диалектика" - искусство обнаружения истины в споре. Зенон Элейский поставил ряд диалектических проблем: противоречивость понятия движения и противоречивость отдельных форм бытия.

       В философской мысли древних идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом - "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно»

       Гераклит предпринял первые попытки представить некоторые важные элементы процесса развития: «единство», «борьба», «необходимость» и др. В постоянном изменении явлений Гераклит усматривал космическую необходимость - Логос. Единое включает в себя противоположности. Противоположности оказываются тождественными. Они посредством борьбы по необходимости переходят в свою противоположность.

       Но если Гераклит обращал главное внимание на выявление изменчивости природных процессов, то Сократ считал более важным познание человека, его внутреннего мира. Сократ обращался к диалектике как к искусству нахождения истины посредством диалога.

       Платон развивал идею тождества и противоречивости противоположных понятий: бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и уничтожения. Элементы диалектики у Платона были в обнаружении гибкости и подвижности понятий, в разработке логических приемов разделения (анализа), соединения (синтеза), дедукции и доказательства.

Диалектические взгляды на природный мир и мыслительную способность человека содержатся в философии Аристотеля.

       Философы античности заложили основания для дальнейших поисков причинных связей, изменений, развития природных, социальных процессов, мыслительной деятельности человека. Эти поиски были продолжены философами эпохи Возрождения, Нового времени. Однако господствующим методом познания и миропонимания на протяжении ХУ1-ХУШ вв. был механицизм.

       С прогрессом философии и науки односторонний механистический подход к познанию природных и общественных явлений все больше обнаруживал свою ограниченность. В естествознании и философии происходил «возврат» к идее диалектического понимания развития. Наиболее полно диалектическое понимание развития было выражено в философии Гегеля. Он представил весь природный и духовный мир в виде процесса, т.е. беспрерывном движении, изменении и преобразовании, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Основой объяснения всех явлений для Гегеля послужил принцип развития. Гегель высоко оценивал роль диалектики в развитии науки. Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога), созданная Гегелем диалектика получила идеалистический характер.

Новые исторические условия, связанные с революционными преобразованиями в ряде стран Европы в XIX в., а также выдающиеся открытия в области естествознания показали, что диалектика присуща не только духовной деятельности, но «господствует» в природе, что история человечества также подвержена постоянному диалектическому изменению. С именами К.Маркса и Ф.Энгельса связывается в философии становление материалистической диалектики, применение ее к природе, общественной жизни и познанию. Это способствовало формированию нового подхода к исследованию общества в единстве его материальных и духовных проявлений.

       Диалектика отныне предстает как учение о всеобщих связях, как «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Маркс К., Энгельс Ф)

Следует различать объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимается развитие, взаимосвязь самих вещей, диалектика, царящая в самой объективной действйтельности, независящая от сознания человека. Субъективная диалектика - отображение, мысленное воспроизведение диалектики, господствующей вокруг нас - в природе, в обществе.

Диалектика - не только теория, обосновывающая динамическую картину мира, а и метод, ориентирующий человека в познании истины. Если диалектика как теория содержит в себе пдин-ципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то в качестве метода она выступает в виде некоторой совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения явлений природы, общества, человеческого мышления. Этот способ построения и обоснования системы философского знания включает в себя постижение объективных закономерностей. Эти закономерности составляют объективную сторону метода. Субъективную сторону метода образуют возникшие на основе познанных объективных закономерностей приемы исследования и преобразования действительности.

Принципы диалектики.

       Под принципами диалектики следует понимать наиболее общие положения или основополагающие идеи, придающие философскому знанию организованность и целостное единство, системное взаимодействие составляющих ее элементов. Они не нуждаются в доказательстве, уходят своими корнями в многовековой опыт человеческого познания мира и являют собой своеобразный итог длительного развития науки и философии. Как и любые явления сознания, принципы вторичны, выражают в концентрированном виде мировоззренческое знание. Каждый из принципов выполняет вполне определенную функцию. 

1. Принцип универсального развития— это исходная идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной направленности, этот принцип говорит о том, что Д. Рассматривает мир во взаимосвязи и взаимообусловленности всего.

       Происходящие в мире изменения имеют разнонаправленный характер. Одни из них выражают переход от простого к сложному, другие - движение по нисходящей линии, третьи - повторение устоявшихся циклов движения. Распространенной является концепция, согласно которой развитие есть простое следование друг за другом событий без каких-либо качественных переходов, в этой концепции отвергается возникновение принципиально нового. Для иных философов развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых и научно необъяснимых событий, особенно применительно к обществу. Философы, придерживающиеся метафизической позиции, отрицают самодвижение материи, переносят источник ее развития вовне. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о понятиях «движение» и «развитие».

Движение - это любое взаимодействие, любое изменение независимо от его содержания и характера. Оно выступает как способ существования материи. Развитие - частный случай движения. Оно характеризуется преобразованием внутренней структуры объекта, функциональными изменениями. Чтобы убедиться в том, имеем ли мы дело с развитием или нет, важно установить природу и сущность совершающихся изменений. В частности, необходимо выяснить, происходит ли в данном случае переход структуры изменяемой системы на новый уровень организации. Диалектическое развитие включает в себя изменение качественного состояния явления. И происходит оно как следствие внутренних противоречий, как результат организации самодвижущейся материи.

       К развивающимся правильно относить те процессы, которые сопровождаются образованием качественно новых структур, отличающихся устойчивыми взаимодействиями и связями своих составных частей и элементов, их согласованным поведением. С другой стороны, диалектическое развитие нельзя понимать как простой линейный процесс.

2. Принцип всеобщей взаимной связизанимает ключевое место в материалистической диалектике, на его основе решается важнейшая задача – объяснение внутреннего и внешнего источника развития. Окружающий мир представляет собой неисчерп. совокупность разнообразных вещей и процессов. Каждый из них своеобразен и неповторим. Однако между элементами этого многообразия есть нечто общее, повторяющееся, обусловленное материальным единством мира.

       В реальной действительности имеется бесчисленное множество связей с самыми различными характеристиками. Особой формой связи является связь-отношение. Она выражает зависимость между явлениями, взаимообусловленность их существования и развития. По мере усложнения организации объектов усложняются и формы связей. Наиболее полно связь проявляется во взаимодействии. Отражая процессы воздействия различных объектов друг на друга, изменение состояния, взаимодействие выступает как фактор, посредством которого происходит объединение структурных элементов объекта в определенный тип целостности.

       Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные,при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу объектов. Есть связи прямые,когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие.

3. Принцип детерминизмаконкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований - “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”.

       Д. Пытается выявить различные хар-ры связей: случайные-необходимые, существенные-несущественные, единичные-всеобщие. Особый хар-р связи: закономерные связи (что есть закон?)

 

Законы диалектики.

В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Когда говорим о законах Д., надо вспомнить об основных вопросах Д.: об источнике развития, о механизме развития, о направленности, тенденциях и формах развития.

3 основных закона Д.:

1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития - все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, черное и белое, зима и лето, молодость и старость).

Единство и борьба противоположных начал, противоречие – внутренний источник движения и развития всего сущего. (Гегель)

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель - основоположник диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность – противоречие, борьба приводят к движению - существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 различные виды борьбы:

1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам

2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

 виды взаимодействия: содействие; союзничество; нейтралитет; мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер.

 Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние - «скачок».

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком.

3) закон отрицания отрицания, на основе которого можно объяснить направленность развития - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии - основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

 из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...