Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неокантианское направление в русской социологии: характерные черты, принципы подхода к изучению общества, главные представители




Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. Появление неокантианства связано с интенсивным развитием науки, трудностями философского истолкования новейших открытий. Обратив внимание на творческую сторону познавательного процесса, неокантианцы перефразировали кантианский вопрос : как возможно наука не о законах, а об индивидуальном. Ответ на него был сформулирован в виде главного методологического принципа : индивидуальное может стать доступным пониманию только через его отношение к ценностям.

Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии /46, с.46/:

1. Приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения).

2. Критика понятий и языка социологии.

3. Гносеологическое философствование.

4. Акцентирование внимания на проблемах культуры ценностном аспекте человеческого поведения.

 В области социальной философии свою задачу последователи Канта видели в том. чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе и прежде всего «исторического метода» исследования социальных явлений.

Эта цель с наибольшей полнотой была реализована в трудах немецких мыслителей Вильгельма Виндельбанда (1848—1915) и Генриха Риккерта (1863—1936). Они поставили и по-своему решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению. Так, Виндельбанд писал, что одни философские системы базируются на строго научной системе знаний; для них «высшим понятием служит понятие науки» [1]. Другие — на откровениях, в том числе божественных, — такова религиозная философия. Третьи — на интуиции. Во всех случаях философия опирается на определенные убеждения: научные, религиозные, моральные, эстетические и т.д. Она, по словам Виндельбанда, выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются все эти моменты, прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека.

Суть социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к цели», — писал Риккерт [2]. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе, их «методологическую противоположность», Виндельбанд писал: «Одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было» [1]. В первом случае имеет место «номотетическое мышление» — обобщающее, открывающее законы природы, во втором — «мышление идеографическое», индивидуализирующее, фиксирующее особенности исторических событий, их уникальность и неповторимость. «Историк, — считал Виндельбанд, — имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами». В этом смысле «задача, которую он должен выполнять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии» [2].

 

Неокантианство в России

 

В России неокантианство начиналось с разработки общих проблем логики и методологии Познани в трудах А.А. Введенского , Г.И. Челпанова и др. Отдельную его ветвь составили социологические теории, разрабатывавшиеся специалистами в области права – Б.А. Кистяковским, П.И. Новгородцевым, В.М. Хвостовым. Иногда неокантианство условно разбивают на три группы: 

— ортодоксальное ядро (СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ) — А. С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;

— концепция, близкая к философскому иррационализму (СУБЪЕКТИВНО-НОРМАТИВНАЯ) — П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов;

— вариант “индивидуального психологизма” (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕОКАНТИАНСТВА) — Л.И. Петражицкий и его последователи.

 

Б.А. Кистяковский

 

Б.Я. Кистяковский , один из наиболее ярких представителей школы классической русской либеральной философии естественного права, свою идею абсолютной ценности человеческой личности развивал путем обоснования тезиса о сущности права как средства обеспечения свободы человека. Его отличало широкое привлечение данных истории культуры, экономики и политики при рассмотрении социальной реальности. Главной идеей основополагающего труда Б.А. Кистяковского является автономность проявлений человеческого духа . Естественное право – свойство, прирожденное человеку. С точки зрения естественного права необходимо подвергать критике метафизику.

Методологическая критика позитивистских и марксистских подходов к изучению общества позволяет Б.А. Кистяковскому сформулировать три основные проблемы социального познания. Прежде всего, это проблема образования социально-научных понятий. Для начала должны быть критически проанализированы основополагающие социально-научные понятия, такие как общество, государство, право, хозяйство и т.п. Вторая основная проблема логики и методологии общественных наук заключается в вопросе о том, насколько применимо причинное объяснение к социальным явлениям, в установлении причинных соотношений, объясняющих возникновение и исчезновение тех или иных социальных явлений, в особенности же в выяснении принципиальной противоположности между установлением, с одной стороны, общих причинных соотношений, а с другой - раскрытием причинной связи в индивидуальных рядах событий. Наконец, третья социально-научная методологическая проблема заключается в определении значения норм в жизни общества, их роли в сознательном воздействии на людей и применения в познании категории долженствования.

По мнению Б.А. Кистяковского, тот кризис, который переживают социальные науки, должен быть разрешен на основе методологического и гносеологического плюрализма, который и может предоставить необходимые теоретические предпосылки в изучении социального бытия. Методологический плюрализм предполагает как использование различных методологических оснований для увеличения знания, так и отказ от универсальных концепций, т.к. то, что применимо в изучении одних социальных явлений, некорректно применять к другим.

Разработка принципов методологического плюрализма требует, по мнению Б.А. Кистяковского, обращения к категориям необходимости, справедливости и долже нствования

позиции Кистяковского по этому вопросу ее можно представить в следующем сжатом виде:

· как в мире природы, так и в социальном мире любое явление подлежит рассмотрению с точки зрения его закономерной обусловленности и случайности;

· применение причинного метода в социальных науках допустимо, но до определенных границ;

· поскольку в социальных науках допустимо применение метода естественных наук, то на основании этого следует именовать наукой то, что использует ее метод;

· социальный процесс как целое может быть научно объяснен только при помощи множества разнохарактерных причинных соотношений;

· в свою очередь, все эти разнообразные причины должны исследовать различные, а не какая-нибудь одна наука.

П.Н.Новгородцев

 

Критика метафизического подхода к действующему законодательству, обоснование плюрализма методов изучения проявлений человеческого духа, содержаться в работах другого крупного представителя этого течения П.Н. Новгородцева. Его главным трудом стала «Социальные науки и право» . П.Н. Новгородцев опирался на тезис сформулированный Кантом и Гегелем а их концепции права и государства : социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Это идея была положена им в основу его « системы нравственного идеализма». Одно из основных требований доктрины - разрыв с позитивизмом . Главная идея диссертации – самостоятельность нравственного начала. В праве заключено идеальное нравственное начало, нуждающееся в специальном философском анализе. 

Вопрос о долженствовании для Новгородцева составляет содержание главной нравственной проблемы и является первой степенным для правоведения, отрицающего позитивный метод. Решение нравственной проблемы недоступно позитивизму, ибо в решении вопроса об этическом долженствовании нельзя обойтись без априорных указаний нравственного сознания. Новгородцев выступал против засилья в социологии исторического подхода, который по его мнению, ведет к исчезновению личности, а объектом исследования становятся среда, деятельность масс. Социально ориентированных мыслителей он критиковал за необоснованное соединение этического и социального, т.е. за признание объективного характера изучаемого материала. Он считал необходимым наряду с социологией развивать индивидуально-психологическое, нормативно-этическое изучение естественного права

А.С. Лаппо-Данилевский

 

Цель гуманитарной науки по Лаппо-Данилевскому, - выяснить психическое содержание социальных и культурных фактов и построить на этом основании типологическую конструкцию. Он считает, что это двоякая задача не может быть решена адекватно с помощью только номотетических или только идиографических методов. Первый метод, по его мнению, совершенно очевидно игнорирует специфику общественных явлений, выступающих в своей предельной основе объективацией сознательного, психического взаимодействия индивидов друг с другом. Недостатком же идеографизма является невольное противопоставление субъективно-смысловой интерпретации объективному объяснению, опирающемуся на некие общенаучные принципы и категории, без которых невозможно абстрактное конструирование общественного процесса во всей сложности Снятие относительных аспектов виделось ему в синтезе их истинно позитивных моментов путем методологического осмысления их различия и границ. Применения Только решение этой проблемы, считает он, и дает впервые возможность сформулировать основы теоретической социологии : все предшествующие социологические школы не умели содержательно выявить специфический социальный фактор и принципы социологического познания.

 

В.М. Хвостов

В творчестве Хвостова получили освещение наиболее важные аспекты неокантиансткой трактовки предмета социологии: процесс общения между людьми, механизмы духовного развития личности (в этой связи – природа психической причинности), духовное общение и его виды, социальная структура общества, теория классов и групп. Предложенный Хвостовым метод социальной типологии интересен как попытка преодолеть противоположность номотетического (законополагающий) и идиографического(описывающий особое) подходов к разным объектам научного познания. 

Метод социальной типологии создает особые мыслительные конструкции, в логическом содержании «менее широкие », чем законы, и помещенные в структуре научного объяснения между описанием фактов и теорий. При этом, что «социальная типологии ещё не есть самая социология, а некая «промежуточная область между социологией как наукой о неизменных законах социальной жизни и историей как наукой об отдельных неповторяющихся событиях и состояниях исторической дейтвительности , порожденных сплетением социологическим факторам».

Вопрос о долженствовании для Новгородцева составляет содержание главной нравственной проблемы и является первой степенным для правоведения, отрицающего позитивный метод. Решение нравственной проблемы недоступно позитивизму, ибо в решении вопроса об этическом долженствовании нельзя обойтись без априорных указаний нравственного сознания. Новгородцев выступал против засилья в социологии исторического подхода, который по его мнению, ведет к исчезновению личности, а объектом исследования становятся среда, деятельность масс. Социально ориентированных мыслителей он критиковал за необоснованное соединение этического и социального, т.е. за признание объективного характера изучаемого материала. Он считал необходимым наряду с социологией развивать индивидуально-психологическое, нормативно-этическое изучение естественного права.

Л.И. Петражицкий 

Особое место в русском неокантианстве занимал Л.И. Петражицкий . Особенностями социологии Петражицкого считают

1. Последовательный упор на психологизацию норм и всего социального целого

2.  Известная близость к позитивизму.

 

Для успешного построения социальных или гуманитарно-психологических наук, полагал П. требуется 1) методологическая критика способов образования общих гуманитарных понятий, построение «сознательно научной социальной гносеологии», и 2) перестройка существующей психологической теории

«Все основные социологические понятия - хозяйство , общество , государство , культура , ценность и мн. Др., образованы далеко ненаучно , метафоричны многозначны. Их использование, поэтому приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям « систематическому нарушению правил логики».»

Выход ему видится в построении только таких понятий, которые будут являться элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов. Центральным наусным термином социологии Петражицкий считает «» социальное поведение » , «мотивы» Причем социологическое понятие мотив имеет нусный психологический синоним – «эмоции «, которые являются прототипом психической жизни вообще.

Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, он провозглашает предметом социологии понимание социального действия. Пэтому основной метод в области социальных явлений – интроспекция, в лучшем случае дополненный наблюдением «внешних проявлений психического переживания в поведении»

Течение неокантианства в России было явлением относительно кратким, но весьма значительным, если учесть круг проблем выдвинутых и получивших разработку в трудах его представителей. Кроме непосредственного вклада в развитие общественной мысли и философско-методологических основ научного познания следует учитывать симптоматичность возникновения данного течения в эпоху начавшегося кризиса европейской культуры и науки. Без этого трудно понять ту бурную реукцию, которая последовала за выступлениями сторонников Канта с новым прочтением его теории среди представителей классической социологии. Неокантианство в социологии стало одним из проявлений кризисного состояния науки об обществе в целом.

 

Значение неокантианства

 

Основанное на принципах строгой научности, неокантианское течение с трудом пробивало себе дорогу и в традиционном иррационально-религиозном русском философствовании, и, позже, в марксисткой философии, которая критиковала неокантианство, прежде всего в лице Каутского и Бернштейна, за попытки ревизии Маркса.

Тем не менее, влияние неокантианства усматривается в самом широком спектре теорий и учений. Так, в середине 90-х гг. XIX в. идеи неокантианства были восприняты С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, представителями «легального марксизма» – П.Б.Струве (1870–1944), М.И.Туган-Барановским (1865–1919) (однако русло дальнейшего развития взглядов этих мыслителей отошло от неокантианства). Идеи неокантианства были не чужды не только философам. В творчестве композитора А.Н.Скрябина, поэтов Бориса Пастернака и писателя Андрея Белого можно обнаружить неокантианские «мотивы».

Пришедшие на смену неокантианству новые философские, социологические и культурологические течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания и др. – не отбросили неокантианство, а в некоторой степени выросли на его почве, вобрав в себя важные идейные разработки неакантианцев. Об этом свидетельствует тот факт, что общепризнанные основоположники указанных течений (Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, Мангейм, М.Вебер, Зиммель и др.) прошли в молодые годы через школу неокантианства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...