Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из заключенных в скобки местоимений выберите подходящие по смыслу.




1)Дом-музей П.Е. Чайковского в Клину нетрудно найти: (всякий, каждый, любой) человек на станции укажет к нему дорогу.

2)«Этот человек знает дело», «Он в своем деле мастер» - издавна так говорят о людях, владеющих (каким-то, каким-нибудь, каким-либо) ремеслом лучше других.

3)Проникнуть в (сам, самый) характер документа, в способы и цели его написания необходимо, чтобы поверить ему, чтобы нащупать человека, время и место. (Тынянов)

4)Накатывающая волна антироссийских выступлений показывает, что (кому-то, кое-кому) понадобилось именно сейчас бросить тень на традиционно добрые отношения между Грузией и Россией.  

5)Томашевский сказал однажды, что почти (всякий, каждый, любой) абзац из (каждой, всякой, любой) статьи Тынянова можно развернуть в работу, которая по смелости и оригинальности займет достойное место в нашей литературной науке.

6)Левитан видел в осеннем унынии (какой-то, некий) оттенок величия, даже торжественности.

7)Книг много, выбирайте (каждую, всякую, любую) по своему вкусу.

8)(Сами, самые) недостатки комедий Фонвизина дороги для нас как факты тогдашней общественности. (Бел.) 

 

Задание 44

Прочитайте предложения. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении местоимений. Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.

 

1)Погода ветреная, которая обычно бывает в это время года.

2)Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в начале месяца.

3)Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38сантиметров выше его роста.

4)Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.

5)В лирике Некрасова большая часть стихотворений посвящена крестьянскому труду и их суровой жизни.

6)Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне жизнь.

7)Главный инженер приказал секретарю вызвать к себе сотрудников конструкторского бюро.   

8)Когда в институт приходит новое пополнение, они показывают разный уровень подготовки.

9)В стране насчитывается 54 льнозавода, обеспечивающих работой тысячи людей. Беда в том, что столько их сегодня не нужно.

10)Я заинтересован в хороших результатах не меньше него и на уступки не пойду.

 

Формы глагола

Задание 45

Образуйте форму 1-го лица единственного числа, если необходимо, используйте описательные конструкции со словами буду, должен, могу, надеюсь, попытаюсь, обязан, стремлюсь, в состоянии, сумею, хочу и т.д. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н.Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

Галдеть, дерзить, дудеть, зудить, очутиться, ощутить, победить, преградить, пылесосить, убедить.

Задание 46

Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа настоящего времени.

I. Блистать, брызгать, выздороветь, колыхать, махать, мяукать, опостылеть, рыскать, тыкать, хныкать, чтить.

II. Белеть, двигать, капать, кликать, кудахтать, метать, мучить, полоскать, страдать, сыпать, чихать.

§ Объясните, почему от некоторых глаголов можно образовать две формы одного и того же лица; укажите стилистические и смысловые различия между ними.

 

Задание 47

От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа настоящего времени.

 

1. Махать, колыхать, клокотать, кликать, плескать, полоскать, хлестать, сыпать, щипать, трепать, дремать.

2. (Метать) петли, (метать) громы и молнии, (метать) икру, (метать) копье, (метаться) как угорелый, фонтан (брызгать), грязь (брызгать) из-под копыт, (двигать) стол к окну, вами (двигать) чувство сострадания, (двигать) руками, поезд (двигаться) с места, поезд медленно (двигаться), дело не (двигаться) с места, Земля (двигаться) вокруг Солнца.

 

Задание 48

Какое значение имеют формы лица глаголов в следующих пословицах: 1)определенно-личное, 2)обобщенно-личное, 3)неопределенно-личное?

1)Правды не перехитришь. 2)Языком убивают, как ножом, только без крови. 3)Пожар снегом не погасишь. 4)Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. 5)Не по словам судят, а по делам. 6)Потерянного времени не воротишь. 7)Что было, то видим, что будет, то увидим. 8)Где строишь, тут и роешь. 9)Пашню пашут – руками не машут. 10)Чье кушаю, того и слушаю. 11)По одежке протягивают ножки. 12)Ленивого не дошлешься, сонливого не добудишься. 13)Что имеем, не храним, потерявши – плачем.   

 

Задание 49

Подберите к глаголам видовые пары. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Заморозить, затронуть, захлопнуть, облагородить, обусловить, оспорить, приурочить, сосредоточить, узаконить, усвоить.

 

Задание 50

Образуйте формы мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени.

Поблёкнуть, увязнуть, опровергнуть, мёрзнуть, сохнуть, вянуть.

Задание 51

В следующих парах глаголов 2-й вариант является 1)равноправным, 2)разговорным, 3)просторечным. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.

1. Модернизировать – модернизовать

2. Гас – гаснул

3. Поезжай – езжай

4. Выздоровею – выздоровлю

5. Поднимать – подымать

6. Постичь – постигнуть

7. Свистеть – свистать

8. Постучал – постучался

9. Сох – сохнул

10. Мучить – мучать

11. Цвести – цвесть

12. Прочитать – прочесть

13. Выброси – выбрось

14. Мерз – мерзнул

15. Синеет – синеется 

16. Кружил – кружился

17. Прибег – прибегнул

18. Видеть – видать

19. Пойди – поди

20. Колеблет – колебает 

21. Обессилею – обессилю

22. Стабилизировать – стабилизовать

23. Слышать – слыхать

24. Играл – игрался

 

Задание 52

Выберите форму глагола. Дайте стилистическую характеристику вариантов.

 

1)Согласно зеноновской концепции пространства, заяц никогда не сможет (настигнуть, настичь) черепаху. 2)Луна (обуславливает, обусловливает) морские приливы и отливы. 3)Дикие животные (приспосабливаются, приспособляются) к условиям окружающей среды гораздо лучше, чем домашние. 4)Укрепления, которые (воздвиг, воздвигнул) в Крыму Потемкин, до сих пор напоминают о русских победах на Черном море. 5)На этой фабрике лен только (трепают, треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск. 6)Эта частица (двигается, движется) со скоростью света. 7)(Выброси, выбрось) эти мысли из головы!

                                                           

Задание 53

Дайте стилистическую характеристику следующих причастий:

 

блистающий – блестящий – блещущий; внимающий – внемлющий; двигающийся – движущийся; капающий – каплющий; кликающий - кличущий; махающий – машущий; страдающий – страждущий; сыплющийся – сыпящийся. 

 

Задание 54  

От данных глаголов, если можно, образуйте действительные причастия прошедшего времени. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Забрести, вести, прясть, вычесть, изобрести, расторгнуть, сесть, украсть, пасть, опровергнуть, счесться, сплести, озябнуть, зябнуть.

 

Задание 55

Укажите устаревшие и народнопоэтические формы причастий.

 

1)А мы побежим в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упадшими желтыми листьями, и разговаривать. (Л.Т.) 2)Жил он в большом, каменном, довольно неряшливо содержанном доме. (Т.) 3)В девках сижено – плакано; замуж хожено – выто. (Посл.) 4)Внес вчера наколонные дрова и затопил, и стал еще колоть. (Л.Т.) 5)Нет ума роженого, не дашь и ученого. (Посл.) 6)На ногах что-то похожее на ботинки – одна ботинка вся распорона. (Л.Т.)

 

Задание 56

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида. Объясните, почему от некоторых глаголов нельзя образовать деепричастия. 

 

Быть, сознавать, резать, расставаться, ждать, дуть, держать, шептать, тянуть, хохотать, писать, беречь, мчаться.

 

Задание 57

От данных глаголов образуйте возможные деепричастия совершенного вида. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Начать, отнять, вывести, отречься, запереться (на ключ), поднять, окрепнуть, встретить, обрести, услышать, наткнуться, привлечь.

 

Задание 58

Образуйте деепричастия от глаголов в скобках.

1)(Быть) в гостях, не следует забывать о правилах хорошего тона и уходить не (проститься). 2)Иногда не находишь дорогу, (заблудиться), как говорят, в трех соснах. 3)(Спасти) свою репутацию один раз, вы уже не забудете о ней никогда. 4)(Вынести) сор из избы, поздно думать о последствиях. 5)(Запастись) терпением, вы много можете сделать. 6)(Явиться) без предупреждения, вы рискуете застать хозяев врасплох.  

 

Задание 59










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...