Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какое из двух окончаний родительного падежа единственного числа предпочтительнее употребить в данных словосочетаниях: -а(-я) или -у(-ю)?




ЧАСТЬ 2

МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Санкт-Петербург

2006

Рецензент:

Ст. преподаватель кафедры русского языка

М.Ю. Силикова

 

 

Русский язык и культура речи. Часть2. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Орфография: учебное пособие/ сост. А.И. Чуб. -СПб.: СПГУВК, 2006. - 92 с.

Издание представляет собой вторую часть комплексного курса по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей. Цель пособия – помочь в овладении нормами современного русского языка, совершенствовании языковой культуры в целом.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей очной формы обучения и преподавателей.

© Санкт-Петербургский государственный

Университет водных коммуникаций, 2006

МОРФОЛОГИЯ

 

Задание 1

Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

 

1)В десятикратном размере

2)В-десятых

3)Десятиградусный

4)Десятитысячный покупатель

5)Десятиугольник

6)Десятичные дроби

7)Десятка

8)Десять

9)Десятью два

10)Капитал удесятерился

11)Нас десятеро

12)Однадесятая

13)Прийти вдесятером

14)Сложить вдесятеро

15)Третий десяток

16)Удесятерённые инстинктом самосохранения силы

17)Это дело десятое

 

Имя существительное

 

Задание 2

Запишите существительные в следующем порядке: а)существительные мужского рода, б)существительные женского рода.

 

Сель, тополь, толь, ваниль, моль (насекомое), тюль, вуаль, аэрозоль, пемоксоль, омуль, нечисть, бутыль, озимь, лань, лебедь, трюфель, пастель, купель, газель, кладезь, вензель, шампунь, мозоль. 

Задание 3

Употребите словосочетания в форме единственного числа. За справками обращайтесь к словарю: Словарь трудностей русского языка. –Ростов н/Д: Феникс, 2004. –336с.


1)Авторские коррективы - ……

2)Белоснежные манжеты - ……

3)Болезненные заусеницы - ……

4)Войлочные тапки - ……

5)Деревянные ставни - ……

6)Дешевые плацкарты - ……

7)Домашние тапочки - ……

8)Короткие щупальца - ……

9)Лакированные туфли - ……

10)Новые ботфорты - ……

11)Новые расценки - ……

12)Огромные скирды - ……

13)Проржавевшие рельсы - ……

14)Пышные бакенбарды - ……

15)Старинные банкноты - ……




Задание 4

Определите род аббревиатур. За справками обращайтесь к словарю: Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка/ Д.И.Алексеев, И.Г.Гозман, Г.В. Сахаров. –М.: Русск.яз., 1984. –488с.

 

ЦСУ, загс, ВВЦ, БСЭ, ФСБ, БАМ, МЧС, АО, МИД, СМУ, МВД, ЭВМ, ЦСКА, вуз, УВД, сельпо, КПРФ, ТЮЗ, гороно, РСУ, РОЭ, АСУ, ПТУ, ООН.

Задание 5

Определите род аббревиатур, заполните пропуски в формах сказуемого.

1) СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами и газетами. 2) НАСА заказал… России космический модуль «Заря». 3) В понедельник Минобороны России по просьбе Казахстана был… вынужден… приостановить запуски ракет с полигона Ашулук. 4) ФРГ заявил… о своей особой позиции по данному вопросу. 5) ПАСЕ проголосовал… за приостановление членства России в этой организации. 6) ФСБ запретил… публикацию секретного доклада. 7) МАГАТЭ предложил… провести инспекцию на некоторых атомных станциях. 8)Благодаря высокому кредитному рейтингу ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» получил… доступ на международные рынки. 9) ОПЕК принял… решение, неблагоприятное для наших экспортеров нефти. 10) Би-би-си выступил… с критикой внешней политики Великобритании.   

Задание 6

Используя схему, определите род следующих существительных .

 

 


1)Государство-участник, шкаф-купе, женщина-режиссер, рок-группа, музей-усадьба, вечер-встреча, Интернет-служба, казино-клуб, фирма-производитель, штаб-квартира, кафе-кондитерская, опера-балет, театр-студия, ясли-сад, кают-компания, предсказательница-астролог.

2)Вектор-функция, гамма-излучение, косинус-преобразование, программа-консультант, сегмент-смещение, блок-схема, примесь-дефект, эхо-процессор, бета-терапия, статья-обзор.


Задание 7

Объясните значение следующих слов. Укажите несклоняемые существительные а)мужского рода, б)женского рода, в)среднего рода, г)двуродовые.

 

Жюри, сирокко, колибри, кольраби, визави, Тбилиси, Чикаго, либретто, регби, зебу, суфле, фрау, Миссури, эмбарго, инкогнито, Капри, кофе, какао, бра, Чили, конферансье, авеню, пани, коммюнике, кутюрье, сулугуни, маэстро, «Юманите», па, иваси, цунами, киви, протеже, Перу, Килиманджаро, «Фигаро», суахили, виски.

Задание 8

Охарактеризуйте приведенные ниже существительные с точки зрения их происхождения, при необходимости объясните значение слов. Определите род существительных. За справками обращайтесь к словарю: Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/ Л.М. Баш, А.В.Боброва, Г.Л. Вечеслова и др. –М.: Цитадель, 2001. –928с.

Гран-при, идея-фикс, статус-кво, форс-мажор, ноу-хау, карт-бланш, масс-медиа, перпетуум-мобиле, альма-матер.

 

Задание 9

К существительным мужского рода подберите, если можно, парное существительное женского рода, к существительным женского рода – существительное мужского рода, определите их стилевую принадлежность.


1)Балерина - ……

2)Губернатор - ……

3)Доцент - ……

4)Доярка - ……

5)Индианка - ……

6)Кассир - ……

7)Китаец - ……

8)Кондуктор - ……

9)Кореец - ……

10)Корреспондент - ……

11)Лаборант - ……

12)Летчик - ……

13)Мастер - ……

14)Маникюрша - ……

15)Медсестра - ……

16)Портной - ……

17)Преподаватель - ……

18)Продавец - ……

19)Профессор - ……

20)Секретарь - ……

21)Сторож - ……

22)Студент - ……

23)Сиделка - ……

24)Чиновник - ……


 

§ В каких случаях для обозначения мужского рода используются описательные выражения?



Задание 10

Образуйте форму множественного числа указанных существительных. Поставьте ударение. За справками обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Шум, герб, бант, торт, крем, борт, дно, гром, госпиталь, конструктор, инженер, катер, договор, бухгалтер, паспорт, профессор, сыр, фронт, купол, лектор, трактор, ректор, директор, доктор, парус, редуктор, шофер, повар, корректор, зуб, шило, брелок, корень.

 

Задание 11

Прочитайте вещественные и отвлеченные существительные. Распределите существительные на две группы: 1)обычно употребляющиеся в единственном числе, но имеющие и множественное число; 2)употребляющиеся только в единственном числе.

 

Сметана, договоренность, инициатива, красота, смех, синева, золото, успеваемость, жизнь, шум, грязь, молоко, уха, снег, лапша, вода, масло, белизна, слепота, кислород, сыр, песок, любовь, радость.

 

§ Определите лексическое значение существительных в единственном и множественном числе.

Задание 12

Чем отличаются слова каждой пары: а)оттенком значения, б)стилистической окраской? За справками обращайтесь к словарю: Словарь трудностей русского языка. –Ростов н/Д: Феникс, 2004. –336с.

 

1)лагери – лагеря

2)листы – листья

3)токи – тока

4)договоры – договора

5)крендели – кренделя

6)ордены – ордена

7)камни – каменья

8)образы – образа

9)пропуски – пропуска

10)сыны – сыновья

11)учители – учителя

12)цехи – цеха

13)инспекторы – инспектора

14)тоны – тона

15)тормозы – тормоза

 

Задание 13

Запишите существительные в родительном падеже множественного числа. За справками обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Каникулы, килограммы, люди, обои, дела, солдаты, апельсины, армяне, кегли, дровни, читальни, узбеки, татары, простыни, басни, носки, юноши, связи, вишни, лохмотья, платья, ружья, кружева, свечи, плечи, башни, чулки, ставни.

 

Задание 14

Какое из двух окончаний родительного падежа единственного числа предпочтительнее употребить в данных словосочетаниях: -а(-я) или -у(-ю)?

 

1)Они не знали страх…

2)Натерпелся страх…

3)Уходил от серьезного разговор…

4)Не хватало свет…

5)Не подавали вид…

6)С глаз… на глаз.

7)Ни шаг… назад.

8)История народ…

9)Ей не до смех…

10)Не слышно визг…

11)Отказался от спор…

12)Без род… без племени.

13)Что есть дух…

14)С час… на час.

15)Сколько визг…

16)Добивался яркого блеск…

17)Химический состав вазелин… 

 

Задание 15










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...