Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Допишите окончание предложного падежа единственного числа: -е или –у(-ю)?




 

1)Рассказали о школьном бал…

2)Говорили о ботаническом сад…

3)Гуляли в городском сад…

4)Пряники на мед…

5)Обнаружили в ход… переговоров.

6)Переговаривались на ход…

7)Вспоминали о прошедшем год…

8)Говорили о домашнем быт…

9)Встретились в прошлом год…

10)Яблони были в цвет…

11)Солдаты погибли в том бо…

12)Подошва на кле…

13)Песня о родном кра…

14)Сидеть в третьем ряд…

15)В ряд… случаев.

16)Быть на хорошем счет…

 

Задание 16

Определите, склоняются или не склоняются приведенные в скобках собственные имена, и поставьте их в нужном падеже.

 

1)Сонеты (Петрарка)

2)Игра с (Капабланка)

3)Присутствовали на семинаре (Черных)

4)Лекции профессора (Дурново)

5)Заметки (Елена Рерих)

6)Повести (Иван Франко)

7)Трактат (Авиценна)

8)Опера (Майборода) «Арсенал»

9)Говорили об (Адам Мицкевич)

10)Музыку сочинили братья (Покрасс)

11)Приветствовали сестер (Пресс)

12)Стихи (Пабло Неруда)

13)Оркестр под управлением (Клавдий Птица)

14)Визит к супругам (Петерсон)

15)Встретились с (Станислав Жук)

16)Приглашение послали студентке (Рекемчук)

17)Песни в исполнении (Эдит Пиаф)

18)Написали (Николай и Мария Коган)

19)Картины (Рерих). 

 

Задание 17

Определите, склоняются или не склоняются приведенные в скобках названия населенных пунктов, и поставьте их в нужном падеже.

 

1)Этим летом мы гостили сначала в (Яковлево), а затем в (Путятино), в следующем году будем отдыхать на даче под (Камышин). 2)Курортная зона вокруг (Сочи), включающая несколько городков и поселков, так и называется – Большие Сочи. 3)Телевизионный фильм Г.Панфилова «В круге первом» посвящен событиям 1948-1949гг., происшедшим в спецтюрьме (Марфино) под Москвой. 4)В конференции, посвященной проблемам урбоэкологии, которая состоялась в этом году в (Ростов-на-Дону), участвовали делегации из многих городов СНГ, Западной Европы и Америки. С докладами выступили представители общественных и научных организации из (Санкт-Петербург, Кривой Рог, Гусь-Хрустальный, Петропавловск-Камчатский, Алма-Ата, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Франкфурт-на-Майне и др.). 5)Авторы книги очерков «Мир русской усадьбы» знакомят читателей с (Перемухино, Измайлово, Знаменское-Губайлово, Марьино, Вороново, Степановское-Волосово, Локоть-Брасово), история которых связана с именами таких известных деятелей России, как Ю.Ф.Самарин, М.А. Бакунин, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов и др. 6)Один выстрел в (Сараево) подтолкнул человечество к Первой мировой войне.

 

Задание 18

Определите способ образования следующих существительных: а)сложение, б)суффиксальный, в)приставочный, г)приставочно-суффиксальный, д)бессуффиксный.


1)бесстрашие

2)главврач

3)глубь


Город-герой

5)демонтаж

6)затылок

7)инструктаж

8)контратака

9)материализм

10)объявление

11)плач

12)подснежник

13)пулемет

14)реорганизация


 


Задание 19

Прочитайте предложения, объясните характер ошибок. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

 

1)В пяти километрах от станции Батыево находится всемирно известный усадьба-музей выдающегося русского писателя И.С. Тургенева. 2)Из кости рога люди стали вырезать шила, иглы и гарпуны. 3)Умственная деятельность увеличивает объемы мозга. 4)НАТО был создан по инициативе США в 1949 году. 5)Поздний барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 6)Бухгалтера предприятий собрались вместе, чтобы обсудить трудности, встречающиеся в их работе. 7)В 1913году в России насчитывалось 19 ясель (550 детей). 8)Из сумчатых млекопитающих наиболее известно исполинское кенгуру. 9)Этногенез башкиров чрезвычайно сложен. 10)Духовно-рыцарские ордена возникли в XI-XII веках в связи с крестовыми походами.

 

Имя прилагательное

 

Задание 20

Распределите прилагательные в три столбика: а)качественные, б)относительные, в)притяжательные. 1)Большая луна

2)Рыбачьи лодки

3)Ненужные вещи

4)Невская вода

5)Скульптурные украшения

6)Пеликаний клюв

7)Толстовский роман

8)Мраморный столик

9)Шекспировы сонеты

10)Неопытный человек

11)Тяжелая ноша

12)Картинная галерея

13)Лисья шуба

14)Картинная поза

Задание 21

Образуйте все возможные формы степеней сравнения указанных прилагательных и заполните таблицу. В случае затруднения обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

Сладкий, плохой, синий, деловой.

 

Форма степеней сравнения

Стиль речи

Книжный общеупотребительный разговорный
       
       

 

Задание 22

Образование форм степеней сравнения от следующих прилагательных а)возможно, б)невозможно.


1)приветливый

2)ранний

3)холостой

4)грозный

5)кустарный

6)голодный

7)мягкий

8)пегий

9)женатый

10)узковатый

11)детский

12)желтый

13)грубый

14)мертвый

15)глубокий

16)босой


 



Задание 23

Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени.

 

1)Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера. 2)Голос его от волнения становился все (звонкий). 3)Такой исход операции казался ему еще (возможный), чем две недели назад. 4)Нет положения (двусмысленный), чем оказаться в купе поезда с чужим человеком. 5)Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви. 6)По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомый). 7)Пожалуйста, будьте в этом выступлении (краткий), чем в предыдущем. 8)Во всем поселке не было сада запущенней и (дикий). 9)В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем планировал.    

 

Задание 24

Замена полных форм прилагательных краткими формами в следующих словосочетаниях а)возможна, б)невозможна.


1)Деловой человек

2)Низкий стол

3)Глубокая яма

4)Суровый взгляд

5)Глухой согласный

6)Белый офицер

7)Коричневый шарф

8)Черный ход

9)Яркий свет

10)Горькая ягода

11)Сладкий чай

12)Развеселая песня

13)Тупой угол

14)Быстрый поток

15)Голубой бант

16)Грустное лицо

17)Дружеские отношения

18)Скорый поезд




Задание 25

Поставьте прилагательные в краткую форму. Сделайте морфологический разбор выделенных прилагательных.

 

1)Наш мир (двойственный), и нельзя во всем видеть только черное или только белое. 2)Твой сегодняшний упрек абсолютно (беспочвенный). 3)Смысл религиозных текстов (сокровенный), а потому их публичное толкование – профанация. 4)Такой сюжетный поворот несколько (искусственный). 5)Наполеон на портрете художника Давида (величественный) и (воинственный). 6)Мир искусства не (тождественный) реальному миру.

 

Задание 26

Прочитайте примеры и укажите такие краткие формы прилагательных, которые в настоящее время устарели. За справками обращайтесь к словарю: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А. Еськова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

 

1)Я понял, что дом, где обитаете вы, священ.(А.С. Пушкин)

2)Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии.(Л.Н. Толстой)

3)Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор. (Ю.Н. Тынянов)

4)И вечер явно не про нас таинственен и черномаз. (Б. Пастернак)

5)День был ярок и, пожалуй, немного ветренен. (П.А. Павленко)

6)Дом как бы спит, но я знаю – внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен. (Э.Г. Казакевич)

7)Подъем медленен и труден. (А.Н. Толстой)

Задание 27

Выберите один из данных в скобках вариантов, обращая внимание на стилистическую характеристику прилагательных.

 

1)Татьяна Петровна, Вы (такая красивая, такие красивые)!

2)Почему Вы, Николай, (так одинок, так одиноки)?

3)Неужели Вы, Илья, не (рад, рады)?

4)Вы, Ольга, (гордая, гордые)!

 

Задание 28    

Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1.Мой брат очень …… /а)талантлив и способный, б)талантливый и способный, в)талантлив и способен/.

2.Кто из вас …… /а)виноватый, б)виноват/, кто…… /в)правый, г)прав/, - разберемся беспристрастно.

3.Необходимо завершить работу в самое …… /а)близкое, б)ближайшее/время и в …… /в)кратчайшие, г)наикратчайшие/сроки.

4.Этот перевал наиболее …… /а)опасный, б)опасен, в)опаснейший/ для перехода в зимнее время.

5.В Никитском ботаническом саду растут …… /а)редчайшие, б)наиредчайшие, в)самые редкие/ породы деревьев.

6.Эта женщина всегда …… /а)милая, б)мила/ и ……/в)очаровательная, г)очаровательна/.

 

Задание 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...