Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лексика как система. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике.
Лексика как система: 1)возможность последовательно описать словарный состав языка 2)возможность распределить лексику по семантическим полям 3)иерархия - гиперо-гипонимические отношения 4)парадигматические отношения - синонимия, антонимия, 5)синтагматические отношения - закономерность употребления лексики в 6)возможность свести к ограниченному количеству глубинных смыслов - Особенности: 1)Очень большое количество объектов (более 120 000 слов) 2)тесная связь с экстралингвистическими факторами 3)открытая система (в отличие от грамматической) 4)тесные связи с контекстом 5_подвижность лексических единиц. Синтагматические отношения в лексике. В процессе общения мы выбираем определенную лексику и связываем ее в речи с другими словами. Это возможно потому, что каждая единица входит в линейные -синтагматические(позиция в тексте) и нелинейные - парадигматические(оппозиция другим словам) отношения. Определить место языковой единицы в лексической системе - значит описать ее синтагматические и парадигматические свойства. Позиция- положение ЛЕ в тексте по отношению к другим семантически однородным словам. В каждой позиции реализуется одно из ЛСВ. 1.Совместимая позиция- (диффузность по Шмелеву) если в них реализуется Парадигматические свойства лексической единицы раскрывает оппозиция-противопоставление другим семантически однородным единицам. Оппозиция и смысловое содержание ЛСВ не даны непосредственно и изначально - они получаются в результате анализа употребления слов в тексте, поэтому парадигматические отношения целесообразно рассматривать в соотнесении с синтагматикой - характером дистрибуции в тексте. Фонетика как раздел языкознания. Основные единицы фонетического уровня языка. Орфоэпические нормы русского языка. Редукция гласных. Ассимиляция согласных в потоке речи. Оглушение согласных. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Термин «фонетика» восходит к греческому phone — звук. Фонетикаизучает звуки речи, способы их образования, сочетаемость, закономерные изменения их в речевом потоке, а также ударение и интонацию. Основным объектом изучения фонетики являются звуки речи — минимальные единицы речевого потока. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слов, их значимых частей — приставок, суффиксов, окончаний. Буква - это графический знак, служащий для обозначения на письме звука речи. Звуки отличаются высотой тона, силой, долготой и тембром. Для лингвистов важны такие звуки, которые вносят различия между словами (сад-суд - разные слова). Различия между звуками, которые не обусловлены индивидуальными особенностями или позицией звука в слове, а связанные с изменениями значения назыв. функциональными различиями. Ряд звуков, различающихся индивидуально или позиционно, тождественно называют звукотипом.Звуки, которые включаются в один звукотип являются акустически подобными (мат-мят, мать-мять). Звуки могут резко различаться. С подобным функциональным аспектом связано понятие фонема. Фонема- наименьшая функ-ая единица языка, которая служит для различения звуковых оболочек слов и формы. Фонемы абстрактные понятия, реализуются в звуках. Кол-во фонем определяется количеством звукотипов. Фонему определяют по сильной позиции (по ударению). Звуки речи делятся на 2 большие группы: гласные звуки и согласные звуки. Орфоэпия- это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи. Это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпическая норма - это единственный или предпочтительный вариант среди прочих существующих. Облегчает процесс восприятия. Нормы: 1)Ударные гласные звуки имеют наиболее отчетливое звучание; 2)В безударном положении наблюдается редукция гласных звуков, т.е. в большей или меньшей степени сокращается длительность их звучания и ослабление в безударном положении; 3)Взрывной «г» на конце слов оглушается; предлог, стог, остригся, стерегшийся. Исключение: Бо[х]. Однако в сочетаниях гк, гч на месте [г] звучит [х]: Л(я[х]к;ий, ле[х.]кий, обле[х.}читъ. Только тя[к]чайший произносится со звуком [к]. 4)3вонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются; 5) совпадение [о] и [а] в безударном положении после твердых согласных в звуке, близком 6) произносить [э] с предшествующим мягким согласным в следующих словах:атлет, 7) Согласные [в], [в'], оглушаясь, произносятся соответственно как [ф], [ф1]: ро[ф], ло[ф], 8) Сочетания жж и зж внутри корня произносятся как [ж'] или [ж]: жженый, дрожжи, 9) Губные звуки, обозначаемые на письме сочетаниями бъ, пь, мь, вь, фъ, произносятся в конце слова мягко: голубь, сыпь Многозначность и омонимия. Значение слова - отражение в слове того или иного явления действительности. Слово может обладать одним или несколькими лексическими значениями. В зависимости от этого слова делятся на однозначные и многозначные. В языке существует немало слов, которые имеют одно значение (ель, сыроежка, скальпель). Обычно это термины (скальпель, тире, нейтрон), некоторые разговорные слова с конкретным значением (тесть, попрыгунья) или экспрессивно окрашенные слова (трусливый, большущий, высокопарный и др.). Но большинство составляют полисемантичные (многозначные) слова. Новые значения возникают в результате переноса. Существует 2 вида переноса: метафора и метонимия. Метафора - переход по сходству: - форма (кольцо на руке, трамвайное кольцо) - местоположение (голова человека, голова поезда) - с неживой на живую природу, неодушевленных признаков на неживое Многозначность - регулярное, позитивное явление. В отличие от многозначности омонимия случайна, нерегулярна. Омонимы- это 2 и более слов, которые произносятся и пишутся одинаково, но и имеют разные значения. Омонимия- это звуковое совпадение двух или нескольких лексических единиц или грамматических форм, (ключ от двери, родник-ключ). Явление распространено среди разных частей речи (среди сущ.). Иногда омонимия может быть результатом полисемии, когда утрачиваются родственные отношения между значениями слов (коса - волосы, коса - инструмент, коса - песчаная). Условно выделяют отдельные типы омонимов: 1 )лексические омонимы - слова с различными значениями, но одинаковым звучанием и написанием во всех соотносительных формах; 2)морфологические омонимы (омоформы) - совпадающие по звучанию формы различных слов, обладающие разными лексическими и грамматическими значениями (три его – три минуты); 3)фонетические омонимы (омофоны) - слова и формы слов с различными значениями, имеющие одинаковое звучание, но разное буквенное обозначение на письме (везти -вести, луг - лук); 4)графические омонимы (омографы) - слова и формы с различными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударения (Атлас - атЛас) Пути возникновения омонимов различны. Они могут возникать в результате совпадения заимствования и русского слова (лук (оружие) - лук (растение - нем.), фокус (оптика - лат.) - фокус (трюк - ем.)), в результате фонетического изменения (есть (кушать) – есть (имеется)). Омонимы используются в стилистических целях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 461. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |