Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 5. Понятие фонемы и аллофона.




Билет 2. Артикуляторная характеристика согласных.

1.По соотношению шума и тона;
Согласные, в которых присутствует только шум, - глухие согласные.
Согласные, в которых присутствуют и шум и тон, но шум преобладает над тоном, называют звонкими шумнымисогласными.
Сонорные согласные (согласные, в которых тон преобладает над шумом): «л», «м», «р», «н» и их мягкие варианты и «й».
2.По месту образования;
Губные согласные (губно-гбуные: «б», «п», «м» и они же мягкие; зубно-зубные: «в», «ф» и они же мягкие) и язычные (заднеязычне: «к», «г», «х» и их мягкие пары; среднеязычные: «й»; с помощью кончика языка: все остальные).
3.По способу образования: смычные(взрывные: «п», «б», «м», «д», «т», «н», «г», «к» и мягкие аналоги; аффрикаты: при произношении аффрикаты преграда разрывается частично: «ц», «ч»), щелевые(«в», «ф», «з», «с», «ж», «х», «л», «й» и их мягкие пары), дрожащие («р», «рь»).
4.По наличию или отсутствию палатальной артикуляции – это приподнимание средней части спинки языка к среднему небу: мягкие звуки и твердые звуки.
«ч», «щ», «й» - всегда мягкие
«ж», «ш», «ц» - только твердые










Билет 3. Слог, законы слогоделения. Ударение, его особенности в русском языке.

Слог – отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.
УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов различными фонетическими средствами:
1.сила выдоха
2.долгота/краткость
3.особенности движения голоса

В русском языке ударение количественно-динамическое (без особенностей движения голоса)---артикуляторная хар-ка.
С грамматической точки зрения(лингвист.) русское ударение является свободным и подвижным.
Свобода ударения – возможность выделения гласного в любом месте слова.
Подвижность ударения – при словоизменении место ударения может так же меняться.
3 акцентных типа слов:
Тип А (ударение неподвижное, всегда на основе слова)
Тип В (ударение неподвижное, всегда на окончании слова)
Тип С (подвижное ударение)
Акцентный тип слова определяют у существительных с учетом форм, числа и падежа; у прилагательных - рода, числа и падежа, отдельно для кратких, отдельно для полных форм; у глаголов – числа, рода, лица, отдельно для форм настоящего и/или будущего времени, отдельно – прошедшее времени.
Основные теории слововыделения:
1.Экспираторная (чтобы вычислить границу слога, необходимо определить момент выдыхательного толчка)
2.Теория мускульного напряжения (один слог - один импульс мускульного напряжения)
3.Сонорная теория (граница слога определяется восходящей или нисходящей звучностью)
4. Теория открытого слога(граница слогов-после гласного с двумя исключениями: 1)абсолютный конец слова – единый слог; 2)слоги, заканчивающиеся на звук j –примыкание к гласной.

Подберезовик!!!!!



















Билет 4. Интонация, интонационные конструкции.

Фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, иногда с увеличением силы ударения, убыстрением или замедлением темпа речи. Выделяют 7 основных интонационных конструкций (ИК). Каждая ИК характеризуется спецификой движения голоса и общим значением.
ИК 1 – голос плавно движется вниз, наибольшее падение происходит на интонационном центре, общее значение конструкции – сообщение информации (повеств, невоскл предл)
ИК 2 – голос резко падает на интонационном центре, далее - на максимально низких тонах (вопросительное предл с вопрос словом)
ИК 3 – на интонационном центре голос сначала поднимается вверх, потом падает вниз (плавно – вопрос предлож без вопрос слова)
ИК 4 – на интонационном центре голос сначала плавно падает вниз, а потом поднимается. Фраза завершается на максимально высоких тонах (интонация незавершенного предлож)
ИК 5 – на интонационном центре голос резко поднимается вверх, резко падает и после паузы опять осуществляет падение сверху вниз (интонация оценки – чаще неодобрительно)
ИК 6 – на интонационном центре голос плавно повышается, фраза продолжается на максимально высоком тоне (интонация удивления, недоумения)
ИК 7 – на интонационном центре голос повышается, потом пауза и достаточно резкое падение сверху вниз (восклицательное предлож)








Билет 5. Понятие фонемы и аллофона.

Фонема - кратчайшая, линейно неделимая единица языка, потенциально связанная со смыслом, способная составлять и дифференцировать звуковые оболочки слов.
Одна и та же фонема может по-разному реализовываться с точки зрения акустики и произносительного аппарата.
Аллофоны – это вариант фонемы, обусловленный различием фонетических условий. Аллофоны делятся на :
-позиционные (зависят от позиции фонемы в слове)
-комбинаторные (зависят от соседства с другими фонемами)
Позиционные аллофоны обусловлены расположением фонемы к ударному слогу, позицией в начале или в конце слова.
Пример.
[бараба’н] ъ-сверхкраткий звук ^-редкуция, сокращение гласного
[бър^б’ан]
Комбинаторные аллофоны связаны с произношением тех или иных соседних звуков.
Пример.
мама /ма/ [а]
мял /м’а/ [‘а]
маленький /ма/ [‘а]
мяч /м’а/ [ ‘а’ ]
Фонемы отличаются друг от друга по дифференциальным признакам, которые зависят от артикуляторной характеристики.
Собственно-лингвистическая характеристика зависит от языковой особенности. Вода /в^да/
Дифференциальные признаки зависят от языковой системы.
Сильная позиция фонемы – это позиция, в которой фонема обладает максимальной различительной способностью.
Слабая позиция фонемы - эта позиция, в которой фонема обладает минимальной различительной способностью.
Фонема в слабой позиции определяется по дефер. признакам.
(Московская Фонемотическая Школа)МФШ - определяет фонему в слабой позиции по принадлежности к определенной морфеме.
(Ленинградская)ЛФШ – как слышим, так и пишем транскрипцию
(Пражская)ПФШ - фонема в слабой позиции артофонема
Суперсигментные единицы – добавочные к звукам. К ним относят слог, такт и фразу. Они не существуют отдельно от линейных единиц (фонем) и произносятся вместе с ними.

Билет 6. Основной принцип русской графики.

Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита.
Орфография – совокупность правил отображения морфем или слов.

Графика.
Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита.
Основной принцип русской графики –
слоговой – основной единицей языка является слог, а не буква.

Основные правила русской графики
:

1. Отображения твердости/мягкости согласных. Твердость согласных отображается на письме сочетанием согласной буквы с буквами «а, о, у, ы, э» или отсутствием буквы после согласной. Мягкость обозначается сочетанием с буквами «я, ё, е, ю, и, ь».

2. Отображения звука |j| (й). Может быть отображена 2 способами:
-гласными (е, ё, ю, я)- указывают на звук в начале слова/после гласных/после разделительных ь и ъ (+и);
- буквой й – во всех остальных случаях.
Указ. На /j/

1. В начале слова

2. После гласных

3. После разделительных ъ,ь +й

Отступления от слогового принципа русской графики.

1. Использование гласный букв после шипящих и ц.

ж, ш, ц – а, о, у, ы, э (жюри, брошюра, парашют)

ч, щ – я, ё, ю, и, е                                       

2. Обозначение твердости/мягкости согласных перед буквой е в заимствованных словах.

Компьютер, театр (…+е : пена, теме)

3. Отображение звука й

Й + о йорк                   ь + о медальон

Й + е йемен

Й + а майа

Й + я гойя










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...