Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанр поэмы в творчестве Пушкина




 

В это время существовала установка на изображение внутреннего мира; поэмам были свойственны тяжелые словесные конструкции, сложность и «длиннота». В конце 10-х гг. к этому жанру приступает Пушкин. Секрет поэмы оказывается не таким недоступным, как казалось. «Руслан и Людмила» приносит Пушкину широкую известность. Критика в основном была с оттенком недовольства – Пушкин нарушал принятые нормы поэмы, принятые в русской литературе на основе поэм XVII в.

Сразу после окончания Лицея – в 17м г. начинает поэму, в 20м – публикует: 6 частей и эпилог, написанный уже на Кавказе, чем вносит в нее некоторую «современность», что характерно для пушкинской эстетики.

В 25-26м гг. в Михайловском под впечатлением от сказок, рассказанных ему Ариной Родионовной он пишет «У Лукоморья дуб зеленый».

 

Сюжет «Руслана и Людмилы» основан на фольклорных элементах – приключения витязя-богатыря ради возлюбленной. Но он обращается не только к фольклору, но и к изданиям Левшина и Чулкова, используя литературу в том числе и прозу XVIII в. – пересказы русских сказок. Тогда же появляется Лель. Также он опирается на западную литературу.

Он смешивает высокое и низкое, что было недопустимо в классицизме. Уже в первой своей поэме все законы он нарушает. Он вводит буффонаду в казалось бы героический сюжет (преследование Людмилы, авторские отступления). Эту поэму во многом можно назвать экспериментаторской. В дальнейшем он довольно скептически оценил свою поэму, он пишет что это «очень холодная поэма», в смысле своего поиска новой конструкции, нового подхода, новой поэтики.

 

«Песнь о вещем Олеге» - Пушкин хорошо ощущает эпоху и дух литературного времени. Он стремится передать даже не столько это, сколько взгляд на то время IX-X в. с точки зрения человека, живущего в XIX в.

 

«Южные поэмы» - «Кавказский пленник» (21г.), «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыгане» (24 г.). Все эти поэмы объединяются единой задачей. Они ставят задачу передать мироощущение современного человека. Это новое поколение, поколение романтическое. Он хочет показать его в эпическом плане. Присутствует стремление воплотить романтического героя через романтические средства. С романтической поэтикой связана и манера изображения природы – красочность метафор, эпитетов и других выразительных средств. Романтический герой изображается как некто близкий к лирическому «я» поэта. Пушкин отказывается от опыта Байрона, который пишет о себе самом. В центре внимания поэм – анализ «без любовного сердца»; герой отвергает настоящее ради прошедшего, ищет свободы и оказывается сам несвободен от неких внутренних цепей.

«Кавказский пленник»: важная фигура – черкешенка. Европейский человек, встречается с ней, и она оказывается для него спасительницей. (Корреспондируют черкешенка и Татьяна, кавказский пленник и Онегин).

«Цыгане»: герой – заложник своего воспитания, заложник той несвободы, хотя тянется к этим кочевникам. Он заложник, потому что он считает себя выше их и дает себе право их судить и «расправляться с непокорной» - с Земфирой. В разговоре со старым цыганом он демонстрирует незнание мира цыган и непонимание этого мира. Истинная свобода проявляется в этом старом цыгане. Пушкина упрекал Жуковский – в поэме нет нравоучительных черт, Пушкин ответил – «цель поэзии – поэзия».

 

В жанре поэмы Пушкин не заканчивает в середине 20-х гг.

 

«Граф Нулин» пишется в декабре 1825 г.

1928 г. – «Полтава»

1830 г. –

1833 г. – «Медный всадник» (вторая болдинская осень).

В онегинский и послеонегинский периоды Пушкин пишет 2 комических поэмы и поэму, связанную с исторической тематикой и с судьбой России.

 

«Полтава»: это период, когда Пушкина очень интересует фигура Петра. Это закономерно, потому что Пушкин и не только задумывается, как можно воплотить задуманные перемены, не выходя из политической системы. С 26 г. начинается бум петровской тематики. Идет стремление создать идеальный образ царя-преобразователя. Образ Петра идеализируется.

Интерес именно к событиям 1709 г. тоже вполне закономерен – Пушкин ищет исторический момент, когда наиболее ярко проявилась способность Петра возглавить народ и определить вектор дальнейшего развития страны. Петр представлен как Исторический Герой, который реализует некоторое свыше данное России предназначение стать во главе славянских народов – а значит никакой самостийной Украины быть не может. Мазепа изображен как стремящийся к личной власти, обиженный на Петра, прикрываясь свободой Украины. Из всех исторических личностей, принимавших участие в этой войне, только Петр обеспечил себе памятник – Россию – великую державу. Эта победа, с точки зрения Пушкина, связана с тем, что Петр действовал в одном направлении с историей. Он рисует Петра как некоего демиурга, Творца.

 

«Медный всадник»: возникает тема Петербурга. Больше всего Пушкина уже интересует, что принесли деяния Петра новой России, каковы следствия петровских преобразований. Соединено прошлое и настоящее. Основная часть поэмы повествует о современности. Пушкин пишет о страшном наводнении, которое произошло 7 ноября; Медный всадник объединяет вехи развития России. Первая часть более гимнически-оддическая, во второй больше эпического повествования (правда современного Пушкину). То, что всадник повернут спиной к «маленькому человеку» - неслучайно. Это власть, которой неблизка страна. Петербург с одной стороны – прогресс, с другой – символ бездушия. Ему как правило противопоставляется Москва как город исконно русский. Европеизированный Петербург противопоставляется очень русской Москве, вольница, разбросанность, несобранность, кривизна против четко выстроенных принципов. Эта европеизированная Россия оказывается под вопросом.

С философско-исторической точки зрения в «Полтаве» Пушкин близок к историческому мышлению Толстого, в «Медном всаднике» он задал некий тон Достоевскому. Пушкин оставляет вопрос – достается ли прогресс «дешево» - без ответа, в отличие от Достоевского.

 

 

18/10/2012

 

Гениальное злодейство возможно. Историческая элегия «Наполеон» - 21 г. – может показаться странной трактовка Наполеона и его отношения к России – он указал всемирный путь России, России-освободительницы Европы; «Зачем был послан он…»

Понимание роли России в мировом контексте; для Пушкина Наполеон – очень неоднозначная фигура. Л.П. Гроссман «Сальери» - Пушкин вошел в историю «блеском гениальной клеветы» на Сальери.

 

Наполеоническая тема развивается и в ЕО. «Мы все глядим в наполеоны»; в «Пиковой даме» - главный герой – в профиль - Наполеон. В 30-е гг. для Пушкина Наполеон – символическая фигура, нарицательная, для обозначения холодного эгоизма и расчетливости, кроме этого это обозначение деятельного честолюбца – это новое европейское сознание начинается с Наполеона, это человек нового буржуазного мира. Этот образ волновал Пушкина не только в связи с общими размышлениями об истории человечества, но и в связи с желанием написать портрет героя своего времени.

Пушкин использует и преодолевает образы своих южных поэм. Субъективный монизм Байрона преодолевается тем, что герой отчуждается от автора. Это установка на объективизацию повествования, принцип реалистического искусства. В первой критической статье Винивитинова говорится, что Пушкин развивается в рамках байронизма; во второй рецензии он уже отказывается от этой мысли о байронизме – «он достигает здесь абсолютной оригинальности». С Пушкиным русская литература перестает быть только реципиентом западных достижений. Он становится законодателем некоторых принципов в мировой литературе. Это, возможно, не осознавалось из-за барьера в языке. Пушкин выдвигает русскую литературу на другой уровень развития.

Объективизация повествования достигается отодвиганием лирического героя от повествователя и автора, автор смотрит на него со стороны вместе с другими героями произведения – с разных точек зрения (10 строфа 8 гл.). Пушкин первым пытается в ЕО показать одну картину по-разному, доказать, что одна и та же ситуация может оказаться увиденной по-разному разными людьми. Эти противоречия дают диалектическую форму.

Пушкин подчеркивает, что это роман – в стихах. Роман – древний жанр, но в России его судьба складывается сложно, есть попытки, но они не имеют популярности. Фридрих Шлегель объявил роман ведущим жанром современной эпохи; в 1831 г. эту мысль начинает проводить Надеждин. Почему? Он больше других удовлетворяет требование универсальности, он может показать жизнь во всей широте и богатстве. «Энециклопедия духовной жизни гениального человека». Пушкин выбирает не гениального человека, а обывателя, но способного на критическое мышление. «Лишний человек»: Чацкий не лишний – он как и Онегин, чужд этому обществу, но есть вероятность того, что он найдет другие средства борьбы с фамусовским обществом. Лишний же человек – не боец, он, как Онегин, «уедет с заднего двора». Социальные корни одни – это просвещенное дворянство.

Ленский – противоположность Онегину (Пушкин четко выстраивает противоположности) – тоже русский европеец, он человек мечтательный, романтический, воспитан в Германии, в отличие от Онегина, который скорее вольтерьянец. Он тоже не гений, но мог бы стать – его судьба не закончена. Пушкин показывает, что Ленский мог стать вольнолюбцем – писал бы оды, был бы романтического склада, имел бы судьбу декабристов; а мог бы стать обычным барином – как отец Татьяны и Ольги. Система персонажей богата и рисует людей того времени.

В Онегине есть стремление перемены мест – в нем играет совестливость. Он возвращается другим человеком. То, что Онегин меняется, Пушкин подчеркивает в авторском пояснении – когда Онегин возвращается в Петербург – «Он вам знаком? И да, и нет». Это момент, когда он готов к новому движению души. То, что герой меняется и развивается, поворачивается к читателю другой стороной, которая в нем была, но которую читатель не видел – это новая поэтика, поэтика реализма – попытка показать героя не статичным, а в развитии. В развитии представлена и Татьяна. Из девушки, мечтательной и отличающейся романтическими взглядами, она превращается во взрослую женщину, осознающую свое место в семье и обществе. Первое знакомство с истинным Онегиным – когда Татьяна читает книги Евгения и видит его отметки. Его привлекают романы, где отражен герой-честолюбец – снова типа Наполеона.

Когда Татьяна отказывает Онегину, признаваясь однако, что по-прежнему его любит, она ссылается на семейный супружеский долг. Белинский интерпретирует так: Татьяна – это смешение деревенской мечтательности с городским благоразумием. Достоевский: Татьяна глубже Онегина в инстинктивном понимании жизни – это апофеоз положительного образа русской женщины. Это положительный тип.

Главные герои – Онегин, Ленский, Татьяна и Автор. Образ Автора – не просто дополнение, его отступления – это роман в романе.

В третьей главе он говорит, что его тянет к «смиренной прозе». В 26 г. – склонность к прозе не только как в форме, но и к прозаизации поэзии.

Роман не имеет финала; автор оставляет героя не перепутье. Открытый финал – принципиальная установка Пушкина, которая связана с философским взглядом на бесконечность жизни. Это явное желание привлечь читателя к сотворчеству.

 

Пушкин переходит к прозе в 27 г. Интерес к прозе он испытывает давно, что отражается в его критических статьях. «Набросок о прозе» - 22 г.: он отвергает наработанное до него – простоту архаистов – тяжеловесный стиль, - но вместе с тем и изящность сентименталистов. Он говорит о необходимости «изящной простоты». Он признает слог Вольтера – он достаточно краток, точен и в нем много мысли. Без мыслей проза ничему не служит, по мнению Пушкина. Он пишет о «смиренной прозе».

В 27 г. он пишет «Арап Петра Великого» - исторический роман, основанный на истории семейства Ганнибалов. Много фактов искажено, но роман тем не менее отражает дух времени и остается историческим романом. Он не заканчивает роман, оставшись недовольным тем, что было написано.

В Болдино он вновь обращается к прозе и пишет «Повести Белкина». Вместо предисловия – письмо, в котором рассказывается, кто такой Белкин. Характерно для 30-х гг.: прием передачи повествования разным персонажам и Белкин – не сам повествователь, а «ретранслятор». Есть автор и издатель, А.П., Белкин и сам рассказчик. Так появилась возможность внести просторечья и сухой стиль от имени Белкина.

«Станционный смотритель» и «Гробовщик» - проблема «маленького человека», представителя низших сословий, чиновничества и ремесленника. Пушкина волнует не только социальные аспекты их существования, но и социально-психологический, нравственный момент. На первый план выходят проблемы этико-философские.

«Станционный смотритель» - «привет» Карамзину и «Бедной Лизе» (картинки из Блудного сына – параллели). Вырин, в плену порогов сознания, не может представить, что его дочь Дуня будет счастлива с офицером, который увез ее из дома. Он считает, что она обязательно будет жертвой. Для Пушкина важна мысль, что жизнь гораздо многограннее и сложнее, чем она отражена в литературе. Есть схемы, которые порождает литература, но не имеет смысла их абсолютизировать.

«Гробовщик» - проблема, связанная с тем, что он чувствует и некие моральные законы только во сне. После пробуждения все нравственные побуждения уходят и он вступает в примитивную борьбу за существование.

«Грозные вопросы морали» (выражение Ахматовой) не были доступны современникам Пушкина и не были по достоинству оценены. В 35 г. Пушкин назвал их «побасенками».

«Метель» - на первом плане аллегория «жизнь-метель». Это высокая трагедия и драма, но конец – счастливый. «Жизнь-метель» непредсказуема, но все жизненные превратности – к лучшему.

«Выстрел» - традиционный романтический сюжет. Ставится важный моральный вопрос – цена, которую хотел, чтобы заплатили окружающие за свое унижение, главный герой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...