Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика творческого пути Пушкина
Его творчество было не только реципиентов западного, но и созданием самобытных национальных ценностей.
Периодизация: 1. 1813-17 гг. – лицейский период. 13 г. – первое стихотворение, которое можно считать первым дошедшим. 2. 1817-20 гг. – первый петербуржский период, проходящий под знаком гражданской лирики. 3. 20-24 – период южной ссылки. Проходит под знаком развития романтизма, восхождение к реализму. 4. 24-26 – ссылка в Михайловском, «северная ссылка», где он лишен привычного общения. Развитие реалистических тенденций в творчестве – продолжение ЕО, написание Бориса Годунова. 26 г. – возвращение из ссылки 5. 26-30 гг. – возвращение к относительной свободе, он существует между Москвой и Петербургом. 30 г. – первая болдинская осень – «Маленькие трагедии» 6. 30-37 гг. – глубокие философские раздумья в лирике, он все больше возвращается к прозе.
27/9/2012
1. 2. онегинский период 3. пост-онегинский период
Лирика занимает ведущее место в литературной биографии Пушкина. Но можно говорить об убывающей тенденции. Философские мотивы и психологические смыслы (поздние) играют существенную роль в пушкинском творчестве.
Лирика
Первые лит.опыты – лирические. Дебют Пушкина (первое опубликованное стихотворение) – «К другу стихотворцу». Оно появляется под криптонимом Н.К.Ш.П. Это сразу привлекло внимание читательской аудитории. Характерно, что он печатается в карамзинистских изданиях. Он проповедует наследование того, что уходит в прошлое. С.П. Шевелев: «Весь русский Парнас для Пушкина был его учителями… это его собственное ощущение». Пушкин очень открыт тому, что было до него. Он считал усвоение этого сотворчеством. Лицей для Пушкина – период счастливого ученичества, он ощущает его второй родиной. В стихотворении «К другу стихотворцу» он предостерегает «друга» от страшной участи «бессмысленных писцов» с их стремлением к высокому стилю и большим формам. Тут он подписывается под своей приверженностью карамзинистам, но не отрицает опыта тех, кто принадлежал к высоким стилям, гражданской поэзии итд, он призывает учиться у Ломоносова, но не у шишковистов.
Ценным опытом в гражданской лирике является «Воспоминания в Царском Селе» (1815 г.). Царское Село для Пушкина – некий памятник; ощущение пространства, связанного с историей для него очень важно. Стихотворение написано высоким стилем. Здесь присутствует характерная многотемность – история, Екатерина II и еесподвижники, темасовременности – тема 12го г. Здесьонсовсемещеотрок, проявляетсято, чтовойнабылатолькочто.На пике национально-патриотического подъема Наполеон показан исключительно как тиран, и такая однозначная характеристика присутствует только в этом стихотворении, позже он гораздо более глубоко проникает в этот характер («Море» - классическая романтическая элегия; «Властитель дум»; «Герой»). Наполеон предстает у Пушкина в двух аспектах – с одной стороны это чисто историческая фигура, как некие преобразователь, палач феодального общества («Наполеон» - историческая элегия, в которой Наполеон – великий тиран, его величие в том, что он смог изменить Европу), с другой – литературно-мифологический образ, демонический герой, сын рока («Герой» - особенно яркое проявление; Пушкин готов размышлять о Наполеоне с другой точки зрения – как о герое; но программным является заявление поэта, что без сердца герой не может быть героем, потому что тогда он – тиран. Пушкин считает, что настоящим героям должно быть присуще чувство великодушия). «Воспоминания в Царском Селе» - Пушкин стремится соединить гражданское, эпическое начало и начало интимно-лирическое. Звучит признание в любви к Москве, которое воплощает эту лирику и интимность. В лицейской лирике Пушкина проявляются разные мотивы, но характерна для молодого Пушкина гедонистическая философия, как воспевание чувственных удовольствий. Это тема позднего Батюшкова, которую подхватывает Пушкин. «Деревня», «Герой», «Воспоминания в Царском Селе» - эти три стихотворения стали пропагандистскими стихотворениями декабристов, потому что пафос этих стихотворений связан с борьбой с деспотизмом, идея о законе, который превыше всего. В Оде «Вольность» Пушкин выдвигает в том числе и идею конституционной монархии. Далее – антикрепостничество («Деревня»), он выступает как мастер лирического жанра – он выстраивает стихотворение двухчастно, в первой из которых рисует идиллическую картину и воспевает деревню, и этому противопоставляется гражданская идея – вторая часть. Она описывает ужасы крепостного права. Можно выделить и третью часть – призыв к аудитории и к царю. Он не против царской власти, он скорее советует царю в надежде быть услышанным. «Пушкин включает в интимный жанр послания эти гражданские идеи» - Лотман. «Обломки самовластья» совершенно не означают осколки монархии – «самовластье» не употреблялось как синоним монархии, а как синоним монархии с абсолютистской системой правления, никак не учитывающей волю народа и даже просвещенного сословия. Речь идет об абсолютизме, а не о падении монархии как таковой.
Оказавшись на юге, Пушкин не отказывался от политической лирики, но усиливается философское осмысление темы мироздания и мира идей свободы. Это период романтической лирики, ярчайший пример – «Погасло дневное светило». К концу ссылки – «Море». Морская стихия очень привлекает романтиков, потому что море в человеческом сознании ассоциируется с непредсказуемостью, со свободой, с движением, своенравием. Все это ассоциируется у Пушкина с непредсказуемостью жизни, спокойствие неприемлемо для романтического героя. «Погасло дневное светило» - автор ищет новых впечатлений. Стремление к обновлению жизни – это характерная доминанта романтиков, в том числе и Пушкина. В то же время этот период (южная ссылка) Пушкин со своим свободолюбием выступает в поддержку цензуры. В 1822 г. Пушкин пишет «Послание к цензору» - пишет о неприемлемости цензурных преследований, но только тех, которые неразумны, и говорит о необходимости создания здоровой цензуры, которая подчинялась бы разуму («Что нужно Лондону, то рано для Москвы» - страна не созрела для того, чтобы отменить цензуру целиком). Пушкин рано стал мыслителем и поэтом, видящем сложность предмета без категорических утверждений, которые свойственны молодости или глупости. Период южной ссылки – период романтизма, а также период размышлений и переоценок. 1823 г. – «Свободы сеятель пустынный» - можно интерпретировать как реакцию на конкретные политические события в России и в Европе, также в общефилософском плане.
Последекабристская лирика не обошлась без стихотворений трагического пафоса – «Дар напрасный, дар случайный» - написано в день Рождения – это своего рода расписка в трагизме самоощущения, своего места в мире и отсутствия цели в жизни. На это стихотворение ему ответил митрополит, вступив с Пушкиным в стихотворную полемику. «На холмах Грузии» - ощущение светлой печали, брезжащей надежды. 3 уровня осознания: - поэт как светский человек - поэт как профессиональный литератор (что привлекает Пушкина в большей степени) - Поэт как некий демиург, Творец, который самостоятелен и самодостаточен («Толпа», «»). Начинается радикализация отношения к Пушкину, разговоры о том, что его время прошло. Белинский считал, что Пушкин имел пренебрежительный взгляд на народ; Достоевский видел в этих стихотворениях выпад против светской «черни». Однако у Пушкина нет социальной принадлежности. Профаны – те, кто не понимают искусства, «не избранные». Толпа у Пушкина – это те, кто не готовы принять и понять искусство. В это время Пушкин все больше обращается к философской тематике. «Очаг» - об ответственности человека, вне зависимости от того, в каком социальном положении человек находится. Эта ответственность обоюдна – она ложится и на низы, и на верхи. Эта тема очень характерна для Пушкина 20-30х гг. Пушкинская философия отличается ощущением связи времени и связи всех составляющих мироздания, ощущение единства. Стихотворения 30-х гг. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» перекликается с «Вновь я посетил» - связь времен и природы с человеческой жизнью. Пушкин готов признать движение времен не как трагическое, а как естественное и даже оптимистическое – «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое». Пушкин ощущает связь времен и поколений и себя как свидетеля движения истории. «Была пора, наш праздник молодой» - на день Рождения Лицея.
4/10/2012 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 166. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |