Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Общая характеристика века»




Первая половина XIX в. – эпоха двух императоров. 1801 г. на престол вступил Александр I. Началоегоправленияознаменовалосьожиданиемперемен.Hi Во второй половине своего царствования он достаточно сдержанно реагировал на рост оппозиционных движений. С ним связывали надежды. В России главенствовали две главные проблемы – крепостничество (которое было проблемой не только с гуманистической точки зрения, но и с точки зрения экономики) и абсолютизм, который в том числе мешал воспринимать Россию как либеральное гос-во. С одной стороны Александр говорит о том, что «все будет как при бабке», а с другой обещает России конституцию.

Оппозиция власти была довольно сильна, и в том числе она существовала в литературе. Поэты-радищевцы (Иван Пнин) образовали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в 1801 г. Это первое литературное общество в России. Одним из основателей был Иван Мартынович Борн. В основном в нем состояли литераторы, они поддерживали развитие литературы, в том числе гражданской и тд. Это время ознаменовано в том числе борьбой карамзинистов и шишковистов. Карамзин выступает как новатор, который стремится к обновлению языка. В этом движении присутствовала идея либеральности. Ему противостоит адмирал Шишков, который был сторонником консервации русского литературного языка на основе церковного славянского языка. В этой конфронтации «родился» Пушкин, который взял лучшее от шишковистов, стоя с карамзинистами по одну «сторону баррикад».

До 1812 г. серьезное испытание проходят все литераторы того времени. В этот период объединяются три поколения – Державин, Жуковский (Батюшков и тд) и Пушкин.

 

4/9/2012

Профессионализация – это новое явление для литературы того времени. Кроме книжного формата присутствует и формат журнальный.

Председателем одного из обществ стал Измайлов.

1811 г. – общество «беседа любителей русского слова» - шишковисты, общество «Арзамас» (Пушкин становится членом общества в старших классах лицея).

Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов, Н.М. Муравьев – члены Арзамаса, склонявшие остальных к пропаганде политической деятельности. Атмосфера в обществе была довольно эпатажного свойства (красные колпаки – якобинский знак). С одной стороны – это якобинский знак, с другой – они сочувствовали реформаторским убеждениям и тд. Измайлов приходит в момент разгара борьбы Арзамаса и … Измайлов обращается к двум жанрам, которые станут очень значимыми в середине 20-х гг. – к басне (помогающей торжеству Крылова) и роману. Роман Измайлова появился в 1799 г.

 

Поражение декабристов становится переломным моментом в истории России и в истории русской литературы. Ощущение подъема сменяется апатией и дискомфортом после 25го года.

К 1807 г. Александр выдвигает вперед своего советника – Сперанского. Он попытался провести политические реформы – в том числе привести российское законодательство в соответствие с европейскими стандартами. В итоге – был обвинен в пособничестве Наполеону, был лишен званий и почестей. (А.В. Зорин «Корням двуглавого орла»)

В 1812 г. на место Сперанского претендует несколько человек – в том числе Карамзин (пишет политическую записку «?», в которой критикует Сперанского и Петра), но секретарем становится Шишков. Он оказался чрезвычайно к месту накануне войны 12 г. и его пафосный высокий стиль подходил к времени и событиям.

Рылеев «Войнаровский», Кюхельбекер, Ф.Н. Глинка – наиболее интересные фигуры из поэтов-декабристов.

 

Вторая четверть XIX в. – царствование Николая I (1826-55 гг.)

Несмотрянато, чтодекабристы в ссылке и этотпериодотличаетсянекоторымзастоем, нельзясказать, чтоэтокасается и литературытоже.Онатеряетсвойобщественно-политическийоттенок, ноприобретаетновыеоттенки в философскомплане.Посути, рождениеотечественнойфилософскоймысли – 30-е гг.XIX в. Эти годы отмечены также ростом массовой литературы. 1825 г. – журнал «Северная пчела», Булгарин «Иван Выжигин» - «бестселлер» своего времени. Гончаров, Толстой, Достоевский, Некрасов – «питомцы натуральной школы». Натуральная школа –

Крылов, Грибоедов,

 

6/9/2012

 

Одним из наиболее интересных жанров в начале XIX в. выделяются басни. Истина в баснях «в пол открыта». Басня – это истина рабов, которые могут придать огласке свою позицию только таким образом (Эзоп). Иной взгляд на басню выдвинул Жуковский, подчеркивая, что это не язык «вынужденного иносказания», но это и иносказание, которое связано с необходимостью вымысла, творческого переосмысления действительности, изображения ее через метафоры, сопоставления, ассоциации. Так, очень большую роль играет зооморфная черта. Прежде всего это эстетическая сторона. Она становится очень востребованной, в том числе благодаря соперничеству Дмитриева (обновление языка, привнесение легкости), который начинает писать сентиментальные басни с активным морализаторским оттенком, и Крылова, которому Дмитриев дает свое благословение, который уже был востребованным писателем, работал в сатирическом роде и был известен в других жанрах, а басни начинает писать только в XVIII в., становится известным как баснописец в начале XIX. Крылов no по праву считается величайшим баснописцем России. Жуковский очень справедливо сопоставляет творчество Крылова с его предшественниками – Эзопа, Лафонтена. У Крылова много переводных басен, сюжеты он брал из классики, однако это не означает творческого бессилия или творческой зависимости, ведь дело не в том, откуда взят сюжет, а в том, как он проработан. Эпигон – механическое повторение, негативная маркировка, а влияние предшественников – наоборот, это необходимое явление лит.процесса.

Новаторство Крылова:

- его басни – это установка изображения не морали, а эмоционального воображения. Первый сборник вышел в 1808 г., рецензией на нее выходит статья Жуковского, который придерживается позиции, что Дмитриев непревзойденный баснописец (это связано с про-карамзинистской позицией Жуковского). Однако от отдает дань крыловскому новаторству – его изобразительному богатству, в каждой басне есть своя мини-драматургия. Эти басни очень пластичны в плане своего изобразительного ряда, и в этом есть тенденция к реализму. Классицизм – установка на дидактику, реализм – на изобразительность. XVIII в. оставляет в наследство классицистическую систему ценностей, но Крылов отказывается от этого и от сентиментализма и идет дальше. Крылов не всегда ставит мораль в конец басни, а иногда она и вовсе отсутствует («Волк на псарне» - Крылов и Наполеон, сюжет незаимствованный, а образы взяты в том числе и из сказок).

- Народность басни. Это понятие появляется только в 1819 г. Первым его использует Вяземский в письме к Тургеневу. Тогда оно имело значение более широкое, народность как национальность, как связь с национальной культурой и ментальностью. О баснях Крылова Пушкин говорил, что его басни – «мудрость самого народа». Он действительно передавал в своем творчестве взгляд на мир простого народа. Он был самоучкой и самостоятельно получал образование, и возможно его народность была естественной. Он одним из первых в русской литературе дал представление о мире, характерное простому народу, отразил его позицию. Крылову, одному из первых, удается в высокохудожественной манере передать вглзяд народа. Он смотрит на происходящее вокруг как бы изнутри. Это чувствуется и в языке: в отличие от карамзинистов, несмотря на то, что они расширяли языковую базу, правда засчет иноязычных слов, и от славянистов, которые пытались делать это засчет славянизмов и церковной лексики, Крылов пытается внести в литературу язык самого народа. Отсюда и высказывания с налетом просторечья, которые иногда попадают в мораль басен, и этот подход – абсолютно нов, и это попадает в речь рассказчика. Рассказчик и автор – не одно и то же, даже в баснях, а это значит, что позиции их могут не до конца совпадать.

 

Крылов был непростых взглядов человек, либерально-консервативных взглядов. С одной стороны он высмеивает бюрократию и высшие слои чиновничества и даже царя («Рыбьи/я пляски/а»), с другой – лояльный и не желающий вступать в конфликты с властью. Декабристское движение он также не приемлет, революционных дух ему не близок. Он разделяет отнюдь не все либеральные идеи, он даже никогда не говорит о необходимости отмены крепостного права. Оно критиковалось Крыловым не как система, а как некие прегрешения в самом институте. Он не имел ничего против существования самого института крепостничества.

Позиция относительно восстания: в 1814 г. – басня «Конь и всадник», в которой говорит – как ни соблазнительна свобода, она может принести вред. Это тот случай, когда мнение рассказчика совпадает с автором. Он предостерегает от злоупотребления свободой. Он прекрасно понимает, что необразованный народ не сможет разумно собой управлять. Конь понесет и разобьет не только седока, но погубит и себя (аллегория народ-царь). Крылов занимает очень умеренную позицию. «Сочинитель и разбойник» - есть намек на недопустимость революционной пропаганды. Сочинитель оказывается, с точки зрения рассказчика, большим преступником, чем разбойник на большой дороге, в то время как идеи, которые сеет Сочинитель будут жить веками, разбойник же нанесет ущерб только один раз. Выступает против идей ниспровержения религиозных ценностей и ценностей традиционалистских.

Крылов в общем сказал революционное слово в эстетическом плане языка.

 

А.С. Грибоедов

В XIX в. в Россиинаконецпоявляетсякомедия. Yes Грибоедов не вошел бы в историю русской литературы, если бы не написал «Горе от ума», хотя это не было его единственным опытом в написании комедии. Кроме нее он оставил после себя Вальс, а также вошел в историю дипломатии.

1816 г. – начало образования тайных обществ. Именно к 1816 г. относятся первые наброски «Горе от ума». 1816-1825 г. – время активного действия тайных обществ и период, отраженный в комедии.

Это произведение исторично. Проблема историзма – это понимание автором причинно-следственных исторических связей, поведенческих реакций героев; когда эпоха определяет поведение и характеры героев. В своей комедии Грибоедов движется к истинному историзму. Это связано с литературно-эстетическим движением времени – от классицизма к реализму.

Конечно, Грибоедов ориентируется на классицистическую традицию трех единств, но соблюдает он их не вполне, он позволяет себе быть свободным от давления традиции, это свободолюбие эстетическое состыковывается с идейным свободолюбием. Он не соблюдает единство действия – Грибоедов не концентрирует свое внимание на одной сюжетной линии, их две. Там есть любовно-семейный конфликт, но есть и характер Чацкого – производная своего времени. Для него очень важно то, что происходит вокруг, он не может молчать. Он своей позицией разносит устои, на которых строит свою жизнь фамусовское общество, что очень характерно для этого времени на психологическом уровне. Чацкие понимали, что не переубедят фамусовых, но молчать они тоже не могли, и это не признак глупости, они понимают, что это бесполезно, но не сказать они тоже не могут, это уже в них на подсознательном уровне. Декабристски настроенные люди вели себя так в реальной жизни. Несмотря не резонерство Чацкого, этот образ можно считать реалистическим. Грибоедов ставит своего резонера ставит в комическую позицию, что невозможно в классицизме. Это новаторство и умение мастерски соединить классицистические традиции и новые, романтические подходы, вплотную подойти к реализму. (Российский реализм стоит на «трех китах» - Крылове, Грибоедове, Пушкине).

 

Проявление романтизма в комедии

Монологи Чацкого (2 действие особенно), вся его критика в адрес фамусовского общества, могут быть самостоятельными инвективами, направленными в адрес помещичьей среды, которые могли бы быть использованы как пропагандистские материалы наряду с гражданской лирикой. В них присутствуют элементы оды, элегии, сатиры. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана (гражданский романтизм). Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе – эта тема типична для романтизма. Он один и находится в непримиримом противоречии к обществу. Грибоедов рисует по-настоящему одинокого героя.

Век нынешний отличается от века минувшего тем, что в нем появляются новые люди, такие как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия наукой и искусством, свободные от примитивного меркантилизма, свободные, молодые, со свободными устремлениями. Они подвергают осмеянию тех, кто готов выбивать чины и деньги лбом. Нет конфликта века нынешнего и века минувшего напрямую, оба поколения объединяются в нынешнем поколении, главный конфликт – в нынешнем веке, в самом столкновении этих двух поколений в конкретный момент. Свободомыслящие люди в конфликте с другой частью дворянства, консервативным обществом (не просто так местом действия выбрана Москва, она фамусовскоя – сосредоточение консерватизма). Новый герой Чацкий с гражданскими романтическими чертами, одинокий – в противостоянии с барским фамусовским обществом. Это романтический конфликт, это признак романтической комедии.

Также романтизм проявляется в отказе от классицистических традиций и синтезе элементов разных жанров: по определению это комедия, однако в ней ясно проступают трагические черты – непонятый человек, потерявший надежды, не реализовавший мечты. Также трагичен и финал, любовный и идейный. Это трагикомическое начало касается и других персонажей – по-своему несчастлив и Фамусов, который теряет устойчивость своего положения, в известной мере страдает и Молчалин. Последний – фигура не в меньшей степени значимая фигура, чем Чацкий. «В среде умеренности аккуратности» Салтыкова-Щедрина – «привет» Грибоедову. Молчалин – не менее вечный тип, чем Чацкий. Он – представитель разночинцев, выбившихся в дворяне прежде всего своим низкопоклонством. Это не менее яркое приобретение русской сатиры. Один из признаков классицизма – говорящие фамилии. Молчалин – яркий пример, Скалозуб, Фамусов, но и Чацкий. Его фамилия писалась сначала через «дс» - с намеком на Чаадаева. Грибоедов не только отразил его в герое, но и предсказал его дальнейшую судьбу. В 1836 г. выйдут «Философические письма» Чаадаева, после публикации которых Николай называет его сумасшедшим.

 

Грибоедов безусловно разделял взгляды декабристов и критиковал существовавшее положение вещей. Однако он не видел на тот момент реальных сил, могущих поменять ситуацию.

 

Д/з: романтизм как лит.направление – гражданский (поэты-декабристы) и элегический (Жуковский и Батюшков)

 

 

20/9/2012

 

Не все поэтические стихотворения – лирика. Баллады – не лирические произведения.

 

Поэзия романтизма

Два основных течения – элегический романтизм (философский) и гражданский. Поэзия Жуковского, кроме философии, связана со стоицизмом. Это четкие утановки на ценности «высокого равнодушия», которое проявилось в стихотворении Батюшкова «Мечта» и у Жуковского «Т… и Эсхил» - они говорят о покорности перед всевышним. Свобода от страстей, от всего, что мешает крепости духа, приближает к земному – все это отрицается; утверждается «высокое равнодушие». 1809 г. – «Видение на берегах Леты» - в нем Батюшков отражает свое понимание борьбы новаторов и консерваторов. Он не абсолютизирует правоту карамзинистов и не свергает шишковистов. Он отдает должное шишковистам, Шишков – тот, кто должен «переплыть» Лету, он готов признать его.

«Певец восстания русских воинов» - осознание подъема нации в связи с освободительным движением против французов. Отличается соединением гимнического и элегического начал. Гимническое начало – он поднимает кубок за героев древности, за тех, кто прославил русское оружие. Это характерный прием русской публицистики. Это стихотворение выделяется соединением элегического начала с гимническим. Жуковский прежде всего романтик – это элегическое начало проявляется в грустных нотах, связанных с потерями, которые несет Россия.

 

Гражданское направление

1815-25 гг. богаты на романтические произведения, это расцвет романтизма. Одновременно это начало золотого века русской литературы. В эти десятилетия ярко заявляет о себе «Союз любимцев вечных муз», поэтов-декабристов. Декабристское движение оказало сильное влияние на поэтическое движение; настроение декабристов было в общем созвучно настроению романтизма.

«Союз благоденствия» четко поставило вопрос о необходимости вести пропагандистскую деятельность в широких массах. Подчеркивалось национально-смысловое начало декабристской деятельности – «Излагать чувства высокие и к добру привлекающие». Чтобы вести пропаганду, создаются лит.общества. Они становятся не только кружком поэтических единомышленников, но и органом, через которые можно воздействовать на более широкую аудиторию. «Зеленая лампа», 1817 г., входит Пушкин. Пушкинское участие (и других поэтов) превращают эти заседания в том числе и в общество «остряков». Это веселье также характерно для многих литературных обществ, но за ним скрывалась оппозиционность скучному консерватизму. 

Для декабристской лит-ры характерно скрещивание с масонской литературой. Интерес к масонству был связан с противостоянием к крайнему вольтерианству. Масонство проходит сложный путь, но оно достаточно позитивно влияет на углубление философских тем в литературе – любовь к природе, окружающий мир и прочие религиозно-философские темы.

 

Декабристы – романтики, но «романтики-славяне» (Жуковский, Батюшков и большинство арзамасцев – романтики-европеисты). Кюхельбекер, Рылеев и Глинка исповедует не в чистом виде романтические идеи; для них характерна особая национально-культурная программа. Все они были «пленниками» национальной идеи (в связи с войной 1812 г.); они были подвержены идее славянизации – роль коренных русских городов. Взгляды в том числе и Шишкова отражаются на поэзии декабристов. С одной стороны – романтизм: стремление к идеалам, возвышенность, противопоставление мечты и действительности с желанием прикоснуться к этой мечте; с другой – укорененность в старо-русском начале, любовь к старому русскому языку (церковнославянскому в основе) и сосредоточенность на гражданских доблестях.

 

Рылеев ярко проявил себя за недолгий период творчества. Он дебютирует со стихотворением «К временщику», 1820 г. Это политическая сатира, направленная против Аракчеева, которого он сравнивает с Персием – деспотом и злодеем. Уже в этом дебютном стихотворении проявляется его понимание исторической справедливости: он предупреждает тирана о неизбежности его гибели. Он признает народ как важную составляющую движения истории. 1821-23 гг. – цикл дум; обращается к «Истории государства Российского», пытается использовать историческое исследование по сути как основу для своих поэтических произведений. Пушкин критиковал их за однообразие, но выделил одну – думу «Иван Сусанин». Она построена в форме диалога, там нет ярко выраженного морализаторского начала. Рылеев – республиканец, но в данном случае он воспевает того, кто спас Романовых. Ему в данном случае неважно, что он спасает царя, но важна доблесть сограждан – неважно, во имя чего. Михаил – не воспевание монархии, а воспевание российской самостоятельности.

Далее он обращается к жанру байронической поэмы и к теме национально-освободительного движения – украинского. Мазепа – символ свободной личности, предтечи декабристов в каком-то смысле. Рылеев здесь вступает в борьбу с Пушкиным, они параллельно перекладывают жанр байронической поэмы на русский. «Войнаровский» - сравнить с «Полтавой» - они по-разному смотрят на национально-освободительное движение. В посвящении к поэме Рылеев пишет «Я не поэт, я – гражданин». Для Пушкина это противопоставление невозможно, он принимает «поэта-декабриста».

Поэма «Наливай..» (?)

«Я ль буду в роковое время…» - программная декларация всей поэзии декабристов. Любопытный финал, где перечислены исторические деятели, с которыми сопоставляет своего лирического героя Рылеев.

Альманах «Полярная звезда», создан совместно с Бесстужевым. Туда вошли все лучше литературные «силы» того времени. Рылеев смог сделать лучший альманах благодаря своим связям и умению поддерживать отношения с разными людьми, а также благодаря впервые введенному гонорару. Рылеев выступает не только как журналист, но и как критик. Статья «Несколько мыслей о поэзии» сделала определенный шаг в развития понимания романтизма: главным критерием романтизма выдвигается самобытность, национальное своеобразие. Те, кто ими обладают, чувствуют эпоху и время, названы Рылеевым романтиками.

Именно Рылеев и Бесстужев начинают писать агитационные песни-куплеты, понимая, что вышеупомянутые произведения «не прокатят» в массах.

 

Ф.Н.Глинка в отличие от Рылеева прожил долгую плодотворную жизнь – 1786-1880 гг. «Сон русского на чужбине», 1825 г. – в финале поэт признается, что вокруг все красиво, но по родной стороне он тоже вздыхает. В рамочную композицию включена песня-тройка.

«Песнь узника», 1826 г. Песнь – востребованный жанр. Это стихотворение характерно своими переживаниями, которые были свойственны большинству декабристов. Другая линия – обращение к богу. Он говорит о необходимости милосердия, которое должен проявить царь к заключенным. Это перекликается с настроением пушкинского стихотворения «Ст

 

В. Кюхельбекер, по выражению Толстого, был «предан поэзии» и очень много для нее сделал.

«19 октября 37 г.» - день основания Лицея и год смерти Пушкина.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...