Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Психологическтй портрет актера.




ПСИХОЛОГИЯ ТЕАТРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

по специальности: 030301.65 – «Психология»

по направлению: 030300.62- «Психология»

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

 

Психология театра: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. Ю.А.Свенцицкая, М.И.Коваленко. – СПб.: ИВЭСЭП, 2010. –   с.

 

Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протоколом № 3 от 20.12.10

 

Авторы-составители

 кандидат психологических наук, доцент

Ю.А.Свенцицкая

кандидат психологических наук, профессор

М.И. Коваленко

 

 

Рецензенты

кандидат психологических наук, доцент

Ю.В. Шатковский

кандидат психологических наук, доцент

А.Ю. Горохов

 

Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова

Компьютерные работы
М. П. Жуковой

 

                                                                                Ó Н.И. Свенцицкая,

Коваленко, 2010

                                                                                        Ó СПбИВЭСЭП, 2010





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - показать связи психологии театра, как с другими отраслями психологического знания, так и в целом с гуманитарными науками, раскрыть основные проблемы психологии театра, наметить подходы к их изучению; показать значение данной дисциплины в профессиональном становлении психолога; рассмотреть перспективы развития психологии театра.

В результате изучения спецкурса студенты научатся:

· анализировать феномен театра с точки зрения психологии

· находить элементы режиссуры и актерского творчества

· применять полученные знания при выполнении творческих заданий

· предлагать собственные варианты методов исследования.

Задача курса - формирование представлений о психологических аспектах театра, анализ театра как феномена, являющегося составляющей многих сфер жизни, рассмотрение перспектив развития психологии театра.

Виды занятий и методики обучения

В структуре данного курса предусмотрены следующие виды занятий: теоретические (лекции), семинарские занятия и творческие задания. Возможно применение активных методов обучения, а так же использование

ТСО.

Формы контроля

По окончании курса учебным планом предусмотрен зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психология театра» играет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 25  часов. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, но более всего внимание уделяется выполнению творческих заданий, связанных с посещениями театров города.

Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для обсуждения в группе, а также творческие задания.

Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы.


 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п.

 

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Аудиторная работа

Лекции Семинарские занятия Всего часов
1. 1. Тема 1. Психология театра в системе психологии искусства и психологии творческих процессов 2   2
2. 2. Тема 2. Историко-психологический подход к изучению театра. 2   2
3. 3. Тема 3. Разнообразие театральных миров. 2   2
4. 4. Тема 4. Психологический портрет режиссера 2   2
5. 5. Тема 5. Психологическтй портрет актера. 2 2 4
6. 6. Тема 6. Актерская труппа в театре без режиссера. 2   2
7. 7. Тема 7. Психологические аспекты театральной педагогики. 2   2
8. 8. Тема 8. Влияние микросоциального окружения на процесс становления личности актера. 2   2
9. Тема 9. Профессия актера в мнении общества (историко-философский и социально-психологический аспекты). 2   2
10. Тема 10. Элементы актерского мастерства в различных сферах жизни. 2 2 4
11. Тема 11. Актерское творчество в процессе самопрезентации. 2 2 4
12. Тема 12. Актерское творчество и практика психосинтеза. 2 1 3
13. Тема 13 разнообразие видов актерского творчества. 2 2 4
14. Тема 14 актерское мастерство в работе психолога. 2 2 4
  Итого: 28 11 39


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Психология театра в системе психологии искусства и психологии творческих процессов

Психология театра как область психологического знания. Связь психологии театра с другими отраслями психологического знания и ее связь с другими гуманитарными дисциплинами. Значимость психологии театра в профессиональной подготовке специалистов- психологов.

 

Тема  2. Историко-психологический подход к изучению театра.

Танец как первобытная форма театра. Тотемические, военные и бытовые танцы. Античные танцы. Танцы древних славян. Появление сценического танца. Элементы режиссуры и ритуальные аспекты в целительской практике шаманизма. Церемония возвращения души. Миф, история, актуальные события. Трансперсональное искусство шаманского спектакля. Исцеление и образование экзистенциальных связей. Ощущение целостности собственной личности. Этнические особенности традиционных массовых зрелищ. Психология толпы.  Психологические особенности организации массовых зрелищ. Древнегреческий театр и катарсис. Античный театр. Возникновение профессии режиссера.

Тема 3. Разнообразие театральных миров.

Замещение функции режиссера в театре но и театре кабуки. Сотворчество зрителя в ходе спектакля театра кабуки. Мейнингенский театр.  «свободные театры» в париже, «независимый театр» в лондоне. Театр одного актера. Монопьеса и моноспектакль. Пантомима. Театр кукол. Театр теней. Символика тени.

Тема  4. Психологический портрет режиссера

Психологический портрет режиссера на примере биографий. Гриффит дэвид уорк. Крэг гордон. Мейерхольд всеволод эмильевич. Немирович-данченко владимир иванович. Станиславский константин сергеевич.

Режиссер как участник и как руководитель творческого процесса. Режиссер как лидер.стили режиссерского руководства. Стили режиссерского руководства в.э мейерхольда, к.с.станиславского, г.товстоногова, и.авербаха, э.рязанова, а.тарковского. Стиль режиссерского руководства как составляющая индивидуального стиля деятельности. Показатели различных стилей руководства.

Тема 5. Психологическтй портрет актера.

Психологический портрет актера. Психология роли. Проблема психологического выгорания. Психологический аспект подбора актеров на роль. Личностные особенности актера как предмет экспериментального исследования. Экспериментальные исследования личностных черт актера
в рамках психологии искусства, психологии театра и
психоло-гии творческих процессов. Способности к актерскому творчеству в системе художественных способностей личности. Актерское
творчество и эмпатия. Актерское творчество и истерический невроз. Применение личностных опросников и проективных методик.

Тема 6. Актерская труппа в театре без режиссера.
Архивный метод и метод психологической реконструкции
при воссоздании особенностей работы актерской труппы
в театре без режиссера. Историческая психология и психология театра.

Тема 7. Психологические аспекты театральной
педагогики.

Система К. С. Станиславского, М. А. Чехова, психогимнастика Ю. Гиппиуса. Проблема перевоплощения актера. Сценическая ситуация и сценическое действие. Роль воображения в творчестве актера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...