Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ




Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем
хуже он говорит;

2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен
после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении.
Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;

3) условия, в которых развивается ребенок после поражения
слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую-эффективность в работе;

4) физическое и психическое состояние слабослышащего ре­бенка - у соматически ослабленных детей, психически малоактив­ных формирование речи происходит менее активно.

Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.

Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т.д.), смеши­ваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимо­замещение названий предметов и действий (рисовать карандаш; раскладушка лежать; обложка тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.

Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сфор­мирован в той степени, какая характерна для нормально развива­ющихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок пре­пятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грам­матических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, вре­менных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).

Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).

Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошиб­ками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структур* и звуконаполняемости. Дети со сниженным слу­хом часто смешивают в произношении слова, фонетически .сходные, но различные в смысловом отношении (песок носок).

Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают мно­гочисленные нарушения звукопроизношения.

Характерными недостатками при этом являются следующие:

а) смешение звуков, чаще звонких с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими;

б) часто встречается замена одних звуков другими, например
свистящих с-з взрывными т-д и т. п.;

в) дефекты смягчения («тетушка» вместо дедушка, «тота» вместо тетя); дефекты озвончения;

г) отсутствие одного из составных звуков в связи с поздним
формированием аффрикат;          

д) искаженное произнесение звуков.

Наряду с этим слабослышащие дети не овладевают произноше­нием сложных по артикуляции звуков (р, л, ч, щ, ц и др.).

Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный.

Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.

Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического вос­приятия речи.

К числу характерных ошибок на письме относятся замены букв («капутка» вместо бабушка). Не овладев в достаточной мере зву­ковым составом слов, дети нередко воспроизводят на письме только ударную часть слова («алок» вместо потолок), а подчас искажают слово до неузнаваемости («дрки» вместо круги).

Ограниченный запас слов и недостаточное овладение граммати­ческим строем языка влекут за собой и ограниченное понима­ние читаемого текста.

У слабослышащих детей можно наблюдать и другие дефекты речи, не связанные с состоянием слуха: ринолалию (открытую и закрытую), нарушение темпа речи.







ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Работа по формированию правильной речи у слабослышащих детей должна носить систематический характер и начинаться сра­зу же с момента выявления нарушения слуха.

Определяя последовательность и содержание коррекционной ра­боты, необходимо опираться:

а) на закономерности развития речи ребенка в норме;

б) на имеющийся запас речевых навыков.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости разговорной речи на занятиях. Это помогает ак­тивизировать ослабленный слух ребенка.

При тяжелых степенях снижения слуха необходимо использо­вать сохранные анализаторы, в первую очередь зрительный: детей приучают считывать с губ, что помогает с наибольшей полнотой Понимать речь окружающих. В свою очередь это способствует даль­нейшему речевому развитию на основе подражания.

Коррекционно-воспитательная работа со слабослышащими деть­ми осуществляется по следующим направлениям: развитие понима­ния речи, уточнение и расширение лексического запаса, формиро­вание грамматрического строя речи, а также звукопроизношения. Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте — чтению и письму.

Коррекционное обучение осуществляется в специальных яслях,
детских садах для детей с нарушениями слуха, где они находятся
с 2 до 7 лет. С 7 лет они продолжают обучение в школе для слабо­
слышащих детей. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...