Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ




Основными задачами коррекционного обучения являются сле­дующие:

1.Формирование звукопроизношения.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Подготовка к обучению грамоте.

Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков.

Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально.

Фронтальные з а н я т и я проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индиви­дуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отра­батывается произношение гласных звуков: у, а, и, э, о, затем простых согласных: я, п', к, к', л', х, с, с', з, з' и вновь поставленных звуков: ц, т, б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р', ч, щ.

В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и вос­производить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на за­крепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф^в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж); фрикативные и аффрикаты (с-ц); плавные и вибранты (р-л, р'-л')\ мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.).

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слу­ховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи—дети отве­чают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вто­рая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроиз­ведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звуко-произноше"ния.

По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, па­дежа, времени действия. Так, например, при закреплении правиль­ного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирают существи­тельные к прилагательным (синий... автобус, синяя... ваза, зеле­ная... скамейка).

При дифференциации звуков р-л логопед подбирает словосо­четания, в которых дети употребляют существительные в опреде­ленных падежах (Дрова рубят... топором. Дрова пилят... пилой).

В это же время вводятся разнообразные упражнения на состав­ление и распространение предложений по вопросам, опорным сло­вам, по демонстрации действий.

Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через.

Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин.

На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у; если услышишь слово со звуком г; слог со звуком п» и т. п.; «Отбери кар-Гинки, в названии которых есть звук к» и т.п.).

Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов;

Предусматривается определенное соответствие между изуча­емыми звуками и теми или иными формами анализа. Так, первона­чальная подготовка к анализу включает в себя следующие раз­делы:

1) выделение первого ударного гласного звука (&, о, у, и) в на­
чале слова. На-материале этих звуков детям дается первое пред­
ставление о том, что звуки могут быть расположены в определенной
последовательности. Дети определяют количество звуков и их после­
довательность в звукосочетаниях;

2) выделение первого и последнего согласного звука в одно­
сложных словах (кот, мак); анализ и синтез обратного слога
типа an, ут, ок;

3) выделение в слове ударного гласного из положения после
согласного (кот, танк);

4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов
типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.

По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включают все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрей­шему введению в речь поставленных звуков.

Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама,'стул, кошка, стакан, капуста и др.). Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены од­ного звука другим (Мура Шура, кот рот и т. п.). В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» (согласные звуки).

В результате многочисленных упражнений на правильное про­изношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.

Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение сло­ва по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и пред­ложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомен­дуется использовать составленные из букв слоговые ряды, спе­циально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.

Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, пред­ложения, небольшие рассказы).

Большое внимание уделяется разнообразным упражнениям на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостаю­щие буквы и др.).

Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осо­знанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой струк­туры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Кроме того, в детском саду дети практическим путем усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в соб­ственных именах и в начале предложений. Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноцен­ную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недо­статки ребенка, но и подготовить его к школе.

Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготов­ленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.









Контрольные вопросы

1.Что вы знаете о причинах, вызывающих дисграфию и дислексию у детей?

2.Как можно установить дисграфию у ребенка?

3.Как выявляется дислексия у детей?

4.Какие категории дисграфических и дислексических ошибок вы знаете? Почему они иначе называются диагностическими?

5.Может ли дисграфия проявляться у детей изолированно (при отсутствии дислексии)? Обоснуйте вывод.

6.В чем состоит тесная взаимосвязь между недоразвитием устной речи и нару­шениями письма и чтения?

7.В чем заключается единство системы работы по преодолению дефектов устной речи, письма и чтения?

8.Может ли принести пользу в устранении дисграфии упражнение детей в спи­сывании? Обоснуйте вывод.

9.Могут ли дать положительный результат при устранении дислексии упражнения в запоминании начертаний букв путем их обводки, раскрашивания, вырезывания? Обоснуйте вывод.

10.Почему в начале занятий по устранению нарушений письменной речи реко­мендуется заменять написание слов складыванием слов из разрезной азбуки?

11.Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

12.К чему приводит сниженный фонематический слух? Каковы специфические ошибки письма?

13.Каковы задачи коррекционного обучения в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием?

14.В какой последовательности проводится работа по подготовке к звуковому ана­лизу и синтезу с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи?

15.Как у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется переход к овладению чтением и письмом?

16.Какими знаниями, умениями овладевают дети к концу обучения?

Контрольные задания

1.Составьте план логопедического обследования детей, имеющих нарушения письма и чтения.

2.Составьте специальные тексты для обследования письма и чтения у первоклассников.                

3.Познакомьтесь в любом логопедическом учреждении с  протоколами обследования фонематического восприятия у детей. Проанализируйте  характер и степень на­
рушения фонематического слуха у каждого ребенка. Выпишите звуки речи, которые ребенок не дифференцирует на слух, сгруппировав их по оппозиционности.

4.Раскройте особенности произношения и восприятия звуков у детей   6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

5.Расскажите, какие требования предъявляются к построению фронтального заня­тия в группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

6.Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия на закрепление звука с.

7.Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия на дифференциацию звуков с и ш.

8.Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия по обучению грамоте.

9.Составьте примерный конспект занятия с применением схем разбора слов (на лю­бом звуковом материале).

10.Проанализируйте и соответствии с предъявляемыми требованиями составленный вами конспект занятия.

11.Познакомьтесь с образцами письменных, работ детей, имеющих дисграфию и дислексию. Проанализируйте характер специфических ошибок в их письме. Систематизируйте эти ошибки, обозначив их специальными терминами. 

12.Составьте 1—2 конспекта логопедических занятий по устранению нарушений письменной речи у детей, использовав пособие Л. Н. Ефименковой и И. Н. Садовни-
ковой «Исправление и предупреждение дисграфии у детей» (М., 1972.— С. 35—112) и другие пособия.

13.Проведите тщательное детальное логопедическое обследование устной и письмен­ной речи ребенка, имеющего дисграфию и дислексию. Составьте подробную речевую карту. Напишите заключение.

14.Составьте конспект урока по развитию словарного запаса у детей, имеющих нарушения письменной речи.

15.Составьте конспект урока для учащихся первого класса по развитию граммати­ческого строя речи.

16.Составьте конспект урока по развитию навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах обучения грамоте.

17.Составьте перспективный план работы по устранению дисграфии и дислексии, использовав материал гл. «Нарушения письма и чтения у детей с недоразвитием ре­чи» из книги «Основы теории и практики логопедии» (под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...