Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ




В настоящее время является общепризнанным, что между не­доразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения наруше­ний необходима единая система коррекционного воздействия. подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер в своих работах, посвященных проблеме преодоления патологии письменной речи у де­тей, подчеркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Такую работу обычно проводит логопед» на школьных лого­педических пунктах в свободное от уроков время (3—4 раза в не­делю). Основные направления логопедической работы:

Развитие фонематического восприятия.

      (О системе работы по развитию фонематического слуха см. в гл. II.)  

Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигателъного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фоне­
матического слуха осуществляется и работа над звукопроизноше-
нием.

2. Работа над звукопроизношением.Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необ­ходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Работа по раз­витию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем, и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, корот­кие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор
к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического
умения пользоваться им.
Обычно этот этап начинают с того, что
учат детей разным способам образования новых слов, например
образованию слов с помощью различных приставок от одной гла­
гольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел); с помощью од­
ной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес,при-летел, при-бежал и т. д.). Другой вид словарной работы — под­бор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает право­ писание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.

На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепля­ется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5.Развитие грамматических навыков.   Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям кар­тинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

6.Развитие связной речи,как устной, так и письменной.

Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводят­ся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.

Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.









ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Одно из необходимых условий предупредительного воздей­ствия— раннее распознавание настораживающих признаков рече­вого недоразвития.

Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией.

На основе всестороннего анализа и оценки роли отдельных компонентов речевой деятельности в структуре различных дефек­тов речи в 60-х гг. была выделена особая категория детей до­школьного возраста с недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...