Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заполняем Дневники настроения.




Программа коррекционно-развивающих занятий

В сенсорной комнате

 "Необыкновенные морские приключения"

Короленко Е.В., педагог-психолог

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

 Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку бoльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.

В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, полученное в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности; как одна из форм резидуальной нервно-психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса (И.И.Мамайчук).

Младший школьный возраст совпадает с периодом появления осознания своей инвалидности, сложнее и ярче становятся проявления особенностей эмоционально-волевой сферы, межличностных взаимодействий. Значительно усугубляет последствия дефекта социальная депривация:

– у детей с ДЦП сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив);
– оторванность от общественной жизни;
– отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.

 

Младшие школьники с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект) испытывают трудности во взаимодействии, характеризуются неумением участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, не проявляют инициативу, испытывают трудности или не умеют договариваться, аргументировать.

Следствием является нарушение формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. В результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности изоляция, его псевдоаутизация.

Принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, требующего создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность (О.Г.Приходько). Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.

 

Представленная нами программа коррекционно-развивающих занятий «Необыкновенные морские приключения» реализована в условиях темной сенсорной комнаты. Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.

Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку.

Цель: развитие коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты

Задачи программы:

  • создание условий для развития навыков взаимодействия в группе;
  • формирование навыков взаимопомощи;
  • развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
  • создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности.

Категория участников: младшие школьники, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект).

Возраст:7-9 лет

Продолжительность: программа состоит из 6 занятий по 30-35 минут.

Формы работы: подгрупповые занятия; количество участников 3-4 человека.

Методическое обеспечение:

Оборудование темной сенсорной комнаты:фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», настенное панно «Водопад», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, лампа «Вулканическая лава», цветные модули, мягкие напольные маты, массажеры мячики, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»,

Другое оборудование: разноцветные шифоновые платки или шарфы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, альбомные листы, планшеты жесткие с фиксатором, атласная лента оранжевая, ватман, шкатулка-сундук, ватман.

Учебно-методический комплект: программа занятий «Необыкновенные морские приключения», индивидуальные Дневники настроения.

Методические рекомендации представлены вПриложение 5

 

Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции, повышают самооценку.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается по методике Г. Цукерман «Рукавички», наблюдением (критерии представлены в Приложении 4.)

 



Содержание программы «Необыкновенные морские приключения»

Занятие 1. Тайна хитрого пирата

Оборудование: фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, ватман, Дневники настроения.
Ход занятия:


Приветствие

Упражнение «Побежали-побежали». Участники сидят на мягких матах, психолог сидит перед ними. Ладони на коленях, пальцы поднимаем и опускаем поочередно, быстрее – медленнее. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Упражнение «Веселые медузы».Исходное положение то же. Держа руки перед собой, совершать плавные движения ладонями, стараясь шевелить каждым пальчиком, имитируем движения медузы в воде.
Психолог рассказывает о занятиях в сенсорной (волшебной) комнате, обсуждаются правила поведения на занятиях. Правила поведения в сенсорной комнате:
– Верить в чудеса!
– Беречь оборудование волшебной комнаты.
Обсуждаются правила ведения Дневника настроения. Правила работы в Дневниках настроения Приложение 1.

 





Основная часть

Психолог: «Предлагаю отправиться в морское путешествие, кто знает, может быть, нас ждут настоящие приключения. Мы же совсем забыли про компас! Давайте вспомним, как же ориентировались в давние времена, когда компасов еще не было?». Можно предложить участникам загадки о звездах, например:

Искры небо зажигают,
А до нас не долетают…

Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберет
Солнце взойдет –
Все наоборот.

Дети угадывают загадки и «отправляются» в морское путешествие. (Оборудование: комплект «Звездное небо», профессиональные генератор со звуками природы (звук «Сверчки»), зеркальный уголок с пузырьковой колонной). Психолог: «Представьте, мы плывем по теплому морю. Вода чистая и прозрачная. Мимо нас проплывают красивые разноцветные рыбки (пауза 10-15 секунд). Мы плыли всю ночь. Настало утро (Оборудование: настенное панно «Водопад», звуки пения птиц), и что мы видим?! Море принесло нам послание! Что же в нем?». Из-за пузырьковой колбы психолог достает шляпу пирата, в которой свиток с посланием






Приложение 2.

На свитке надпись: «Тот, кто читает, мою шляпу одевает». Один из участников читает надпись, одевает шляпу и читает послание пирата вслух. Послание пирата: «Клад находится в (шифровка). Шифр спрятан на островах. Пройдите все испытания». Психолог: «Ну что, отправляемся в путешествие за кладом?!».

Упражнение «Имя корабля». Придумываем название нашего корабля, условие – в названии обязательно должны быть предъявляемые буквы А, О, И (если детям очень сложно выполнить условия задания, можно добавить к списку еще буквы). Придуманное название записываем на плакате, где уже нарисован кораблик.

Упражнение «Моя команда». Психолог обсуждает с детьми какими качествами должен обладать настоящий моряк, кладоискатель. Например, смелость, а что значит «смелость»? Какими качествами обладают сами участники? Чему бы хотели научиться? На плакат с названием корабля вписываем сильные качества членов нашей команды.

Рефлексия

Обсуждаем с участниками, что больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии? Хвалим каждого участника.

Ритуал возвращения

Психолог: «Возвращаемся из нашего плавания (Оборудование: комплект «Звездное небо», профессиональные генератор со звуками природы (звук «Шум моря»), зеркальный уголок с пузырьковой колонной). Звезды указывают нам дорогу домой. Светят ярко. Переливаются. Блестят. Море теплое. Волны спокойные. Прислушайтесь, как приятно шумит ветерок. Мы оказались в школе». Можно делать смысловые паузы в тексте по 1-2 секунды.

Заполняем Дневники настроения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...