Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся




В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой - характерные только для слабовидящих.

К общим потребностям относятся:

специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной обучающимся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья;

необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

целенаправленное руководство зрительным восприятием;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

 развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;   

учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом;

увеличение времени на выполнение практических работ;

введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;

введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;

коррекция нарушений в двигательной сфере;

поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

активное обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося.

Для слабовидящих обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 4.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;   

целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

коррекция нарушений в двигательной сфере;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

наглядно-действенный характер содержания образования;

обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:

учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;

расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;

обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;

развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;

целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;

максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;

преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;        

учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;

развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;       

целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;

формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;

целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

коррекции нарушений в двигательной сфере;

развития речи и коррекции речевых нарушений;

нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.

Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Освоение АООП НОО, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение слабовидящими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты должны отражать:

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;

формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;

ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса; наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;

 формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;

 сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать:

способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению основным общим образованием;

развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде образовательной организации (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

На ступени начального общего образования слабовидящих обучающихся устанавливаются планируемые результаты освоения:

междисциплинарной программы «Формирование УУД», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся»;

программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология (труд)», «Физическая культура»;

программ коррекционных курсов: «Ритмика», «АФК», «Развитие зрительного восприятия», «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности».

В данном разделе АООП НОО приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени НОО (за исключением родного языка, литературного чтения на родном языке), курсов коррекционно-развивающей области. Планируемые результаты освоения родного языка и литературного чтения на родном языке разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учётом требований ФГОС НОО к соответствующим предметам.

Результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование УУД», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся»;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...