Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Карта-наблюдение за педагогической деятельностью учителя и деятельностью учащихся
Дата:_______________ Класс:_________________
Учебный предмет: чтение
Ф.И.О. учителя:_______________________________________________________________________
Цель наблюдения: выделить личностно ориентированные характеристики урока, способствующие саморазвитию личности ученика.
Тема урока: Согласные звуки /м/, /м'/; буква М.м. Мечты детей о будущем:
Хр.
урока
| Деятельность учителя на уроке
| Деятельность учащихся
| Выводы, исходя из цели наблюдения и др.
| 8.50
| 1. Организационный момент, сообщение темы и задач урока
- Ребята, я рада вас видеть, красивых, нарядных. Сядем красиво, как Маша на таблице под доской и наша Маша в классе.
- Урок чтения. Я знаю, что вы любите путешествовать, и поэтому сегодня мы вместе с новой буквой отправимся в путешествие... (пауза) на самолете, который выпущен нашим ульяновским авиационным заводом «Авиастар». (Учитель открывает штору на доске, дети видят яркое большое изображение самолета.) Самолет Ан-124 («Руслан») вылетает с аэродрома Восточный.
- Внимание! Пассажиры! К полету приготовиться! Включить контакты! Завести моторы!
5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК!
Итак, наша классная комната - салон самолета, а я – стюардесса, человек, который постоянно общается с пассажирами, выдает им всю самую необходимую информацию.
-Уважаемые пассажиры, пристегните ремни безопасности, наш самолет набрал максимальную высоту, т.е. самую большую. В салоне самолета не рекомендуется кричать, оборачиваться и надоедать соседу
|
Дети подтягивают-ся, садятся прямее
Есть приготовить-ся! Есть
включить контакты! Есть
завести моторы! Ура!
|
Мотивация учения
Использование
средств яркой
наглядности
Создание игровой
ситуации
| 8.55
| 2.Актулизация прежних знаний
- Но кто-то нарушает наши правила. Посмотрите, кто
пробрался в салон нашего самолета? Из какой книжки этот шалунишка? Я и не заметила, как этот пассажир
пробрался без билета. Он с письмом от папы Карло: “Дорогие мои первоклассники! Отправляю вам своего
сынишку Буратино и прошу вас, обучите его грамоте. В награду за это я вам выстрогал деревянные пятерки. Папа Карло”.
- Давайте поможем Буратино. Садитесь, Буратино, и слушай внимательно. Папа Карло передал нам также задание:
а) индивидуальная работа
На доске прочитать слово, составить схему с помощью звуковых карточек и произвести слого-звуковой анализ слова. Слова: пенал, папка, пилот, плотник, капитан, сталевар, повар;
б) повторение изученных букв
- Ребята, посмотрите в иллюминатор (смотровое стекло). Мы пролетаем над родными просторами.
- Как называется наш город?
- Как назывался наш город раньше?
- Видимость отличная. Мы видим дом. Сколько в нем этажей?
- Какие буквы живут на первом этаже?
- Какие звуки они обозначают?
- Чем похожи жильцы первого этажа?
- Назовите жильцов второго этажа?
- Какие звуки они обозначают? В чем их сходство?
- Что объединяет жильцов первого и второго этажей?
- Какие буквы растут на грибах слева от дома?
- Почему эти грибы растут под синими облаками?
- Почему грибы И, Е спрятались под зеленой елочкой?
Хорошо мы справились и с этим заданием;
В) коллективная проверка
- Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят
- Сейчас они будут с нами разговаривать. (Чтение домашнего текста. Беседа по содержанию текста)
|
Буратино из
“Золотого
ключика”
Дети внимательно слушают письмо
СТАЛЕВАР
(схема слова)
г. Ульяновск
г.Симбирск
Два
П, К, Т, С
[п]; [п,][к][к,]
[т] [т,] [с] [с,]
Согл. Буквы.
Звуки могут быть твердыми или
мягкими.
Гласные буквы.
Они обозначают твердость впереди стоящего соглас-ного звука
Обозначает мягкость впереди стоящего согл. звука
Дети читают
|
Создание ситуации сюрприза
Организация индивидуаль-ной работы с учетом индивидуаль-ных возмож-
ностей.
Быстрая обратняя связь
Четкий ответ учащихся по алгоритму
Краеведение
Учитель следит за посадкой
Чтение учащихся – слоговое, словами
| 9.08.
| 3.Формирование новых знаний и
умений
А) знакомство со звуками /м/, /м,/
-Замените одним словом: построенное здание, где много квартир и жильцов.
Слого-буквенный анализ слова, составление схемы, выделение последнего звука.
- Сколько пассажиров на первом ряду?
Слого-буквенный анализ слова, составление схемы, выделение последнего звука.
Б) знакомство с буквами М, м
- А теперь я вам раскрою секрет.
Наша гостья – новая буква М (эм),
Она дает нам два звука /м/, /м,/ (показ большой и маленькой печатной буквы)
- Для чего нужна большая буква?
В) работа с учебным материалом
- Почему буква в синем прямоугольнике?
Г) чтение слогов с новой буквой
- Назовите мягкие (твердые) слоги-слияния
- Игра «Мягкий - твердый»: мох, март, мир, мел;
- Игра «Составь слово»
- Игра «Твердый - мягкий»
|
Дом
Семь
Для написания
слов: имен, фами-лий, названий городов и др.
Означает твер-дость согласного звука
|
Умеет заинтересо-вать детей новой темой, используя наглядность
Дети активны
Дети быстро дают правильные ответы
| 9.15.
| 4.Физпауза (танец)
| Детям радостно
| Звучит музыка “Буратино”, исполняют дети с учителем движения
|
| 5.Закрепление изученного
Работа с учебным материалом
- А теперь внимание! Мы пролетаем над крупными красивыми городами. Прочитаем букварь и узнаем, какие города вы знаете. Как называются эти города? Почему написаны с большой буквы? Какой город является столицей нашей Родины?
- Москва –столица России. Это древний прекрасный город, возникший на нашей земле более 850 лет тому назад. В Москве красивое метро. Метро – подземная железная дорога для скоростных перевозок.
(Минск – столица Белоруссии, Киев – столица Украины).
- Герои нашего следующего рассказа – первоклассники, они мечтают о разных профессиях (чтение рассказа «Кто кем станет»).
- А у вас есть мечта?
- Кем вы мечтаете стать?
- Думаю, что если будете старательно обучаться грамоте, все ваши мечты сбудутся.
Какие вы знаете профессии на букву «М»?
|
Ульяновск,
Самара,
Казань,
Волгоград,
Москва
Милиционер,
Медсестра
|
Хорошее чтение учащихся этого возраста.
Доброжелательность учителя, его сдержан-ность и ува-жение к личности учащегося
|
| 6.Итог урока
- А теперь пора нам на землю. «Возвращаться нам пора. Полетели, детвора. Мы с полета возвратились И на землю приземлились» - Наш самолет совершил посадку на нашей маленькой родине - в г. Ульяновске - Понравилось ли вам путешествие? - Что нового вы узнали на уроке? - С чем познакомились?
|
| Логичность построения урока. Умелое чередование видов деятельности
|
| 7. Оценивание учащихся
- Ребята, подсчитайте «золотые монеты», кто имеет 5 «золотых монет», кто 4 «золотые монеты»? Ребята, папа Карло подарил нам большую деревянную пятерку
| Учащиеся поднимают руки
| Внешний вид учителя, его педагогическая культура и такт способствовали созда-нию благо-приятного психологи-ческого климата
|
| 3. Домашнее задание
|
|
|
Приложение 9
Схема анализа урока (учителя)
Организация урока:
1. Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям(в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объем, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями).
2. Темп урока: адекватный (неадекватный).
3. Этапы урока (введение нового знания, его осмысление, закрепление и повторение, проверка и оценка).
4. Методические приемы на основных этапах урока:
4.1. Рассказ
4.2. Объяснение
4.3. Беседа
4.4. Лекция
4.5. Иллюстрация
4.6. Демонстрация
4.7. Создание проблемной ситуации
4.8. Создание игровой ситуации
4.9. Учебная дискуссия
4.10. Учебно-лабораторный эксперимент
4.11. Упражнения
4.12. Взаимообучение
4.13. Использование опорного конспекта
4.14. Опрос
4.15. Контрольная работа
4.16. Зачет
4.17. Учебно-творческие занятия
4.18. Критический анализ учебной деятельности
4.19. Обучающее рецензирование
5. Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
5.1. Умение выделять и осознавать учебную задачу
5.2. Умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделить значимые признаки.
5.3. Умение выбирать адекватные средства деятельности
5.4. Умение удерживать ученую задачу
5.5. Осуществление самоконтроля и самооценки
5.6. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
6.Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объем, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
7. Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстративного) материала:
7.1. Несет ли стабильную учебную нагрузку
7.2. Соответствует ли учебной обстановке, теме урока
7.3. Отвечает ли психогигиеническим требованиям
8. Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся.
При анализе урока можно также рассмотреть его субъектно-личностную ориентацию:
1. Позиция учителя по отношению к учащимся:
1.1. Взрослый — ребенок
1.2. Родитель — ребенок
1.3. Взрослый — взрослый
2.Поведение учителя на уроке:
2.1. Авторитарно-требовательное
2.2. Отстранение-официальное
2.3. Развлекательно-сюсюкающее
2.4. .Заинтересованно-равноправное
3. Речевая среда:
3.1.Преобладание речи учителя (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций);
3.2.Преобладание речи учащихся (умение слышать ответы друг друга, оценивание ответов обучающихся ими самими, рассуждения по поводу учебного материала).
4. Поведение учащихся:
4.1. Подчинение воле учителя
4.2. Свободное общение в рамках темы урока, обмен мнениями
4.3. Пассивное участие в уроке
4.4. Отсутствие интереса к уроку
5. Способы взаимодействия учителя и учащихся между собой:
5.1. Подчинение слабого сильному
5.2. Взаимоуважение и умение учитывать мнение каждого
5.3. Разобщенность и неуважение друг к другу
5.4. Способность к коллегиальным действиям
5.5. Соревновательность
Приложение 10
|