Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебной практики




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО практике

ПМ. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

По специальности среднего профессионального образования

Дошкольное образование

(углубленная подготовка)

 

 

Туймазы, 2016г.

ОДОБРЕНА На заседании специальности 44.02.01 Дошкольное образование     Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование с учетом характеристик обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.  
Протокол № 1   от «31» августа 2016 г.    
Тьютор специальности     _____________/Дудкина Н.В     Заведующий по производственной практике   ___________/Балабанов А.Л.  
   

 

 

Составители (авторы):

Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж;

Кузьмина М.Е., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.

 

Программа согласована: Белякова Т.К., заведующий МАДОУ детский сад № 21 г. Туймазы

 

 

МАДОУ д/с №10                   Заведующий                              ______________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (И.И.Галимова)

 

 

          

 

МАДОУ д/с №18                Заведующий                          _____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Г.Ю.Багаува)

 

 

МАДОУ д/с № 21              Заведующий                                 ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Т.К.Белякова)

 

 

          

 

МАДОУ д/с №24                Заведующий                           ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)              (Э.А.Мухаметшина)

 

 

          

 

 

МАДОУ д/с №25                   Заведующий                           ______________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Э.М.Валеева)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ                                       5                                                                                         
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ                                                                 7          6                           
3. СТРУКТУРА и содержание ПРАКТИКИ                              8  
4. условия ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИяПРАКТИКИ    23  
5. Контроль и оценка результатов ПРАКТИКИ             27  

 

 



Паспорт ПРОГРАММЫ практики 

                                                                  

Место практики в структуре программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).

Программа учебной и производственной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.

Цели и задачи практики.

  С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе прохождения данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательной организации воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

-оказания помощи семье в решении вопросов воспитания детей;

-разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (лицами, их заменяющими) программ индивидуального развития ребенка.

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

-изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели задачи работы с семьёй;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

-консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;

-анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;

-владеть стандартизированными методами психодиагностики в области семейного воспитания;

-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

-использовать информационные технологии в повышении педагогической компетентности родителей.

знать:

-основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

-основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

задачи и содержание семейного воспитания;

-особенности современной семьи, ее функция;

-содержание и формы работы с семьей;

-особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

-методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

-методы изучения особенностей семейного воспитания;

-должностные обязанности помощника воспитателя;

-формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой;

-основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ДО;

-основные закономерности семейных отношений;

-закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей;

-основы поликультурного образования при работе с родителями.

1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики:                                                                                      

 

Всего 3 недели, 108 часов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом практики является освоение общих компетенций (ОК):

 

Код Наименование результата практики
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.  
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.  

 

и профессиональных компетенций (ПК):

 

ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.  
ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.  
ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
ПК 4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.  
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Тематический план учебной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов
1. Инструктаж по учебной практике, цели, задачи, содержание практики. Инструктаж, требования к оформлению документации, ведению дневника.  1

2.

Анализ нормативно-правовых документов по работе с родителями и сотрудниками ДОУ

1. Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодейтвию всех субъектов педагогического процесса. 1
2.Знакомство с должностными обязанностями сотрудников ДОУ. Анализ специфики должностных обязанностей различных специалистовДОУ. 2
   3. Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. 1
4.Сотрудничество ДОУ с родителями. Изучение договоров, локальных актов , устава ДОУ по работе с родителями. 2

3.

Анализ особенностей планирования работы

по взаимодействию с семьями дошкольников

в ДОУ

1. Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями/законными представителями, для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО. 2
2.Анализ планов воспитателей по организации работы с родителями в прикрепленной группе. 1
3.Анализ документации воспитателя по работе с родителями. Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений в прикрепленной группе. 2
4. Анализ и оценка содержания, форм и типов сотрудничества педагогического коллектива. 1.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями/законными представителями в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.; Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» 2
    Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей по вопросам воспитания детей в семье. 1

 


  2.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями/законными представителями во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе) Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» 2
3Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями по обсуждению  достижений и трудностей в развитии ребенка 1
4 Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества. 2
5.Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями/законными представителями; особенностей поведения и реакций разных родителей (лицами их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми. 2
6.Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи. 2
7.Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе. 2
8.Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье» 1

5.

Организация деятельности по подготовке планов конспектов проведения различных форм работы с родителями и сотрудниками ДОУ

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы  темы, целей, задач родительского собрания 1
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной  группе, с учетом  возраста, современных запросов родителей. 2
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка 1
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.   1

 



 

 

 

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения. 1
Разработка  (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. 2
Определение темы, целей, задач индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. 1
Планирование индивидуальной консультации 2
Подготовка наглядной информации (памятки,  буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций:  «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок»,  «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др. 2
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ 1
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ. 2
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку. 2
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики. 1
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка» 1
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья». Оформление выставки детских рисунков. 1
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми». 2
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов». 2

6.

Анализ взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ . 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с воспитателями и детьми. 1

 

 

 

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. Анализ взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.   2
    Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя   2
7. Отчет о проделанной  работе Самоанализ по итогам практики. 3
    ИТОГО: 72ч.



Содержание учебной практики

Задание №1

Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса: должностные обязанности сотрудников ДОУ, анализ специфики должностных обязанностей различных специалистов ДОУ.

Задание №2

Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

Задание №3

Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями.

Задание №4

Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО.

Задание №5

Анализ документации и планов воспитателей по организации работы

 с родителями (лицами, их заменяющими)в прикрепленной группе.

 Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений

 в прикрепленной группе.

Задание №6

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель».

Задание №7

Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей

(лицами, их заменяющими) по вопросам воспитания детей в семье.

Задание №8

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями  во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе).Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель».

Задание №9

Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами,

 их заменяющими)  по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.

Задание №10

Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества.

Задание №11

Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) особенностей поведения и реакций разных родителей(лицами, их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми.

Задание №12

Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи.

Задание №13

Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе.

Задание №14

Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье».

Задание №15

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания.

Задание №16

Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей.

Задание №17

Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка

Задание №18

Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.

Задание №19

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения.

Задание №20

Определение темы, целей, задач, планирования  индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Задание №21

Показ фрагментов проведения индивидуальных консультаций и бесед с родителями в смоделированной ситуации.

Задание №22

Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др.

Задание №23

Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №24

Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №25

Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку.

Задание №26

Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики

Задание №27

Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка».

Задание №28

Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья».

Задание №29

Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми».

Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов».

Задание №30

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ.

Задание №31

Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ.

Задание №32

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями, воспитателями и детьми.

Задание №33

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ.

Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №34

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №35

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №36

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя

Задание №37

Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.

Задание №38 

Подготовка к производственной практике: заверка конспектов мероприятий у методиста практики.

Тематический план производственной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов

Самостоятельная организация

сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОУ в 1 и 2 половины дня

  1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями (лицами,их заменяющими) 2
Организация и участие в проведении  родительского собрания в закрепленной группе 4
Организация и проведение досуга с привлечением родителей (лицами, их заменяющими)   4
Организация выставки рисунков для родителей «Моя семья» 2

 

 

   
   
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ. 4
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами их заменяющими) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х) 2

Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя 2
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) 2
Составление педагогической характеристики семей разного типа. 2
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня. Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.   4
   

4.

 

Рефлексивная оценка и самооценка

результатов самостоятельной организации

взаимодействия с родителями и

сотрудниками образовательного

учреждения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...