Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры написания введения к дипломной работе по истории русской литературы




 

Пример 1. Тема: «Особенности пространственно-временной организации произведений В.П.Аксенова «Затоваренная бочкотара» и «Кесарево свечение»»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы нашего исследования для литературоведения заключается в том, что пространственно-временные координаты художественного мира произведения, задаваемые автором, во многом определяют специфику произведения и, следовательно, служат источником для изучения этих специфических черт (например, жанровое своеобразие, образ человека в произведении и т. п.). Пространство и время как две основные формы существования материи являются обязательными признаками предметов реального мира. Соответственно, и для художественного образа мира категории пространства и времени являются определяющими, становятся базой для развертывания системы художественных образов и сюжетного действия. М. М. Бахтин, который ввел в науку о литературе понятие «хронотоп», обозначив им существенную взаимосвязь пространственных и временных отношений, отмечал, что он имеет в литературе «существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом… Хронотоп как формально- содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе, этот образ всегда существенно хронотопичен». Бахтин отмечал значение хронотопа как компонента, который во многом определяет структуру художественного произведения как идейно-эстетического целого. «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности...Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены…Каждый мотив, каждый выделяемый момент художественного произведения является такой ценностью» [3].

Безусловно, пространство и время как категории художественного произведения несут ярко выраженную философскую окраску, они всегда тесно связаны с осмыслением наиболее общих закономерностей окружающей человека действительности и места человека в ней. Неслучайно М. Бахтин в начале своей работы « Формы времени и хронотопа в романе» ссылается на мысли И. Канта, развившего новое представление о пространстве и времени как о базисе для восприятия мира вообще. «Пространство и время суть чистые формы всякого априорного, наглядного представления» [4]. Таким образом, исследование пространства и времени художественного произведения позволяет нам выйти к постижению общих условий его построения и функционирования как особой знаковой реальности и к пониманию его сущности, представляющей собой специфическую форму отражения действительности.

Актуальность исследования произведений В.П. Аксенова состоит прежде всего в том, что они сами по себе еще мало рассмотрены литературоведами, а отдельные примеры их освещения в литературной критике чаще всего носят характер случайных наблюдений. Между тем, эти произведения, неоднозначные в жанровом отношении и сочетающие в себе разнообразие художественных приемов как реалистического, так и постмодернистского письма, представляют большой интерес как образец для исследования на их основе особенностей, присущих современной прозе в целом. Произведения В. Аксенова дают нам примеры разнообразного выражения тех или иных пространственно-временных отношений, в которых преломляются некоторые специфические черты хронотопического мировидения, свойственные современности.

Таким образом, объектом нашего исследования является пространственно-временная организация художественного произведения. В качестве предметаисследования выступает система хронотопов, проявляющая себя в структуре текста. Материалом нашего исследования выступают произведения В.П.Аксенова «Затоваренная бочкотара» и «Кесарево свечение».

Главнойцелью исследования является определение значимости рассмотренных нами особенностей пространственно-временной организации произведений В. Аксенова для понимания их художественного своеобразия и сути заложенных в них проблем, что является путем к целостному пониманию произведения. Осуществлению этой цели способствует решение следующих задач: выделение в рассматриваемых нами произведениях различных форм хронотопического видения мира, определение их места в целостной структуре произведения, их соотношения с другими компонентами субъектно-объектной организации, выявление в данных формах пространственно-временной организации таких закономерностей, которые могут быть значимыми для создаваемой в произведении картины мира, и ,наконец, изучение связи этих пространственно-временных форм с устойчивыми, укоренившимися в культуре моделями хронотопического мировидения.

При проведении нашего исследования мы руководствуемся принципами структурного метода литературоведческого познания, что предполагает рассмотрение пространственно-временной организации как одного из уровней целостной структуры произведения, тесно связанного с другими уровнями: системой персонажей( или с системой представленных в произведении «голосов»), предметной детализацией, сюжетно-композиционным построением и др. Как отмечается в одном из современных литературоведческих словарей, «специфика структурализма заключается в том, что его приверженцы рассматривают все явления, доступные чувственному, эмпирическому восприятию, как «эпифеномены», т. е. как внешние проявления( «манифестацию») внутренних глубинных и потому «неявных»структур… Таким образом, задача структуралистского анализа художественного произведения определяется не как попытка выявить его неповторимую уникальность, а как поиск внутренних закономерностей его построения, отражающих его абстрактно-родовые признаки» [4]. В своем исследовании мы как раз уделяем основное внимание выявляемым на уровне пространственно-временной организации внутренним структурам, которые позволяют рассматривать произведения В. Аксенова не изолировано, а в рамках единой парадигмы близких им в жанровом отношении произведений (например, мифотектоника пространства). В то же время, с целью выявления и рассмотрения этих глубинных структур мы иногда будем обращаться к сравнительно-историческому методу, позволяющему выявить заложенные в структуре произведения микро- и макромотивы, роднящие его с другими произведениями.

В своем исследовании пространственно-временной организации мы опираемся прежде всего на работы М. Бахтина, раскрывая в произведениях В.Аксенова приметы тех или иных хронотопов, работу Е. Фарыно, описавшего наиболее характерные признаки пространства и времени в литературе (замкнутость-разомкнутость, однородность- неоднородность и пр.), работы В. Тюпа, в которых рассматривается связь пространственно-временной модели художественного мира с древними мифологемами мировидения (мифотектоникой). Также очень важными в методологическом плане нам представляются наблюдения над особенностями художественного времени в работе Д.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» и наблюдения над спецификой художественного пространства в работах Ю. Лотмана «Структура художественного текста» и «В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь». Представляют интерес и наблюдения над проблемой исторического и внеисторического времени в труде П.Рикера «Время и рассказ». В своем исследовании мы, опираясь на работы этих ученых, предполагаем выяснить, как проявляются раскрытые ими особенности пространственно-временной организации в произведениях современной литературы, взяв произведения В. Аксенова как наиболее  характерный пример. Также нам представляется важным рассмотреть, как трансформируются в произведениях В.Аксенова элементы таких устойчивых моделей пространственно-временного мировидения, как хронотоп дороги, хронотоп сна, хронотоп острова, описанные М.Бахтиным авантюрный и раблезианский хронотопы. В этом нам видится вклад нашей работы в науку о литературе, ее новизна. Данные нашего исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по современной русской литературе, по теории литературы, в частности, при изучении таких тем, как «структура художественного произведения», «художественная картина мира», « элементы мифопоэтики в произведениях современной литературы», «гротеск и карнавальность в современной литературе».

Структура нашей работы предполагает следующие элементы:

1-я глава- рассмотрение особенностей художественного метода Аксенова, их влияния на художественную структуру его произведений, внешнего хронотопа дороги в повести «Затоваренная бочкотара», внутреннего хронотопа снов и общих особенностей представленной в повести модели мира.

    2-я глава- рассмотрение общих особенностей художественной структуры романа «Кесарево свечение», отражения в пространственно-временной организации романа примет авантюрного и раблезианского хронотопов, элементов мифопоэтики пространства, особенностей категории художественного времени в романе ( интенция времени, соотношение исторического и «вечного» времени).

Заключение - общие выводы об особенностях пространственно- временной организации. Обозначение путей дальнейшего исследования.

 

Пример 2. Тема: «Изучение творчества И. А. Гончарова в современном американском литературоведении на материале романа «Обломов»»

 

Введение

Джонатан Каллер в одной из своих последних работ «Теория литературы: краткое введение» сделал интересное и достаточно важное для современной литературоведческой науки замечание о том, что в настоящее время «…в теории культуры и литературы все большее внимание уделяется повествованию…поскольку мы осмысляем происходящее через повествование…» [13; с. 93]. Действительно, с 1960-х годов проблема повествования стала главным предметом литературоведческих штудий, основой литературоведения стали исследования, посвященные романам и рассказам [там же]. Не отступая от этой научной тенденции, в дипломной работе мы останавливаем внимание именно на крупной повествовательной форме и творчестве того русского писателя, который многими исследователями считается основоположником русского романа в его классическом варианте. Стоит отметить, что круг почитателей И. А. Гончарова поистине всемирен. Его «Обломов» - единственный роман, получивший признание во всех уголках планеты. Недаром образы произведения отразились в художественном творчестве и эссеистике целого ряда писателей XX века [22; с. 70]. Экраны многих стран мира обошел фильм «Несколько дней из жизни Обломова», а в столице Шотландии Эдинбурге есть даже кафе «Обломов». Подобная картина неслучайна: растущий интерес к творчеству Гончарова объясняется не только актуальностью в наше время нравственно-этических поисков и решений русской классической литературы в целом. Здесь, как отмечает В. А. Недзвецкий, есть и особые причины. Один из самых самобытных художников, глубокий патриот, Гончаров был, тем не менее, всегда чужд социальной или национальной ограниченности. Русская жизнь отразилась в его романах не в политической или идеологической злобе дня, а в ее духовно-нравственных основах, коллизиях и идеалах, которые всегда будут интересовать человечество [17; с. 96-98].

Итак, теманашего дипломного исследования - изучение творчества И. А. Гончарова в современном американском литературоведении на материале романа «Обломов».

Актуальностьисследованияпроистекает из целого ряда факторов:

1) возросшего к концу XX века интереса к творчеству Гончарова в зарубежном литературоведении [22; с. 70].

2) повышенного интереса в современной общественной среде к межкультурным коммуникациям, диалогу культур, одним из важнейших условий которого является перевод.

3) потребности гончарововедения в новых подходах, позволяющих выявить особенности восприятия писателя в иноязычной культуре.

Научная новизна дипломного исследования обусловлена обращением к малоизвестному и отчасти труднодоступному для отечественного читателя и исследователя материалу и отсутствием работ по выбранной теме.

Целью работы является анализ методологических особенностей изучения Гончарова в американском литературоведении 1970-х – 2000 гг. В рамках работы предстоит решить следующие задачи:

1) дать характеристику зарубежного литературоведения последней трети XX века как контекста, в рамках которого мы будем раскрывать заявленную тему;

2) исследовать основные принципы рассмотрения биографии и творческой манеры писателя в англоязычном литературоведении;

3) провести анализ американских публикаций о Гончарове в методологическом и аналитическом аспектах;

4) раскрыть особенности интерпретации иноязычными исследователями основных проблем мировоззрения и творчества Гончарова в контексте романа «Обломов»;

5) отметить перспективность рассмотренных публикаций для дальнейшего развития гончарововедения в целом.

Объектом исследования послужили публикации американских исследователей Димент (G. Diment), Михайловик (Alexander Mihailovic), Креймер (Karl D. Kramer), Холмгрен (Beth Holmgren), Гивенс (John Givens), Лебланк (Ronald D. Leblanc), посвященные различным вопросам жизни и творчества русского писателя в контексте романа «Обломов» и опубликованные в сборнике статей Димент «Обломов» Гончарова» (Diment G. Goncharov's “Oblomov”: A Critical Companion / Ed. by G. Diment. Evanston: Northwestern UP, 1998.) Стоит отметить, что для исследования нами выбраны публикации последнего десятилетия как наиболее актуальные с точки зрения современности и интересные новыми и оригинальными подходами к рассмотрению литературного произведения, критическое усвоение которых представляется необходимым для дальнейшего развития гончарововедения и отечественной науки в целом. В качестве предметадипломного исследования выступает особенность рецепции самого известного творения Гончарова в американском литературоведении. В работе сделана попытка показать своеобразие иноязычных работ по творчеству Гончарова. Методологический анализ строится на одинаковом внимании ко всем имеющим отношение к современному гончарововедению методам и школам изучения литературы на Западе («новая критика», рецептивная эстетика, мифопоэтика, фрейдизм, феминистская критика и другие).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования как рассматриваемого материала, так и результатов его анализа в лекционных курсах по истории русской литературы, спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Гончарова. Кроме того, данный материал может быть полезен для более глубокого знакомства с современным состоянием западного литературоведения и англоязычной славистики в частности. Научно-теоретическая значимость состоит в том, что работа вносит определенный вклад в изучение творчества Гончарова на современном этапе развития литературоведческой науки, когда возникает задача пересмотра ряда традиционных подходов к художественной деятельности писателя, что в свою очередь связано с необходимостью вовлечения наследия Гончарова в широкий общекультурный контекст.

Что же привлекает англоязычного литературоведа в творчестве русского писателя и что остается незаметным для его исследовательского взора, каковы особенности осмысления гончаровского художественного мира в иной культурно-языковой среде – эти вопросы актуальны для постижения своеобразия таланта Гончарова. Взгляд на русского романиста из другой, «инонациональной» сферы позволит обнаружить новые аспекты в анализе и интерпретации творчества и мировоззрения писателя, наметить перспективы в изучении его художественного мира.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Приложение 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...