Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране




 

Развитие и размещение производства транспортных средств и оборудования базируется на тех же принципах, что и все отрасли народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей этого комплекса. Факторы, непосредственно определяющие развитие и размещение производства транспортных средств и оборудования: природные условия, география природных и сырьевых ресурсов; объемы капитальных вложений, источники их финансирования; специализация и уровень развития хозяйств экономических районов; базовый уровень развития науки и техники; пути сообщения и транспортная сеть; трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации; форма организации производства; масштабы и структура потребления продукции; транспортабельность сырья и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе.

Трудно представить себе современное производство транспортных средств и оборудования без широкого внедрения научных разработок. Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения предприятий, производящих машины и оборудование[5].

С точки зрения трудоёмкости производство транспортных средств и оборудования характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство транспортных средств и оборудования требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей производства транспортных средств и оборудования тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры (табл.1).

 

Таблица 1 - Степень влияния конкретных факторов на размещение

 

Сырьевой фактор

Трудовой фактор

Тяжелое производство

решающее значение

 

Производство локомотивов

сильное значение

слабое значение

Производство судов

 

слабое значение

Производство автомобилей

 

решающее значение

Размещение предприятий, производящих машины и оборудование находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего, от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли производства транспортных средств и оборудования тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции [6].

Следует подчеркнуть, что в общем и среднем машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.

В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает таких формах как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства оказывает влияние на размещение, прежде всего с необходимостью иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения промышленного строительства, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по перевозкам сырья, топлива и готовой продукции.

Специализация производства, в зависимости от её видов, оказывает различное влияние на размещение промышленности, Так, предметная специализация определённым образом локализирует промышленные предприятия.

Так, вагоностроение представлено заводами, которые выпускают тяжелые грузовые вагоны (Нижний Тагил), саморазгружающиеся вагоны (Калининград), мягкие пассажирские вагоны (Санкт-Петербург), пассажирские вагоны для местных сообщений (Тверь), вагоны для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург) и т. д. В автостроении одни предприятия дают грузовые машины, другие — легковые; одни заводы ориентированы на производство большегрузных автомобилей, другие — машин средней грузоподъемности.

Доля инвестиций отдаваемых машиностроению довольно велика по отношению к другим обрабатывающим видам производства, и в своей совокупности производство машиностроительной продукции является бесспорным лидером, конкурируя только лишь с производством пищевой продукции и металлургическим производством. Причём структура инвестиций в машиностроительный комплекс несколько специфична. Так, например, доля инвестиций в сферу производства машин и оборудования существенно возрастает, начиная с 1996г. вплоть до 2008г. В производстве транспортных средств и оборудовании очевиден существенный спад инвестиций, как и в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов, так и в сфере производства судов, летательных космических и других аппаратов и в совокупности инвестиционная способность производства транспортных средств и оборудования к 2008г. составляет 68,8% по отношению к 1996г.[7]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...