Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные уровни организации материи




В современном естествознании эта структурированность материи оформилась в научно обоснованную концепцию системной организации материи. Структурные уровни материи образованы из какого-либо вида и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами.

Критериям для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки:

- пространственно-временные масштабы;

- совокупность важнейших свойств и законов изменения;

- степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

 

 36. Пространство, время, движение как фундаментальные характеристики сущего

Пространство - универсальное свойство материи, характери­зующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие различных материальных систем.

Время - универсальное свойство материи, характеризующее длительность существования, последовательность смены состоя­ний в развитии всех материальных систем.

Пространство и время неразрывно связаны между собой, что и проявляется в движении материи и ее развитии.

Движение - универсальное свойство материального бытия, характеризующее процесс изменения и взаимодействия материаль­ных систем.

Развитие характеризует качественно необратимое и направ­ленное изменение системы. В свою очередь, направленность быва­ет трех видов: прогрессивной, регрессивной и адаптационной («плоскостной», одноуровневой).

Вплоть до XIX века движение рассматривалось в основном механистически, как простое пространственное перемещение тел. Однако философия показала, что даже механическое движение со­держит в себе ряд проблем. Древнегреческий философ и математик (Зенон Элейский сформулировал так называемые апории («апория» в переводе с греческого - «затруднение», «безвыходное положе­ние»), раскрывающие внутренне противоречивую природу движе­ния. В одной из своих апорий под названием «Летящая стрела» Зенон рассуждает следующим образом: для того, чтобы преодолеть некоторое расстояние, стрела должна сначала пролететь его поло­вину, затем половину половины, затем четверть половины и т.д. до бесконечности.

В каждый конкретный момент времени стрела за­нимает определенное пространственное положение, равное ей по величине, т.е. она покоится. Следовательно, по мнению Зенона, ле­тящая стрела покоится, и движения не существует. Согласно ле­генде, один из учеников Зенона, желая его опровергнуть, стал мол­ча прохаживаться перед учителем, полагая, что тем самым он доказывает наличие движения. Однако Зенон остался при своем мнении, заметив, что логического доказательства движения нет, а полагаться на визуальное восприятие движения нельзя, ибо чувства всегда обманчивы.

Понимание движения как исключительно механического пе­ремещения тел в пространстве было преодолено в философской системе Гегеля, который впервые интерпретировал движение как атрибутивную характеристику бытия. Справедливо указывая на роль Гегеля в преодолении упрощенного механицизма в интерпре­тации движения, необходимо отметить и те научные открытия, ко­торые этому способствовали. В первую очередь, это закон сохра­нения и преобразования энергии, создание эволюционной теории Ч. Дарвина и теория клеточного строения организма.

В современной философии выделяют следующие формы дви­жения:

· механическое,

· физическое,

· химическое,

· биологическое,

· социальное.

В рамках и философии, и науки сложились две основные мо­дели, описывающие характер взаимоотношений между простран­ством, временем и движением.

Субстанциальная модель трактует пространство и время как самостоятельные сущности, внешние условия существования и движения тел. В рамках субстанциальной модели, приверженцами кото­рой были Платон, Декарт, Ньютон, сложилось представление об аб­солютном пространстве и времени. Абсолютное пространство есть бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от процессов, происходящих в ней. Абсолютное время есть текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномер­ная длительность, в которой все возникает и все исчезает. В качестве одной из возможных гипотез данная модель существует в современ­ной физике, в частности в геометродинамике, которая утверждает, что в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства.

Реляционная модель, гипотетически осмысленная Г. Лейб­ницем и Г. Гегелем, а математически обоснованная А. Эйнштейном, обосновывает неразрывную связь пространства и времени как единой формы движущейся материи, устанавливает единство пространст­венно-временной и причинно-следственной структуры мира.

Перцептуальный анализ (перцепция - от лат. perceptio - представление, восприятие) фиксирует отражение объективной пространственно-временной структуры реальности в формах чув­ственно-образного восприятия. Становление концепции перцеп­тивного пространства и времени было положено И. Кантом, рас­сматривавшим пространство и время как всеобщие и необходимые условия чувственного созерцания. Именно Кант обосновал поло­жение, согласно которому способность человека структурировать и упорядочивать внешние ощущения проистекает из структуры про­странственно-временных отношений, внутренне присущих самой познавательности активности человека.

Перцептивное восприятие пространственно-временных отно­шений реализуется на двух уровнях: на уровне индивидуально- личностного восприятия и на уровне художественного образа.

Перцептивный анализ пространственно-временных отноше­ний на уровне индивидуально-личностного восприятия.

Современ­ная психология установила, что конкретно-чувственный образ про­странства и времени различен не только у разных людей, но может различаться и у одного и того же человека в зависимости от его эмоционально-психического состояния. Последнее явно заметно в таких речевых конструкциях, как «время бежит», «время останови­лось», «я ощущал данное место как зловещее, чуждое мне» и т.п. Естественно, приведенные фразы фиксируют не объективную изменчивость пространственно-временных параметров мира, а лишь их субъективно-личностную оценку индивидом. Однако данная оценка не является сугубо произвольной и, в свою очередь, зависит от таких параметров как:

· психологический тип человека (время для холерика и флег­матика течет, в некоторой степени, по-разному),

· наличие благоприятного или агрессивного окружения (фона),

· количества информации, перерабатываемой мозгом в дан­ный момент времени. Психологи установили четкую зави­симость: восприятие времени как «остановившегося», «медленного» характерно для ситуаций низкой интеллек­туальной или эмоциональной активности человека.

Восприятие пространственно-временных отношений на уров­не художественного образа. Предмет искусства, в отличие от предметов реально-вещественного мира, представляет собой един­ство трех уровней, а, следовательно, и трех пластов пространственно-временных отношений. Предмет искусства существует:

а) в реальном физическом пространстве-времени,

б) в авторском пространстве-времени его создателя,

в) в пространстве времени его интерпретатора, т.е. зрителя.

В реальном пространстве-времени предмет искусства сущест­вует как обычный физический предмет, подверженный всем зако­нам материального мира - старению, порче холста, выцветанию красок и т.д. Но предмет становится носителем художественного образа, только выйдя за пределы реального пространства-времени и создав особый тип духовной реальности.

 В отличие от физического объекта, эстетический объект существует в знаково-символической реальности, поэтому в сфере искусства значимым является не только аспект содержания, но и способ выражения, художествен­ной подачи данного содержания. Соотношение этих двух аспектов в истории искусства может быть различным, от акцентирования содержательного аспекта и стремления к подобию в рамках реа­лизма, до провозглашения прав художника на полное и абсолютное изобретательство в неклассическом искусстве. Но в любом случае художественный образ потому и является образом, что осуществ­ляет личностную, субъективную интерпретацию реальности, в том числе и пространственно-временных отношений. Необходимым ус­ловием перцептивного пространства-времени как элемента худо­жественного образа является наличие в нем элементом фантазии, творческого воображения, авторского самобытного мировидения, при помощи которых Мастер и достигает проникновения в сущ­ность изображаемого объекта. Наоборот, стремление к полной ими­тации как, например, в театре восковых фигур оставляет данное явление за пределами искусства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...