Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие как философская категория. Исторические формы онтологии. Основные виды бытия




Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон». Первоначально его значение в принципе совпадало с «метафизикой». Но уже столетием позднее, у Х. Вольфа, онтология – это самостоятельный раздел метафизики, наряду с рациональной теологией, космологией и психологией. С тех пор онтология – отдельная дисциплина философского знания.

«Отцами» онтологии считают древнегреческих мыслителей Гераклита, Парменида, Платона. В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответственно, специфика онтологического знаниясвязана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производных от нее понятий «сущее» и «сущность». Бытиерассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть. Обращение к данной категории связано с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. С позиции античных мыслителей, бытие обладает такими свойствами, как единство, вечность, цельность. О бытии возможно подлинное знание, реализуемое с помощью разума, обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Такое бытие считалось трансцендентным, т.е. «запредельным».

Бытие противопоставлялось эмпирическому, повседневному миру. Для этого повседневного мира использовался термин становление. Если о бытии возможно знание, то о становлении – только правдопобные сведения, опирающиеся на чувства.

В Новое время проблематика онтологии отходит на второй план под давлением гносеологического подхода. (теперь в центре внимания – не бытие, а познание, в частности, метод познания и т.п.). В рамках гносеологического подхода субъективностьприобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологическогознания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания.

Яркий пример такого нового подхода – трансцендентальная философия Иммануила Канта. По Канту, трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности знания о нем. Согласно Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях разума. В результате в онтологии все вопросы о бытии оказываются связаны с разрешением проблем познания. Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.

С помощью категории бытияобозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия,: например, иллюзорное бытие в виртуальном пространстве, своеобразное бытие-небытие.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Небытие– это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия.Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.

С целью «ухватить» в понятии все многообразие форм бытия в философии использовались различные термины: «фюсис», «мир», «Вселенная», «Космос» и др. Наиболее развитым интегральным смыслом среди них обладает понятие Универсум, поскольку органично соединяет философские и естественнонаучные аспекты значения. Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия универсума — субстанции (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. К примеру, протяженность – атрибут материи. Мыслимость – атрибут идеи. Всемогущество – атрибут понятия «Бог», если мы в силу своих убеждений считаем Бога субстанцией. В содержании категории «модус» фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...