Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-экономическое и политическое развитие
страны. Первая русская революция 1905–1907 гг.
В начале ХХ в. Россия вновь оказалась перед необходимостью выбора: или оставаться традиционным обществом с преимущественно аграрной экономикой, или через устранение самодержавия, феодальных отношений, крестьянской общины идти по пути индустриального развития. Большая часть историков исходит из концепции объективной обусловленности радикальных перемен. При этом сторонники модернизационного подхода считают, что Россия встала на путь раннеиндустриальной модернизации. Сторонники материалистического подхода отмечают, что ускорение процессов модернизации неизбежно приводило к классовым противоречиям и, как следствие, делало неизбежным социальную революцию. Сторонники либерального подхода основное внимание уделяют характеристике социокультурных изменений, связанных с незавершенностью индустриализации страны. В начале ХХ в. Россия являлась одним из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В стране проживало 131,9 млн чел., представлявших более 100 наций и народностей. В этот период страна находилась в процессе модернизации, который имел противоречивый характер. Россия вступила на путь индустриального развития позже других стран. Поэтому главной целью России стало стремление включиться в мировую экономическую систему и отстоять свои национальные интересы. Основой для этого были высокие темпы экономического развития страны. Пережив промышленный подъем на рубеже XIX – ХХ вв., страна вошла в пятерку сильнейших индустриальных держав мира по общему объему производства, превратилась в крупнейшего экспортера зерна на мировом рынке. В начале ХХ в. в российской экономике начался процесс монополизации промышленного производства, и постепенно монополии охватили все отрасли промышленности. На основе монополистических объединений и банков создавались промышленно-финансовые группы. Таким образом, Россия, не пройдя до конца стадии свободного капитализма, вступила в период монополистического капитализма. Однако в отличие от Запада в нашей стране промышленный переворот предшествовал эпохе буржуазных революций. Не была завершена индустриализация. Ведущей в российской экономике оставалась аграрная сфера. По производству промышленной продукции на душу населения Россия во многом отставала от передовых держав. Жизненный уровень населения был в 3-4 раза ниже, чем в других странах. В этот период 73,7% жителей страны были неграмотны. Сохранялось сословное деление: дворяне, мещане, казаки, купцы, крестьяне и др. Однако в результате промышленного переворота сформировались основные классы буржуазного общества. Численность крупной торгово-промышленной буржуазии составляла 40 тыс. чел., или 0,02% населения. Как и в других странах, экономическое лицо российской буржуазии определяли акционерные предприятия и банки. На их долю приходилось 70% прибыли крупных предприятий. Все этого говорило о том, что в начале ХХ в. буржуазия правила страной экономически. Несмотря на это, она в значительной степени – как экономически, так и политически – зависела от царизма. Запоздалое появление на свет делало буржуазию малоконкурентоспособной на внешних и внутренних рынках; она нуждалась в покровительственных пошлинах, в административно-законодательных мерах, способствующих развитию капитализма (денежная реформа, железнодорожное строительство, таможенные пошлины, казенные заказы и т.д.). Эти факты свидетельствуют о том, что буржуазию полностью устраивал царизм. Но именно полная зависимость от царизма тормозила консолидацию буржуазии, оформление ее в класс. Общая численность наемных рабочих составляла 14 млн чел. За 40 пореформенных лет армия наемного труда выросла в 3 раза. Основными источниками формирования рабочего класса стали: многомиллионные массы крестьянства, разоренного реформой 1861 г.; обедневшие ремесленники и кустари; потомственный пролетариат, который в начале ХХ в. составлял более половины пополнения рабочего класса. Российский пролетариат имел ряд особенностей: 1) размещался неравномерно по территории страны; 2) имел слишком маленькую прослойку рабочей аристократии (высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих); 3) был тесно связан с крестьянством; 4) концентрировался на крупных предприятиях; 5) являлся интернациональным по составу (но с русским «ядром»). Жестокие формы эксплуатации, политическое и гражданское бесправие, низкий жизненный уровень, негибкость буржуазии в отношении рабочего класса, ее неспособность на социальное маневрирование побуждали рабочих к борьбе против существовавшего режима. Большую часть населения страны составляли мелкобуржуазные элементы (84,4 млн чел.). Особое место среди них занимало крестьянство: зажиточное – 20%; среднее – 30%; беднейшее – 50%. Помещичье землевладение сдерживало превращение крестьянства как сословия феодального общества в класс буржуазного общества. В этом плане крестьянская сословность играла определенную роль в сплочении деревни против общего врага – царя и помещиков. Дворянство на этом этапе развития страны представляло собой замкнутую касту, доступ в которую был затруднен (1,8 млн чел.), но у этого слоя была экономическая и политическая власть. В политической сфере Россия оставалась абсолютной монархией. В 1894 г. на престол взошел Николай II. В стране не было конституции, представительных органов власти, политических свобод, легальных партий и профсоюзов. По-прежнему вся полнота власти принадлежала царю. Он сам распоряжался всеми средствами государства, назначал министров и всех крупных чиновников. Высшие государственные учреждения: Сенат, Комитет министров, Государственный совет, Совет министров – были бессильны без власти и воли царя. Однако Россия в начале ХХ в. вступила в новую эпоху – эпоху «великих революций», и отныне реформаторская политика правительства полностью зависела от революционного процесса. Последующие события показали, как под влиянием революционных событий самодержавие шло по пути реформирования государственной системы страны. В условиях роста политической и социальной напряженности в конце XIX – начале ХХ в. происходит формирование политических партий и организаций. Первыми возникли национальные и социалистические партии, в том числе РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия (1898 – 1903, лидеры Г.В.Плеханов, Ю.О.Мартов, В.И.Ленин); партия эсеров – социалистов-революционеров (1902, лидеры В.М.Чернов, Г.А.Гершуни, позднее А.Ф.Керенский). На II съезде РСДРП в 1903 г. при обсуждении организационных вопросов социал-демократы разделились на большевиков и меньшевиков. Победу на съезде одержало левое крыло – большевики (лидер – В.И.Ленин). В программу партии, кроме требования буржуазно-демократических свобод, вошел пункт о диктатуре пролетариата, то есть завоевании пролетариатом государственной власти. К весне 1905 г. в РСДРП числилось 26,5 тыс. чел., из них 14 тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков. Эта партия представляла интересы, прежде всего, рабочего класса. В ее составе в 1905 г. было 62% рабочих, 5% – крестьян, 33% – служащих и представителей интеллигенции. Раскол в РСДРП привел к тому, что в начавшейся революции 1905 г. большевики и меньшевики действовали разрозненно – каждые со своей тактикой. Большевики считали, что свергнуть самодержавие можно лишь вооруженным путем, при котором главной движущей силой выступает пролетариат. Крестьянство они считали союзником пролетариата, поэтому выдвинули требования конфискации помещичьих, церковных и монастырских земель, их национализации и последующей передачи крестьянам бесплатно. В случае победы революции власть, по мнению большевиков, перейдет в руки рабочих и крестьян в виде Временного революционного правительства, которое призвано будет защищать завоевания революции, решить аграрный вопрос, созвать Учредительное собрание. Меньшевики исходили из того, что руководящая роль в революции традиционно принадлежит буржуазии, а не пролетариату, который выступает в качестве ее союзника, а крестьянство вообще не является революционной силой. Вместо конфискации помещичьих земель, они предлагали передать их органам местного самоуправления (земствам) для последующей раздачи в аренду крестьянам. Эта программа получила название «программы муниципализации земли». Меньшевики были противниками вооруженного восстания и предпочитали мирные формы борьбы, являлись сторонниками реформистского пути развития России. После победы революции власть должна была, по их мнению, перейти к буржуазии. В 1902 г. на базе старых народнических организаций возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), поставившая задачу уничтожения самодержавия и построения социалистического общества на основе крестьянской общины. Это была массовая, одна из влиятельнейших партий России. В период первой революции в ее рядах насчитывалось более 65 тыс. чел. Ее социальный состав: 45% – крестьяне, 43% – рабочие, 12% – интеллигенция. Эсеры были противниками буржуазной и социалистической революций. Построить социализм в России они хотели минуя капиталистическую стадию развития, посредством так называемой социальной революции, которая произойдет в интересах трудового народа. В борьбе за социализм главная роль отводилась крестьянству. Центральным пунктом программы эсеров являлось требование социализации земли: конфискация помещичьих земель, превращение их в общенародное достояние и уравнительное распределение среди крестьян. Земля изымалась из системы купли-продажи. В начале ХХ в. на новый уровень развития поднялось и либеральное движение. Целью либералов стало осуществление в России политических свобод, а также социально-экономических преобразований в своих интересах. Между тем царизм видел в либералах своих противников. Вступив на престол, Николай II уже в 1895 г. отверг «бессмысленные мечтания» либералов о конституции. В 1904 г. была создана нелегальная организация «Союз освобождения». В конце 1904 г. в стране проходила так называемая «банкетная кампания», приуроченная к 40-летию судебной реформы 1864 г. Ее участники потребовали «народного представительства» и установления в стране конституционной монархии. Николай II отверг эти требования либералов, заявив, что никогда не согласится на представительный образ правления. Предреволюционная ситуация 1901 – 1904 гг. оказалась для царизма поистине роковой. В России в конце XIX – начале XX в. социально-экономические противоречия достигли исключительной остроты, все более возрастал уровень общедемократического движения. Общественная жизнь требовала немедленных ответов на сложные вопросы о путях дальнейшего развития страны. Весь ход социально-экономического и политического развития страны в пореформенный период свидетельствовал об исторической необходимости революции. Процесс модернизации самодержавного строя, который начался буржуазными реформами 1860 – 1870-х годов, в дальнейшем замедлился. Царизм упустил шанс на доведение реформ до решительного конца. В России объективно назревало и усугублялось противоречие между бурно развивающимися капиталистическими производственными отношениями и многочисленными пережитками крепостничества, которые пронизывали все сферы социально-экономической и политической жизни страны. Пожертвовав крепостным правом, самодержавие все усилия направило на сохранение в возможно более полном виде помещичьего землевладения. На одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем по 7 десятин земли, а средний размер помещичьих хозяйств составлял около 2300 десятин. Для прожиточного минимума обычной крестьянской семье требовалось не менее 15 десятин земли. Хозяйство крестьян подрывали также высокие налоги и выкупные платежи. С 1861 по 1906 гг. крестьяне выплатили помещикам за надельные земли почти 2 млрд р. Обстановка в деревне к началу XX в. стала взрывоопасной. За 1900 – 1904 гг. в стране произошло 670 крестьянских выступлений, втрое больше, чем за предыдущие 10 лет. Аграрно-крестьянский вопрос настоятельно требовал немедленного решения. Происходило назревание революционного кризиса. Крепостнические пережитки оказывали влияние на все стороны жизни страны. В области экономической они сковывали развитие производительных сил: лишали крестьянство хозяйственной инициативы; низкий жизненный уровень крестьян сужал внутренний рынок и для сельского хозяйства и для промышленности; избыток дешевого труда позволял промышленникам экономить на оборудовании предприятий, что тормозило технический прогресс, способствовало грубым и наиболее тяжелым формам эксплуатации. В области социальной пережитки тормозили формирование классов буржуазного общества. В области политической остатки феодализма способствовали укреплению надстройки – российского самодержавия, которое опутало всю страну цепями политического бесправия и произвола. Продолжавшийся в начале XX в. в России переход от традиционного к индустриальному обществу обострял противоречия между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией. Рабочие были лишены права создавать свои профсоюзы, культурные и политические организации, иметь печать. Рабочий класс все активнее вступал в борьбу не только против капиталистов, но и против царского режима. В сложном клубке противоречий российского общества существенное место занимали противоречия национальные. Российская империя представляла собой многонациональное государство, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Царизм сеял рознь между нерусскими народами. Происходивший с развитием капитализма процесс формирования буржуазных наций сопровождался быстрым ростом национального самосознания, что порождало протест против великодержавной политики царизма. К началу XX в. кризис затронул практические все сферы внутренней политики самодержавия. Для подавления нараставшего освободительного движения оно пыталось использовать различные меры – от полицейско-репрессивных до реформистских и демагогических: высылка без суда и следствия всех активных забастовщиков, расширение агентурной сети, использование войск для подавления выступлений народа, попытки пересмотра крестьянского законодательства, создание легальных рабочих организаций с ведома и под контролем власти («зубатовщина», или «полицейский социализм»). Наступление революции значительно ускорила русско-японская война 1904 – 1905 гг., хотя царизм, развязывая ее, надеялся предотвратить революцию. Министр внутренних дел В.К.Плеве говорил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Оказавшись неподготовленной к войне, Россия потерпела поражение. Одним из условий заключенного в августе 1905 г. в Портсмуте (США) мира явилась передача южной части о. Сахалин Японии. «Несчастная война, – писал С.Ю.Витте, возглавлявший русскую делегацию на переговорах в Портсмуте, – на десятки лет приблизила революцию». Итак, в начале ХХ в. в России возник сложный клубок противоречий между самодержавием и либеральной оппозицией, интересами власти и интересами национальных окраин, помещиками и крестьянами, буржуазией и рабочими. Чтобы решить эти проблемы без революции, нужна была всеохватывающая реформа, способная демократизировать жизнь в стране и открыть путь к быстрому развитию капитализма. Однако царизм, стремясь к своим великодержавным целям, не желал делать уступки обществу, что усилило недовольство царским режимом во всех слоях российского общества. В стране началась революция. Самым существенным последствием событий 9 января 1905 г. (расстрел мирной манифестации в Петербурге) стало то, что вера народа в царя была подорвана. По существу в XX в. российская модернизация осуществлялась в рамках перманентного революционного процесса. Серия социальных потрясений началась в 1905 г. Революция 1905-1907 гг. была по своему характеру буржуазно-демократической, но решить поставленную задачу не смогла и не открыла путь к полномасштабной модернизации страны, ограничившись лишь некоторой либерализацией политического режима. С тех пор революционный процесс практически не прекращался до конца века, имея своей целью модернизировать страну. Но в отдельные периоды те или иные политические силы понимали содержание модернизации по-разному, а в конечном счете трактовали этот процесс неадекватно сущности модернизации, чем приносили огромные страдания народу и непоправимый вред государству. В ходе революции слились воедино различные общественные движения: рабочее, крестьянское, национально-освободительное. Это придало первой революции в России яркое своеобразие, обусловило оригинальную расстановку классовых сил, по-новому поставило вопрос о ее перспективах. Эта революция отличалась от аналогичных процессов в предшествующие периоды. Наиболее активным участником ее, ведущей силой в уличных боях явился рабочий класс. Выступления рабочих стали самыми яркими событиями революции. Поскольку рабочий класс страдал не столько от капитализма, сколько от полуфеодального репрессивного режима, он был крайне заинтересован в уничтожении царизма, в решительной победе буржуазной революции. Позиция буржуазии в революции оставалась противоречивой. С одной стороны, приход к власти дал бы ей возможность более эффективно управлять страной в своих интересах. С другой стороны, тесные связи с господствующим режимом и помещичьими кругами делали ее нерешительной и непоследовательной силой в революции. Поэтому буржуазия лавировала между революцией и правительством. В своей тактике либеральная буржуазия отрицала революционные действия, выступала за компромисс с силами самодержавия. Революция прошла два основных этапа: 1) с января по декабрь 1905 г. – начало и подъем; 2) с начала 1906 по 3 июня 1907 г. – постепенный спад. Большинство населения страны – крестьянство не заняло доминирующих позиций в революции. Политическая неразвитость, монархические предрассудки не позволили ему активно включиться в общественное движение, но нерешенность аграрного вопроса подталкивала крестьян к конфронтации с режимом. В результате этого первая русская революция была буржуазной по своим целям и демократической по движущим силам. Под влиянием «кровавого воскресенья» царь вынужден был издать рескрипт от 18 февраля 1905 г. о создании народного представительства, поручавший министру внутренних дел А.Г.Булыгину подготовить проект закона о созыве законосовещательной Думы. Однако в новых условиях этого оказалось недостаточно. Весна 1905 г. стала временем нарастания оппозиционных настроений в обществе. В этот период появились органы власти на местах, основанные на принципах традиционной культуры – Советы рабочих депутатов. В мае-июне 1905 г. в Иваново-Вознесенске появился стачечный комитет, который зимой стал фактическим органом власти. С помощью «булыгинской думы» царское правительство надеялось укрепить в обществе, особенно среди крестьянства, монархические иллюзии и тем самым ослабить революцию. Но эта Дума так и не начала действовать. В октябре 1905 г. вспыхнула Всероссийская стачка, которая парализовала деловую жизнь страны и деятельность правительства. С октября по декабрь 1905 г. в армии и на флоте произошло 89 выступлений. Наиболее значительными из них стали восстания на крейсере «Очаков», броненосце «Потемкин» и др. В этих условиях на роль «укротителя революции» был выбран С.Ю.Витте, который вернулся из США после подписания мира с Японией (Портсмут, 23 августа 1905 г.). 9 октября он подал царю доклад, в котором доказывал, что практической задачей являлось создание условий для осуществления всеобщего избирательного права; нормирование продолжительности рабочего дня; государственное страхование; продажа крестьянам казенных земель. Он надеялся, что данная программа внесет раскол в революционное движение и обеспечит преимущество либеральным кругам. Реальной политической силой становятся Советы рабочих депутатов. 13 октября начинает действовать Петербургский Совет, 21 ноября – Московский Совет. Всего в стране действовало 55 Советов. Значительно выросли численность и влияние социалистических партий. Социалисты негативно оценивали Манифест 17 октября и стремились к свержению самодержавия. 17 октября 1905 г. Николай II принял программу С.Ю.Витте, назначил его председателем Совета министров и подписал манифест, который декларировал основные принципы буржуазного либерализма; самодержавие пошло на создание законодательной Государственной думы. Механизм выборов в Государственную думу был таким, что обеспечивал нужный царизму ее классовый состав. Кроме этого, самодержавие оставило за собой право созывать и распускать Думу указами царя. В качестве реакционного противовеса над Думой был поставлен Госсовет. Половина его членов назначалась царем, другая половина была выборной. Таким образом, в законодательной области Государственная дума немного ограничивала власть царя. Кроме того, у царя была исполнительная власть, и он распоряжался ею бесконтрольно. Появление манифеста вызвало взрыв радости почти во всех слоях общества. К сотрудничеству с режимом стали склоняться либералы. Среди участников революционного движения усилились конституционные иллюзии. По всей стране проходили свободные митинги и демонстрации, легализовывались политические партии и революционная печать. Именно эти события ускорили процесс создания монархических и буржуазных партий. В группу монархических партий входили сословные, дворянские организации – «Русская монархическая партия», «Всероссийский союз земельных собственников», «Союз русских людей» «Союз русского народа» (лидеры Н.Е.Марков, В.М.Пуришкевич, А.И.Дубровин). Общим для всех монархических организаций являлись приверженность триаде «самодержавие, православие, народность», защита сословного строя, антисемитизм, лозунг «единой и неделимой России». На базе буржуазного электората (крупная и средняя буржуазия, помещики, чиновники, часть интеллигенции) в ноябре 1905 г. возникла умеренно-либеральная партия «Союз 17 октября» (лидер А.И.Гучков). Партия выступала за содействие правительству, сохранение и упрочение капитализма, за единство и нераздельность империи, за обеспечение гражданских прав личности. Особое внимание уделялось созданию условий для развития торгово-промышленного дела. Левый фланг либерализма составляла Конституционно-демо-кратическая партия (кадеты), лидером которой был П.Н.Милюков. Ее программа включала требования правового государства в виде конституционной, парламентской монархии, всеобщего гражданского и политического равноправия, культурного самоопределения наций, принудительного отчуждения частновладельческой земли по «справедливой (нерыночной) цене». В области рабочего законодательства кадеты выступали за 8-часовой рабочий день и обязательное социальное страхование трудящихся, за свободу создания профсоюзов. В ходе революции произошло размежевание общественного движения на три направления, борьба меду которыми и определила судьбу российских реформ. Оформившиеся традиционалистско-монархические силы стали важным фактором, препятствовавшим модернизации страны. Российское либеральное движение, в отличие от западноевропейского, не смогло возглавить революцию и добиться радикальных преобразований. Во влиятельную политическую силу превратились социалистические партии. Значительная часть трудящихся почувствовала вкус борьбы с властью. Сформировалось новое поколение революционных лидеров. Как отмечают историки, сложился «новый тип революционного движения, характеризовавшийся содержанием, переплетением трех революционных сил – рабочего движения, крестьянской аграрной революции и национально-освободительного движения. Однако российское общество вскоре осознало шаткость завоеванной свободы. В октябре-ноябре 1905 г. правительство усилило борьбу с забастовщиками и революционными выступлениями. В декабре начатая Московским советом забастовка переросла в вооруженное восстание. Но восставшие не получили поддержки армии, не имели четкой координации своих планов, не учли изменения ситуации в обществе после издания Манифеста 17 октября. Все это привело к поражению восстания, разгрому его царскими войсками. Это событие стало переломным пунктом революции, началом ее отступления. В первой половине 1906 г. сократилось количество организованных массовых выступлений. При этом царизм не смог отменить либеральные преобразования, появившиеся в течение 1905 г. 11 декабря 1905 г. был издан высочайший указ об изменении положения о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в булыгинскую Думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческой, городской и крестьянской куриям рабочую и несколько расширил состав избирателей по городской курии. Однако и новый закон содержал в себе существенные ограничения для некоторой категории выборщиков. Например, по рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, достигшие 25 лет, работающие на предприятиях, имеющих не менее 50 работников. В законе был сохранен запрет на участие в выборах женщин, военнослужащих, молодежи до 25 лет, т.е. выборы не являлись всеобщими. Не были они и равными. Так, один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тыс. населения, в городской — на 4 тыс., в крестьянской — на 30 тыс., в рабочей — на 90 тыс. чел. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельческой и городской, трех- для рабочей и четырехступенчатыми для крестьянской курии. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Стремление иметь противовес Думе привело к реорганизации Государственного совета. Манифестом от 20 февраля 1906 г. он был также наделен законодательными функциями, превратившись, по сути, в высшую законодательную палату с правом налагать «вето» на решения Думы. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина избиралась. Но избирались они не населением, а лишь некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями. Появление первого русского парламента привело к определенным изменениям в структуре и характере высшей государственной власти. В новой редакции Основных законов Российской империи при определении прерогатив императорской власти понятие «неограниченная» было заменено на «верховную». Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, которые затем лишь формально утверждались ею. Государственная дума не имела права изменять Основные законы империи, но могла быть распущена указом императора до истечения 5-летнего срока ее полномочий. 27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие Государственной думы. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков. Социал-демократы были представлены меньшевиками (4%). Монархисты и черносотенцы в Думу не прошли. Большевики и эсеры выборы бойкотировали. Первое открытое столкновение Думы с правительством произошло уже 5 мая, когда депутаты почти единодушно одобрили «Ответный курс» на речь, произнесенную Николаем на встрече с «народными избранниками» в Зимнем дворце 27 апреля. Документ был составлен в духе кадетской программы. Он включал требования создания ответственного перед Думой министерства, упразднения Государственного совета, введения всеобщего избирательного права и основных гражданских свобод, отмены смертной казни и т.д. По настоятельному требованию крестьянских Депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих, удельных, монастырских и церковных земель. Однако Николай отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адpec. Первая Дума была по преимуществу кадетской, но число крестьянских депутатов, объединившихся во фракцию т. н. трудовиков, составило относительно большинство – из 448 депутатских мест – 107. Отдавая явное преимущество крестьянскому элементу, верховная власть надеялась, что политический консерватизм, склонность к традиционным устоям, нейтрализуют интеллигентскую оппозиционность, стремление довести конституционные преобразования в стране до логического конца. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. Крестьяне, действительно, были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но они были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые силы, обещающие им быстрое достижение желанной цели. Крестьянские настроения возобладали в Думе, и аграрный вопрос стал ведущей темой в ее деятельности. Обсуждалось два законопроекта: кадетов и трудовиков. И те и другие стояли за создание «государственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и помещичьих земель. Однако кадеты выдвигали условие не трогать рентабельные помещичьи имения. Изымаемую часть помещичьей земли они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой цене». Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, а в дальнейшем – полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенародным достоянием. 1906 г. стал годом подъема национально-освободительного движения. При этом национальной автономии требовали Революционная партия социалистов-федералистов Грузии, Белорусская социалистическая громада, «Дашнакцутюн». В день роспуска I Государственной думы на пост Председателя Совета Министров был назначен П.А.Столыпин. При новых выборах царь надеялся получить более послушную Думу, но просчитался. II Государственная Дума (февраль-июнь 1907 г.) оказалась еще более левой, чем первая. Представительство кадетов сократилось до 19% мест. В Думу прошли правые (10%), удельный вес октябристов остался на том же уровне (15%). Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали «левый блок», имевший 222 места (43%). Как и прежде, центральным был аграрный вопрос. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать их крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект. Однако обсуждение аграрного вопроса принципиально изменилось, когда 6 марта председатель Совета министров П.А.Столыпин выступил перед Думой с правительственной декларацией. Оппозиционно настроенная Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г. Стало ясно, что II Дума тоже обречена. Начать решили с проверенного метода – разгона Думы. Но возникло опасение, что и третья Дума будет не лучше первых двух. Поэтому встал вопрос о необходимости так изменить избирательный закон, чтобы он смог обеспечить благоприятный для правительства состав депутатов. Замысел заключался в том, чтобы одновременно с роспуском Думы обнародовать новый избирательный закон. И хотя подобное решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменение порядка выбора в Думу не может быть произведено без согласия самой Думы, П.А.Столыпин ради претворения в жизнь своей аграрной реформы был готов пожертвовать буквой закона. В недрах МВД было подготовлено три варианта нового избирательного закона. Один из них самими разработчиками в шутку был назван «бесстыжим», так как в нем «слишком откровенно проявлялась основная тенденция – пропустить все выборы через фильтр крупного владения». Николай остановился именно на этом варианте. Утром 1 июня 1907 г. председатель II Думы Ф.А.Головин получил от П.А.Столыпина записку с просьбой удалить публику из зала и предоставить ему слово. Премьер-министр, он же министр внутренних дел, обвинил 55 социал-демократических депутатов в заговоре против государства и потребовал дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила образованием специальной комиссии для разбора дела. Однако правительство и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 г. был издан манифест о роспуске Думы и об изменениях Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота. Главными итогами первой русской революции стали: ограничение самодержавия в виде думской монархии, учреждение законодательного представительства; закрепление умеренных гражданских и политических свобод; появление легальных партий и профсоюзов; повышение жизненного уровня рабочих, сокращение продолжительности рабочей недели; уменьшение размера штрафов; отмена в деревне выкупных платежей.
Реформы П.А.Столыпина
Первая русская революция не достигла своих главных целей. Самодержавию удалось сохранить свою власть, хотя его основы были поколеблены. Основным принципом политики царского правительства стало лавирование между общественными силами, готовыми идти на компромисс с самодержавием. В русле этой политики был принят новый избирательный закон, по которому осенью 1907 г. прошли выборы в III Думу. Представительство от народа было в несколько раз сокращено, и, наоборот, подавляющее большинство мест в новой Думе заняли выходцы из дворянства и буржуазных слоев. В результате выборов в III Государственную Думу 147 мест досталось правым, 54 – кадетам и близким к ним партиям, 154 – центристам из «Союза 17 октября». Исход любого голосования решали октябристы. Таким образом, в Думе попеременно возникали два большинства: право-октябристское и октябристско-кадетское. Председателем парламента был избран крупный фабрикант, октябрист А.И.Гучков. Основными вопросами в Думе по-прежнему оставались аграрный, рабочий и национальный. Еще в ходе революции 1905 г. правительство разработало 4 законопроекта по рабочему вопросу: о создании больничных касс для рабочих, комиссий по разрешению конфликтов из представителей рабочих и администрации, о сокращении рабочего дня до 10 часов, о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке. Их рассмотрение затянулось до 1911 г., затем еще почти год они обсуждались в Думе. В конце концов, большинство из них было принято. По решению III Государственной думы в 9 украинских и белорусских губерниях появились земства. Было принято несколько законов, касающихся Финляндии. Российские и финские граждане, проживающие в Финляндии, уравнивались в правах. Финская казна должна была выплатить 20 млн марок взамен воинской повинности. Финляндия лишалась права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне; отменялись финские деньги. За 5 лет своего существования III Дума утвердила 2197 законопроектов. Были предоставлены гражданские права старообрядцам. Женщины получили право быть присяжными поверенными на судах, открывать адвокатуры и т. п. В послереволюционный период Государственная дума стала постоянно действующим представительным органом высшей власти. Она обладала известной законодательной силой. Социальный взрыв, потрясший Россию в начале ХХ в., со всей очевидностью показал неизбежность серьезных социально-экономических преобразований. Поэтому в числе основных законопроектов III Думы стали столыпинские реформы. Деятельность П.А.Столыпина началась еще в годы первой революции, в 1906 г. он стал председателем Совета министров. Он исходил из необходимости «успокоения» России, а также создания условий, при которых новая революция была бы невозможна. За 1907 – 1909 гг. было осуждено по политическим делам более 28 тыс. чел., из них казнено более 5 тыс. Была запрещена деятельность ряда профессиональных организаций, закрывались газеты и журналы «крамольной» направленности, из учебных заведений увольнялись преподаватели, оппозиционно настроенные к властям. Программа преобразований, намеченная правительством П.А.Столыпина, включала 43 мероприятия. Правительство планировало: 1) изменить систему местного управления, основанную на сословных принципах; 2) отменить институт земских начальников; 3) в области рабочего законодательства ввести страхование рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости; ограничить рабочее время для малолетних, пожилых и т.д.; 4) ввести всеобщее начальное образование; 5) совершенствовать судебную систему; 6) провести реформу в армии; 7) создать новые министерства (труда, национальностей, социального обеспечения, местного самоуправления) и т.д. Основное содержание деятельности П.А.Столыпина составляли преобразования аграрного сектора экономики. Будучи выходцем из старинного дворянского рода, П.А.Столыпин не мог не защищать интересы самодержавия и стремился приспособить его к новым условиям. Свою главную задачу он видел в создании «великой России». Модернизация страны должна была проходить по трем главным направлениям: 1) превращение крестьян в полновластных собственников земли; 2) осуществление всеобщего обучения грамоте; 3) усиленный рост промышленности на основе развития внутреннего рынка. Ключевое место в преобразованиях заняла аграрная реформа, начало которой положил принятый 9 ноября 1906 г. «Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». После того как проект был обсужден Государственной думой и Государственным советом, реформа получила силу закона 14 июля 1910 г. Согласно этой реформе, каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины с обязательным получением земли из ее фондов. Полученную землю он мог передавать по наследству, и, кроме того, он мог покупать помещичьи земли. Приобретая земельные наделы, крестьяне должны были перейти к отрубному и хуторскому хозяйству. Для сохранения помещичьего землевладения и в то же время ликвидации малоземелья крестьян был создан земельный фонд из государственных земель и в широких масштабах началось переселение крестьян в основном в Сибирь и на Дальний Восток, где было много пустующих земель. Учитывая необходимость экономического стимулирования преобразований, правительство расширило полномочия Крестьянского банка, который получил право не только выдавать ссуды, но и регламентировать землепользование. В области промышленной политики П.А.Столыпин значительное внимание уделял усилению национального капитала при сокращении иностранного, развитию прибыльной внешней торговли. Все это укрепляло экономическое положение Российского государства. Деятельность П.А.Столыпина и его преобразования достаточно значимы, но в то же время противоречивы. Современные историки единодушны в том, что главной целью аграрной реформы было создание широкого слоя земельных собственников. О том же, что из себя должна была представлять новая социальная группа – процветающих зажиточных крестьян либо фермеров, – нет единого мнения. Спор этот имеет теоретический характер, так как в реальной жизни все было сложнее и новый социальный слой не был создан. В аграрном секторе страны прошли процессы углубления капитализма и модернизации этой отрасли. К 1916 г. в европейской части России вышли из общины и взяли землю в собственность около 2,5 млн крестьян (22% общинных дворов). Это были богатые крестьяне, владевшие хутором или отрубом (10,3% всех крестьянских хозяйств), и бедняки, продававшие затем свои наделы. В это же время ускорилась скупка богатыми крестьянами дворянских земель. В 1905 – 1914 гг. в руки крестьян перешло 9,5 млн десятин земли. Около 3 млн переселенцев обосновалось на новых землях в Сибири, Алтае, Казахстане, Средней Азии. Однако около 1 млн крестьян вернулись в европейскую часть России. В результате осуществления аграрной реформы с учетом хуторов и отрубов, созданных на государственных и банковских землях, индивидуальным землевладением было охвачено 15,4 млн десятин земли (11% общей площади надельных земель). При таком удельном весе фермерское хозяйство не могло оказать существенного влияния на общее развитие сельского хозяйства страны. Поддержку получили наиболее хозяйственные крестьяне (8% общего числа тружеников села). Итак, создать прочную основу самодержавия в виде сельской буржуазии П.А.Столыпину не удалось. Община смогла выдержать организованный мощный натиск, так как: 1) наступление на нее началось при отсутствии условий для ее ликвидации; 2) аграрная реформа имела целью соединение традиции с новыми тенденциями развития, но при этом учитывались прежде всего интересы дворянского сословия; 3) преобразования проводились традиционными бюрократическими методами, которые зачастую превращались в насильственные. Итогом аграрных преобразований стал рост сельскохозяйственного производства, оно вступает в полосу подъема. В 1909 – 1913 гг. средний ежегодный сбор хлеба достиг 4 млрд пудов (вместо обычных 2 - 2,5 млрд пудов). Россия ежегодно вывозила хлеб на сумму в 750 млн р. Весьма значительными были успехи в промышленности. Экономический подъем 1909 – 1913 гг. охватил все сферы материального производства. Среднегодовой прирост промышленного производства достиг 9%; возросла энерговооруженность российской промышленности (в 3 раза); промышленное производство возросло на 54%, а общее количество рабочих увеличилось на 31%. Несмотря на такой подъем промышленного производства, его общий уровень в 1913 г. был в 2,5 раза меньше, чем в Англии, в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз ниже, чем в США. В соответствии со школьной реформой в 1906 – 1914 гг. бюджет по народному образованию увеличился втрое, но всеобщее начальное образование не было введено. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло процесс модернизации страны. П.А.Столыпину не удалось достичь главных целей. Его реформы породили новые противоречия в обществе, что способствовало росту социальной напряженности в стране. Из 43 проектов удалось осуществить лишь 9, так как царизм посчитал преобразования излишними. Убийство П.А.Столыпина в 1911 г. приостановило попытки целенаправленного обновления и модернизации России.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |