Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники мусульманского права.




Государственный строй Афин в Vв.до.н.э.

Афинское гос-вопредставляло собой демократическую респ-ку. Афин.граждане пользовались равными правами,могли принимать активное участие в политической жизни.

Основными органами АГ являлись: Народное собрание НС - Верховный орган власти. Право в НС имели только мужчины, достигшие 20летнего возраста,полноправные афинские граж-не вне зависимости от их имущественног положения.

 НС принимало законы, решала вопросы войны и мира, решала дела по продовольственному снабжению города, и т.д.

В НС мог выступать любой участник.

Рабочим органом НС был Совет Пятисот. Членом СП мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший 30летнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки.СП подготавливал и обсуждал все дела,кот-ые выносились на обсуждение и решение НС.

К органам исполнительной властиотносились коллегия стратегов и коллегия архонтов.Основными функциями коллегии стратеговбыли верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтовотносились религиозные и семейные дела, а также дела касающиеся нравственности.

Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в 7в. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц (разбогатевшие торговые и промышленные круги общества). Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы носили компромиссный характер.Солон произвел реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.

Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы.

Итак, в V в. до н.э. демократия надолго устанавливается в Афинах. Это была уникальная демократия.

 

Роль и место доктрины в романо-германском праве.

В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII-XIX веков основные принципы права. И лишь недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.

В системе романо-германского права особое место занимае. доктрина, благодаря которой и были разработаны основные принципы построения правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов. Она используется и в правоприменительной деятельности (в толковании законов).
Правовая доктрина в свое время (до XX в.) сыграла позитивную роль во всем праве романо-германской семьи. Выступая в качестве одной, из источников этого права, она способствовала восприятию римского права Правовая доктрина создавалась в университетах и влияла на формирование системы права и структуру правовойнормы
В настоящее время роль правовой доктрины признаётся в законоподготовительной работе и в правоприменительной деятельности (при толковании норм права).
Доктрина помогает разработке понятийно-категориального аппарата юридической науки, её методологии, которыми пользуется законодатель. При создании нормативно-правового акта создатель закона руководствуется научно-доктринальным подходом к пониманию права, к трактовке правового государства и других правовыхкатегорий. При толковании норм права их применитепь прибегает уже к помощи комментария к кодексу, который имеет именно доктринально-профессиональный характер. Комментарии к кодексам издаются во Франции, Германии и других странах континентального права

В то же время сегодня уже неверно преувеличивать рольдоктрины в качестве юридического источника права, а тем более считать ее приоритетным источником. И на смотря на то что влияние доктрины на содержание права является несомненным, однако сегодня оно уже имеет сугубо вспомогательный характер по отношению к ведущей форме права закону. Официально она не признавалась и не признается источником права




Конституция Японии 1889 г.

Данная конституция предоставляла императору полноту неограниченной власти, наделяла его законодательной, исполнительной, судебной властью. Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной», правящая династия - «непрерывной на вечные времена». Официальная теория причисляла императора к богам.
Военный и морской министры принадлежали к высшему военному командованию. Они должны были состоять на действительной военной службе.
По Конституции Японии 1889 г. Законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента. В 1881 г. возникла первая буржуазная политическая партия Японии.
Неудачной оказалась попытка создать социалистическую партию. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы закон «Об охране государства» и императорский указ о запрещении стачек.
Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом возможность колониальных захватов. В 1872 г. Япония овладела Ликейскими островами. В 1894—1895 гг. Япония вторгается в Китай, захватывает Пескадорские острова и остров Тайвань. В 1904 г. в результате неудачной для России войны Япония захватывает Южный Сахалин. В 1910 г. она овладевает Кореей.
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.






Источники мусульманского права.

юридически главными источниками мусульманского права являются:

1.коран — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух»

2.сунна - В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророкаМухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана.Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов.

но фактически главным источником мусульманского права являлась

1. доктрина. Так как в исламском мире существует презумция, что в коране заключено все многообразие нормативно-правового материала. Надо только уметь извлечь эти нормы. Единственным способом извлечения норм оказалось толкование корана. Право толкования принадлежало богословам-правоведам. Путем толкования они смогли создать основную массу норм.

2 иджма- единогласное мнение мутштахидов.

3.кийас- умозаключение по аналогии.

4.законы и указы, издававшиеся правителями. Однако они юридически значимыми, когда муфтий одобрял их содержание, издавая фетву.

5.фетва — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом ((мн. число: фукаха) – специалист в области исламского права (фикх), а также законовед и знаток законов шариата.

6.правовые обычаи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...