Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учет государственной помощи.




Принципы регулирования рыночной экономики требуют, чтобы средства, вкладываемые в ее развитие, в том числе и в виде государственных поступлений, не носили односторонний характер. Причем не имеется в виду, чтобы оказываемая государственная помощь в форме субвенций, субсидий, т.е. бюджетных средств, была направлена на установление ограничений деятельности конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября

2000 г. № 92н.

В соответствии с ПБУ 13/2000 государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Для целей бухгалтерского учета бюджетные (государственные) средства подразделяются:

на средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов. Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

на средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Государственная поддержка, как правило, оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленной отрасли. Практически во всех странах мира осуществляется государственная и иная помощь для эффективного функционирования именно этой отрасли. Средства, направляемые на поддержку отрасли, являются целевыми и строго контролируются со стороны государственных и других контролирующих органов на предмет направленности их использования.

Государственная поддержка отрасли сельского хозяйства имеет более постоянный и распространенный характер в структуре целевого финансирования сельскохозяйственных организаций. Существует несколько уровней государственной поддержки в зависимости от бюджета, из которого поступают средства: федеральный, региональный и местный.

Государственная поддержка организаций сельского хозяйства осуществляется в разных направлениях, видах и формах:

на безвозвратной основе: дотации на производство различных видов продукции и компенсации на приобретение некоторых видов товарно-материальных ценностей, а также на капитальное строительство. Кроме того, средства бюджета, направленные на компенсацию части процентной ставки кредитов, полученных в коммерческих банках на проведение сезонных работ;

на возвратной основе: бюджетные и товарные кредиты, лизинг.

Бухгалтерский учет целевых поступлений, а также государственной поддержки на безвозвратной основе осуществляется на пассивном счете 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование - по дебету.

Первичными документами при учете государственной поддержки и средств целевого финансирования являются уведомления о выделении лимита на финансирование из бюджета по той или иной статье, авизо, поступающие из финансовых органов (органов Казначейства), а также из отраслевых органов управления (управления сельского хозяйства района, региона и т.д.). Документом, подтверждающим факт поступления средств финансирования, является платежное поручение, документы на поступление товарно-материальных ценностей, поступивших в счет субсидий.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1) при использовании первого способа учета поступление денежных средств и средств в неденежной форме отражается по мере фактического получения бюджетных средств по дебету соответствующих счетов (51, 52, 10, 11 и т.д.) и непосредственно по кредиту счета 86;

2) при втором способе применение учета государственной поддержки возможно, если:

имеется уверенность, что условия предоставления финансовых средств организацией будут выполнены,

имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

В этом случае учет поступления государственной помощи должен производиться с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по следующей схеме:

Дт счета 76, субсчет «Расчеты с бюджетом по субсидиям», Кт счета 86 - записывается сумма лимита по субсидиям из бюджета;

Дт счета 51 и др., Кт счета 76 - отражено поступление средств финансирования из бюджета.

Одна из самых важных задач бухгалтера - определить момент, когда полученные средства должны быть признаны прибылью. В зависимости от целей, на которые направлены средства финансирования (капитальный они носят характер или направлены на пополнение оборотных средств), и происходит признание этих средств прибылью.

При этом составляют следующие проводки:

Дт счета 86, Кт счета 98 «Доходы будущих периодов» - признание полученных средств доходами будущих периодов.

Бухгалтерская запись делается на момент принятия выделенных средств в производство (списание на затраты ТМЦ, начисления заработной платы и т.д., оплаченных за счет средств финансирования).

Дт счета 98, Кт счета 91 - признание средств государственной поддержки как прибыли.

В случае, если средства государственной поддержки были выделены на финансирование внеоборотных активов (средства из федерального бюджета на капитальные вложения), то сумма выделенной государственной поддержки списывается на доходы отчетного периода пропорционально начисленной амортизации в течение всего срока эксплуатации приобретенных (произведенных) основных средств.

ПРИМЕР 12.2

Организация получила из бюджета средства для модернизации производства в связи с освоением нового вида продукции - 5 000 000 руб. Эти средства, включая 500 000 руб. собственных, израсходованы на приобретение исключительного права на патент в сумме 5 500 000 руб. сроком на 5 лет.

Исходя из срока пользования патентом, годовая сумма амортизационных отчислений составит 1 100 000 руб., а сумма признаваемого в годовой отчетности дохода ежегодно - 1 000 000 руб.

В учете на сумму направленных в адрес организации субвенций следует сделать записи: Дт счета 76-3, Кт счета 86 - 5 000 000 руб. При получении указанных средств: Дт счета 51, Кт счета 76-3.

На сумму приобретенного права на патент, включая НДС:

Дт счета 08, Кт счета 60 - 5 500 000 руб.

Произведены расчеты с поставщиками по приобретенному патенту:

Дт счета 60, Кт счета 51 - 5 500 000 руб.

Включен в состав нематериальных активов приобретенный

патент:

Дт счета 04, Кт счета 08 - 5 500 000 руб.

В данной ситуации принятие на баланс этих внеоборотных активов производится в обычном порядке, т.е. в сумме, равной стоимости исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Полученные субвенции с момента принятия к учету патента признаются в качестве доходов будущих периодов:

Дт счета 86, Кт счета 98-2 - 5 000 000 руб.

На сумму начисленной амортизации в течение срока полезного использования патента по каждому отчетному периоду в учете отражается запись:

Дт счета 20, Кт счета 05 - 91 667 руб. (1 100 000 руб. / 12 мес.). Ежемесячно в сумме, относимой на доходы для целей формирования финансовых результатов организации:

Дт счета 98-2, Кт счета 91-1 - 83 333 руб. (1 000 000 руб. / 12 мес.) Если приобретенные объекты не амортизируются, то списание выделенных средств государством организация осуществляет в течение времени признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления этих средств.

При государственной поддержке в виде компенсации части стоимости определенных видов ресурсов (корма, минеральные удобрения и т.д.), которая осуществляется путем оплаты непосредственно производителю данных ресурсов, поступившие товарно-материальные ценности, приобретенные по льготной цене, учитываются по цене с учетом льготы. В результате сумма прибыли, сложившаяся от получения государственной поддержки, формируется как обыкновенная разница между покупными ценами и ценами реализации произведенной продукции.

ПРИМЕР 12.3

Организация получила средства в виде субвенций на текущие расходы, связанные с ее уставной деятельностью, в сумме 3 500 000 руб. Эти средства использованы на приобретение материально-производственных запасов для изготовления продукции.

Признание этих субвенций в качестве целевого финансирования:

Дт счета 76-3, Кт счета 86 - 3 500 000 руб.

Получение субвенций на финансирование текущих расходов обусловлено выполнением определенных условий. Поэтому период, в течение которого производится списание суммы со счета 86, устанавливается исходя из времени признания отдельных видов расходов.

В случае, когда организация фактически получила бюджетные средства, но у нее нет достаточной уверенности в выполнении тех условий, в рамках которых они были выделены, эти средства продолжают учитываться как средства целевого финансирования до получения соответствующих подтверждений того, что организация выполнит необходимые условия их предоставления. В противном случае они должны быть возвращены. Когда получены субвенции и есть уверенность, что условия предоставления их организацией будут выполнены, но в дальнейшем возникают обстоятельства, в связи с которыми она должна их возвратить, то в учете следует сделать исправительные записи.

При таких же обстоятельствах по субвенциям, полученным в предыдущие годы, на дату их возврата в учете следует составить записи в зависимости от характера ранее выделенных бюджетных средств.

Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

Остаток средств по счету 86 в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления, например 86-1 «Учет субсидий из федерального бюджета на поддержку отечественного овцеводства», 86-2 «Учет дотаций из местного бюджета на овцеводство».

Синтетический учет целевого финансирования и, в частности, государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях ведется в ведомости № 70-АПК в разрезе субсчетов по видам финансирования. В конце отчетного периода итоговые данные из ведомости заносятся в журнал-ордер № 12-АПК с отражением кредитовых оборотов по счету 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с соответствующими счетами.

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении государственной помощи:

характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

 

25. Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности.

7. Все существенные условные факты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный период независимо от того, являются ли последствия их благоприятными или неблагоприятными для организации.

Условный факт признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

Существенность условного факта определяет организация исходя из общих требований бухгалтерской отчетности.

8. Условный факт отражается в бухгалтерской отчетности в зависимости от вероятности наступления его последствий путем признания этих последствий либо путем раскрытия соответствующей информации.

Примерный подход к оценке вероятности последствий условного факта приведен в приложении к настоящему Положению.

9. Условное обязательство, порождаемое условным фактом, подлежит отражению в бухгалтерском балансе, а связанный с ним условный убыток - в отчете о прибылях и убытках за отчетный период, если одновременно:

существует высокая вероятность, что будущие события подтвердят (принимая во внимание любое вероятное возмещение) снижение стоимости соответствующего актива или существование соответствующего обязательства по состоянию на отчетную дату;

условное обязательство и условный убыток, порождаемые условным фактом, могут быть достаточно обоснованно оценены.

10. Если величина условного убытка определяется путем выбора из некоторой совокупности значений его, ограниченной наибольшей и наименьшей величинами, то в качестве оценки этого условного убытка принимается величина, наиболее точно его характеризующая.

Если определить наиболее точную величину не представляется возможным, то в качестве оценки условного убытка принимается наименьшая величина из совокупности. При этом в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организация раскрывает возможные дополнительные убытки.

Пример. По состоянию на отчетную дату организация вовлечена в арбитражное разбирательство. На основе экспертного заключения организация оценивает с высокой вероятностью, что судебное решение будет принято не в ее пользу, и сумма потерь организации составит от 1 до 4 млн. рублей. Если наиболее точной величиной условного убытка организация признает сумму 2 млн. рублей, то эта сумма должна быть включена в отчет о прибылях и убытках отчетного года в качестве убытка, а оставшиеся 2 млн. рублей должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Если определить наиболее точную величину условного убытка не представляется возможным, то в отчете о прибылях и убытках должна быть включена сумма 1 млн. рублей, а оставшиеся 3 млн. рублей должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

11. Условное обязательство и условный убыток, порождаемые условным фактом, отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годового бухгалтерского отчета в установленном порядке.

12. Порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете и отчетности налоговых последствий условных фактов, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается отдельным Положением по бухгалтерскому учету.

13. При наступлении соответствующего факта хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода в соответствии с настоящим пунктом. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего заотчетным, в общем порядке делается запись, отражающая этот факт хозяйственной деятельности.

14. Условный убыток как финансовый результат условного факта раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за отчетный период, если не выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных в пункте 9 настоящего Положения. При этом в бухгалтерской отчетности за отчетный период не отражается ни убыток, ни обязательство, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся никакие учетные записи.

При фактическом получении убытка в периоде, следующем за отчетным, в бухгалтерском учете в общем порядке делается запись, отражающая получение этого убытка.

15. При определении величины условного убытка организация может принять в расчет сумму встречного требования или сумму требования к третьим лицам, когда такие требования связаны с условным фактом, а вероятность удовлетворения их высокая.

Пример. По состоянию на отчетную дату организация "А" вовлечена в арбитражное разбирательство, в котором она выступает ответчиком в связи с нарушением условий договора с организацией "Б". Одновременно организация "А" предъявила исковое требование к организации "В", являющейся соисполнителем по работам, выполненным по названном договору. На основе экспертного заключения и ряда других факторов организация "А" оценивает с очень высокой вероятностью, что арбитражное решение в хозяйственном споре с организацией "В" будет принято в ее пользу, и сумма возмещения,которое организация "А" получит от организации "В", покроет 60% условного убытка, который может возникнуть в результате арбитражного разбирательства с организацией "Б". В данном случае организация "А" может отразить в бухгалтерской отчетности условный убыток в размере 40% от той суммы, которая может возникнуть в результате арбитражного разбирательства с организацией "Б".

16. Условный убыток не отражается (не раскрывается) в бухгалтерской отчетности за отчетный период, если вероятность его как финансового результата условного факта малая.

При фактическом получении (реализации) убытка в периоде, следующем заотчетным, в бухгалтерском учете в общем порядке делается запись, отражающая получение этого убытка.

17. Наличие и сумма выданных организацией гарантий, обязательства, вытекающие из учтенных (дисконтированных) организацией векселей, и другие аналогичные обязательства, принятые на себя организацией, как правило, раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках отчетного периода, независимо от вероятности убытка по таким фактам хозяйственной деятельности.

18. Условная прибыль как финансовый результат условного факта раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за отчетный период, если существует высокая вероятность того, что организация получит условную прибыль. При этом в бухгалтерской отчетности за отчетный период не отражается ни доход, ни активы, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся никакие учетные записи.

19. Информация об условной прибыли, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, не должна содержать указания на степень вероятности или сумму, которую организация может получить.

20. При фактическом получении прибыли, признанной условной в бухгалтерской отчетности за отчетный период, в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая получение этой прибыли.

21. Информация об условном факте, раскрываемая в соответствии с настоящим Положением в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, должна включать краткое описание характера этого условного факта и неопределенных событий, которые определяют последствия его, а также сформированную исходя из требования осмотрительности оценку последствий в денежном выражении (без учета налоговых последствий, порождаемых условным фактом). Если возможность оценить последствия условного факта в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

В исключительных случаях, когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном настоящим Положением, наносит или может нанести ущерб организации в ходе урегулирования ею соответствующего условного факта, то организация может не раскрывать информацию в полном объеме. Организация должна указать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках лишь общий характер условного факта и причину, по которой более подробная информация не раскрывается.

 

Бухгалтерская отчетность организации (нормативное регулирование, состав, содержание, основные требования к составлению и представлению пользователям) и пояснительная записка к годовому отчету.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в 2015 году осуществляется практически по тем же документам, что и в предыдущие годы: Гражданскому, Налоговому и Административному кодексам Российской Федерации; Постановлениям и Указам Правительства, Приказам, Положениям и рекомендациям Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно новым требованиям, в состав бухгалтерской отчетности в 2015 году должны входить: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Пояснительная записка отныне в состав годовой отчетности не входит. Отчетом о финансовых результатах теперь будет называться отчет о прибылях и убытках. Те организации, которые для годовой бухгалтерской отчетности2015 года должны проходить аудиторскую проверку и получать заключение аудиторов, по-прежнему проходят проверку и получают заключение, но заключение теперь не входит в состав годовой отчетности. Его можно не публиковать в открытом доступе и не предоставлять в налоговую службу. Но аудиторское заключение подается в обязательном порядке в Государственный комитет статистики.

В 2015 году в бухгалтерской отчетности произошли некоторые изменения. Самое главное изменение касается периодичности предоставления отчетов и сроков подачи годовой отчетности. Отныне предприятия (кроме тех, деятельность которых оговаривается специальными Федеральными законами) не подают в налоговую службу промежуточные бухгалтерские отчеты, а только годовые. Сроки подачи отчетности за 2014 год были установлены до первого апреля 2015 года (официально – до тридцать первого марта, но этот день приходился на воскресение, поэтому срок перенесли).

Кроме этого произошли следующие изменения: с 2014 года бухгалтерский учет должен вестись всеми предприятиями вне зависимости от их формы собственности и системы налогообложения. Исключение составляют лишь индивидуальные предприниматели. Поскольку они по-прежнему не ведут бухгалтерский учет, то и бухгалтерская отчетность в 2015 году для ИП не нужна; используемые первичные бухгалтерские документы должны быть утверждены руководителем предприятия; введено понятие регистры бухгалтерского учета, которые должны использоваться вместе с приходно-расходными ордерами и ведомостями. Регистры должны содержать все реквизиты предприятия; как уже было сказано выше, аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской годовой отчетности, хотя все так же получаются и составляются; отчет о прибыли и убытках предприятия с 2014 года переименован в отчет о финансовых результатах; отчет о целевом использовании полученных средств переименован в отчет о целевом использовании средств; один экземпляр бухгалтерской финансовой отчетности 2015 в течение трех месяцев с окончания отчетного периода должен быть предоставлен в Государственный комитет статистики; учетные, финансовые и бухгалтерские сведения должны храниться в течение пяти лет.

Стоит отметить, что в 2012 году субъектам малого предпринимательства уже были сделаны некоторые послабления по показателям, учитываемым в отчетности. В 2015 году бухгалтерская отчетность малых предприятий может содержать сведения без дополнительной детализации – это что касается бухгалтерского баланса. Отчет о финансовых результатах в 2015 году также содержит укрупненные показатели, то есть существенно упростился.

В новом отчетном году изменения претерпел не только состав годовой бухгалтерской отчетности 2015 года. С 2014 года для составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (бывшего отчета о прибылях и убытках) должны использоваться новые бланки. Их форма должна быть законодательно установлена. Старые бланки в новом отчетном году использовать запрещено.

Также установлены новые формы бухгалтерской отчетности в 2015 году для подачи отчетов в электронном виде. Согласно новым требованиям, первичные учетные формы имеет право предоставлять лишь тот работник предприятия, который ведет бухгалтерский учет. Сами формы этих документов могут быть разработаны на предприятии и утверждены его руководителем – понятие унифицированной формы отныне упраздняется. Первичные учетные документы также могут быть оформлены в электронном виде (и заверены электронной цифровой подписью уполномоченного лица).

Формы учетных документов должны содержать все обязательные по закону реквизиты и быть зафиксированы в учетной политике предприятия.

Несмотря на некоторые изменения в названиях, бланках и требованиях к ведению бухгалтерского учета отдельных предприятий (особенно это касается предприятий малого бизнеса), порядок заполнения и составления бухгалтерской отчетности в 2015 году остался практически прежним. Отчетность должна: отражать все хозяйственные операции, полученные доходы и обязательства предприятия в полной мере; быть в полном соответствии с данными аналитического и синтетического учетов; содержать достоверные, точные, существенные, целостные, последовательные данные.

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо: Провести бухгалтерский аудит (для тех предприятий, которым это требование законодательно установлено). Утвердить и подписать состав отчета у руководства предприятия. Подать в установленные сроки отчетность в налоговую службу и Государственный комитет статистики. В случае если предприятие подпадает под требование о публичности бухгалтерской отчетности, опубликовать отчетность в открытом доступе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...