Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 9. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди других функциональных стилей.




Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова. По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей хотя бы потому, что реализуемая в нем эстетическая функция выражается в весьма специфичном использовании языковых средств. В связи с этим в известном смысле справедливо разделение всех стилей на художественный и нехудожественные.

Билет 10. Понятие литературной нормы русского языка.

Понятие литературной нормы включает три основных правила: правильность произношения, правильность ударения и правильность словоупотребления. Любая грамматика современного русского литературного языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование. Утверждение о том, например, что существительное женского рода с окончанием - а в именительном падеже в предложном падеже имеет окончание - е (а не какое-то другое), – это утверждение о норме. Однако такие нормы для носителей русского языка естественны. Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Это свидетельствует, кроме всего прочего, еще и о том, что современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи.

Билет 11. Акцентологические нормы русского языка. Характеристики ударения.

Акцентологические нормы — нормы постановки словесного ударения.

Ударение — выделение одного из слогов в составе слова путём усиления звучания и увеличения длительности. С помощью словесного ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово. Небольшое число служебных слов имеет самостоятельное слабое ударение: союзы, некоторые предлоги, образованные от наречий. В некоторых случаях в разговорной речи ударным является предлог или частица. Сложные, сложносокращенные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, могут иметь, кроме основного, побочное (второстепенное) ударение. Русское словесное ударение характеризуется: 1) разноместностью (неустойчивостью) — может стоять на любом слоге, в любой части слова 2) подвижностью (в некоторых словах) — способностью перемещаться с одного слога на другой в разных грамматических формах слова. Нефиксированность и подвижность ударения в русском языке часто приводят к акцентологическим ошибкам. Чтобы их избежать, следует обратиться к орфоэпическому, орфографическому или толковому словарю — в них даётся правильное ударение.

Билет 12. Орфоэпические нормы русского языка.

Речь на уровне звуков должна быть не только правильной, соответствовать произносительным (орфоэпическим) нормам, но и благозвучной, интонационно богатой, точной и выразительной.

Голос – первое, что доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника. Каковы слагаемые голоса? К ним относятся громкость, тембр (звуковая окраска), высота звучания, гибкость и др. Монотонная речь часто вызывает раздражение.

Не менее важна и дикция, то есть манера выговаривать слова. Существуют два типа произношения: неполный (для непринуждённого бытового общения) и полный (ораторский). Неполный тип произношения характеризуется сильным сокращением, иногда утратой («проглатыванием») отдельных звуков и слогов, нечёткой дикцией. В условиях официального общения, публичного выступления такой тип речи недопустим.

 Наибольшие трудности связаны с постановкой ударения; с произношением е или э после согласных в заимствованных словах, с произношением е или ё после согласных под ударением, с произношением ч или ш в сочетаниях чт, чн и произношением отдельных слов.

Билет 13. Морфологические нормы русского языка. Определение рода у имен существительных. Род у несклоняемых существительных. Род сложносокращенных слов.

Связаны парадигмами склонения и спряжения. Устоявшиеся нормы спряжения и склонения не вызывают затруднений однако среди всех частей речи есть морфологические варианты которые вызывают затруднения, к ним относяться:1)сложно – сокращенные слова (обревиатуры) образованные по средствам соединения первых букв от слов полного названия, определяет свой род по роду ведущего слова (ТЮМГАСУ) 2)род у несклоняемых имен существительных иноязычного происхождения определяется так: если не склоняемые существительные обозначают неодушевленные предметы они относятся к среднему роду за исключением слова кофе. Если не склоняемые существительные обозначают живые существа то их род зависит от пола. Несклоняемые существительные имеющие в русском языке родовое наименование рода соотносится с родом последнего.

Название букв относится к словам среднего рода.

Билет 14. Варианты формы родительного падежа мн.числа у имен существительных. Варианты падежных окончаний форм именительного падежа мн.числа существительных мужского рода.

1)Варианты родительного падежа множественного числа у имен существительных. Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое: дом – много домов.

Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым: земля – нет земель.

2) Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

При выборе окончания -а (-я) или -ы (-и) следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

 - -а (-я) - бега, доктора, корма, купола, кучера, сторожа;

- -ы (-и) - аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры.

Многие существительные имеют вариантные нормы: вымпел (вымпелы, вымпела). Иногда окончания указывают на смысловые различия:

кондукторы- приспособления в технике; кондуктора - работники транспорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 870.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...