Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стилистика как наука. М. В. Ломоносов о стилях языка и речи. Стили языка и стили речи. Понятие о функциональном стиле. Авторский стиль.




СТИЛИСТИКА как наука (от лат. stylos – остроконечная палочка, стержень для писания на покрытых воском дощечках). Слово «стиль» приобрело значение «почерк», а позднее еще больше расширилось и стало обозначать «манеру, способ, особенности письменной и устной речи».

 Стилистика – наука, которая изучает употребление языковых средств с точки зрения их наибольшей целесообразности в соответствии с целями и сферой обращения.  

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного запаса, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи. Как в культуре речи, так и в стилистике мы чаще всего имеем дело с оценками качественной стороны и возможности употребления в речи слов и грамматических форм. Однако, если культура речи оценивает их соответствие современной литературной норме, каким-либо правилам, то стилистика – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. Какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, нежели оценок культурно-речевых.

Стилистика также связана с другими науками гуманитарного цикла: логикой, психологией, педагогикой, причем особенно тесно – с поэтикой, литературоведением, теорией ораторского искусства.

В самой стилистике можно выделить 3 основных раздела, каждый их которых имеет свой предмет и свои особые методы исследования.

В первом изучаются выразительные средства языка, главным образом стилистическая окраска слов, фразеологических выражений, грамматических форм, разных типов предложений, произносительных вариантов. Условно его можно назвать грамматической стилистикой.

Во втором отделе стилистики, можно сказать, наиболее теоретическом, рассматривается исторически сложившаяся в языке система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, специфическими способами использования и организации языковых средств, а иногда и особым их подбором. На практике здесь устанавливается связь между стилями языка, с одной стороны, и формами, видами речевой деятельности, литературными жанрами – с другой. Для названия этого отдела более всего подходит употребляемый в современном языкознании термин функциональная стилистика.

В третьем разделе основное внимание уделяется анализу текста и особенностей слога. Стилистика текста изучает закономерности строения конкретных высказываний, любых речевых произведений в связи с личностью их авторов, предметом и обстоятельствами речи, в принципе всегда индивидуальными и неповторимыми. В своей повседневной практике со стилистикой текста чаще всего имеют дело школьные учителя и литературные редакторы, но овладение её основными особенностями и законами важно для каждого культурного человека.

Два первых раздела стилистики служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов организации отдельных стилей языка нельзя приступить к рассмотрению отдельных текстов.

Объект изучения стилистики – язык, зафиксированный в текстах. Вопрос о предмете стилистики сложен и еще не получил однозначного решения. Это связано с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования.

Предметом исследования стилистики являются выразительные особенности, возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, результатом чего является своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Стилистика, как и любая наука, имеет круг специфических понятий и категорий. Основные из них: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы.

Основные проблемы стилистики:

1.       Определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего.

2.       Определение закономерностей функционирования языка в разных сферах обращения.

3.       Классификация функциональных стилей.

4.       Соотношение лингвистического и экстралингвистистического в стилистике.

5.       Проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стилистике.

6.       Соотношение функциональных стилей и форм речи.

7.       Соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой.

8.       Взаимодействие стилей и их целостности.

9.       Проблема отношения языка художественной к функциональным стилям.

10.     Определение стилистических норм и их исторического характера.

11.     Проблема диахронии и синхронии в стилистике.

12.     Соотношение «стилей» произношения и функциональных стилей.

Основы стилистики как науки заложены в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова и т.д.

М. В. Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову:

Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.

 Стили языка и стили речи.

Стили русского литературного языка: 

- Разговорный (обиходно-бытовой)  / общение людей в быту/

- Официально-деловой /Общение граждан с учреждениями и учреждениями между собой/

-Публицистический / агитационно-массовая деятельность/

- Научный /научная деятельность/

- Художественный (стиль художественной литературы) / словесно-художественное творчество/

Разговорный стиль.

Для него характерны такие синтаксические средства языка, как диалог, инверсия, односоставные предложения, неполные предложения, присоединительные конструкции и др.

Официально-деловой стиль.

Слово официальный значит «правительственный, должностной, служебный». Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами.

Форма каждого вида документа тоже устойчива, общепринятая, стандартная. Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки.

Научный стиль.

Признаки научного стиля: термины, определения понятий и другие.

Публицистический стиль.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией воздействия, т.е. открывает возможности оценки изложенного, для того, чтобы повлиять на мысли и чувства читателей.

Наиболее известные жанры публицистики: информация, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия (на новую книгу, фильм, спектакль), зарисовка, очерк, фельетон.

Художественный стиль.

Стиль художественной литературы может включать в себя элементы других стилей, однако не в их собственной функции, а в эстетической, как средство выразительности речи.

Стили речи.

1.       Стиль Л.Н. Толстого; стиль рассказа После бала», стиль фельетона, стиль романтизма. Здесь стиль – совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, поэта, произведения, жанра, литературного направления.

2.       Торжественный стиль. Иронический стиль. Здесь стиль – разновидность языка, которая характеризуется определенными выразительными средствами.

3.       Функциональный стиль. Функция – по-другому, назначение, цель. Люди пользуются языком в разных целях. В одних ситуациях язык используют для того, чтобы просто обменяться мыслями, впечатлениями, наблюдениями. Вспомним, например, наши беседы с друзьями, родными, членами семьи, нашу переписку с ними. В тих и подобных ситуациях функция языка – общение. В других ситуациях язык выполняет другие функции: сообщение и воздействие. Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека, называют функциональными.

Функциональные стили – это прежде всего разговорный и книжный, а книжные включают в себя научный, официально-деловой, публицистический, и особо стоит стиль художественной литературы.

Функциональный стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка.

Каждый автор обладает своим неповторимым авторским стилем. Например при издании классических литературных произведений часто сохраняют авторские неологизмы и даже явные грамматические и орфографические ошибки автора для максимально полной передачи авторского стиля. Иногда впоследствии они даже становятся новой литературной нормой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 537.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...