Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соблюдение требований грамматики в устной речи. Интонационно-выразительные средства речи. Техника звучащей речи.




Для настоящего оратора несомненно нужно, чтобы его речь была правильно выстроена с грамматической точки зрения.

Грамматика как наука занимается изучением грамматического строя языка. Следовательно, эта наука помогает людям сознательно применять грамматические правила и законы, сознательно использовать бесчисленные речевые ресурсы грамматического строя. Следовательно. Человек, изучивший грамматику, усвоивший ее рекомендации, умеет обогащать свою речь, делать ее более сильной и выразительной.

Грамматический строй русского языка, подобно словарному составу, необыкновенно гибок, разнообразен. Нормы грамматики объективны, то есть они не зависят от воли и желания отдельных людей. Конечно, эти законы и нормы с течением времени изменяются, но очень медленно.

Не нужно думать, что грамматика – некоторый свод сведений о языке,составленный учеными. Грамматика – это, прежде всего, свойственные самому языку закономерности (схемы и правила), которым подчинено изменение грамматической формы слова и построение предложений. И если, выступая публично, свою речь «строить» с учетом норм грамматики, мы приобретем большую точность и краткость, энергичность выражения смысла высказываний.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, сто структуру речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой культуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интересу слушателя или читателя. Здесь уместен вопрос: есть ли надобность и основание различать разные типы речевой выразительности? Да, есть, потому что есть и выразительность молчания, выразительность речевого сигнала испуга или опасности. Возгласа восхищения и восторга. Одно в одних, другое в других условиях общения для того, что бы знать, когда какая выразительность уместна, надо знать, какими ее типами современная речь располагает. Выразительность восхищения неуместна у постели больного, выразительность умиления – на теоретический симпозиум, выразительность досады и раздражения – в общении учителя с учащимися.

Основные условия выразительности речи:

1. Самостоятельность мышления, деятельность сознания самого автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволят пробиться росткам выразительности.

2. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит и пишет, и к тем, для кого он говорит и пишет. Жизнь требует отказа от равнодушия, хочет пытливой мысли и остроты чувства, самостоятельности работы сознания и поисков выразительности.

3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке.

4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Каждый из стилей налагает свой отпечаток на отдельные группы и слой средств языка. Выразительность разных стилей речи достигается не одними и теми же средствами, она специфична в каждом языковом стиле.

5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно.

6. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно. Нужно сказать себе: моя речь невыразительна, бедна и бледна, я буду говорить и писать ярче, выразительнее. Для этого, если нужно, я познакомлюсь по книгам с выразительными средствами языка, овладею ими, приобрету навыки их использования в речи.

7. Объективное, языковое чутье (явление), не зависящее от воли, желаний, сознания, чувств отдельного человека. То наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности.

Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.

Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе.

Таким образом, техника речи включает:

 - фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

 - дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

 - интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:

 - высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

 - тембр – эстетическая окраска голоса

Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

 

Место невербальных средств коммуникации в человеческом общении. Взаимозависимость вербальных и невербальных средств общения. Невербальные средства общения с точки зрения лингвистики. Роль жеста, мимики, пластики в публичном выступлении.

Практика грамотного общения невозможна без знания восприятия невербальных (несловесных) средств общения, к которым относятся мимика и жесты. Любому человеку, и в первую очередь оратору, следует помнить, что аудитория чрезвычайно восприимчива к мимике и жестикуляции, вследствие чего невербальные средства общения должны быть грамотно подобраны и адекватны ситуации.

Известно, что люди могут общаться друг с другом не только посредством устной речи, но и с помощью жестов.

Известный русский режиссер Станиславский много раз повторял своим актерам: «При словесном обращении говорите не только уху, сколько глазу», - обращая внимание на роль жестов и мимики в игре актера.

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Поэтому цель речевого поведения можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Если оратор заинтересован в успехе своей речи. То его мимика не может быть невыразительной. И если у него будет «тупой взгляд» и «каменное лицо», такое равнодушие к происходящему обязательно «заразит» аудиторию.

Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией и сопровождаемая различными жестами, может приобретать совершенно различные значения.

Жест может заменить фразу, слово: вместо ответа на вопрос «Как поживаешь?» показывают большой палец – «отлично». Есть жесты, которые сами по себе являются сигналами: поцелуй, рукопожатие и т.д.

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Поэтому цель речевого поведения можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбность не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-либо элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 500.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...